Испанская экономика в условиях пандемии

105

Doctor in protective medical mask over flag of Spain by Jernej Furman // www.flickr.com/photos/91261194@N06/

© 08.07.2020, Понеделко Г.Н.

Пандемия COVID-19, унесшая в Испании десятки тысяч жизней (по состоянию на 7 июля – 607 смертей на 1 млн жителей, пятое место в мире после Сан-Марино, Бельгии, Андорры и Великобритании), оказала и продолжает оказывать крайне негативное воздействие на экономическое и социальное развитие страны. Только за первый квартал текущего года ВВП Испании сократился на 5,2%, что стало самым высоким показателем спада с 2009 г.[1] По предварительным прогнозам Банка Испании, к концу года спад ВВП составит от 11 до 15%. По этому показателю Испания превзойдет остальные страны ЕС, за исключением Италии. Внутреннее и внешнее потребление за квартал сократилось соответственно на 7,5 и 8,4%. Бюджетный дефицит по итогам года может достичь 10,3% ВВП, а по оценке МВФ – даже 13,9% (против 2,7% в 2019 г.)[2], что приведет к росту государственного долга Испании до 123,8% ВВП (против 95,5% на конец декабря 2019 г.).

В связи с введенным в стране 15 марта 2020 г. карантином, десятки тысяч предприятий, в первую очередь мелких и средних, были вынуждены прекратить или значительно ограничить свою деятельность. В числе наиболее пострадавших оказались компании, занимающиеся туристическим бизнесом, одной из базовых отраслей национальной экономики, на долю которой приходится свыше 12% ВВП и 13% общей численности занятых. В мае текущего года количество туристических ночевок в гостиничном секторе по отношению к маю прошлого года сократилось на 99,2%, составив всего 259 тыс. против 31,9 млн ночей. Ожидаемые потери валютных поступлений отрасли составят 83 млрд евро[3].

И все же главный удар пандемия нанесла по национальному рынку труда. За первые три месяца 2020 г. занятость сократилась на 4,2%. Наряду с туристической отраслью наиболее высокие темпы ее падения наблюдались в аграрном секторе (на 9,9%), строительстве (9,8%), рекреационной сфере (8,2%) и в секторе недвижимости (6,9%). Ожидается, что к концу года уровень безработицы поднимется до 21% (против с трудом достигнутых в 2019 г. 14%). Эта цифра не включает почти 4 млн жителей, вынужденно прекративших работу в связи с временным приостановлением действия их трудового договора по причине закрытия предприятий, но которые в перспективе могут пополнить ряды официально зарегистрированных безработных. С учетом этой категории людей безработица в сегодняшней Испании может превысить 35%.[4]

Ударив по рынку труда, пандемия коронавируса и ее последствия со всей очевидностью выявили слабость и проблемы социальной инфраструктуры Испании. Речь, в первую очередь, идет об относительно более низком уровне государственных инвестиций в инфраструктуру здравоохранения, объем которых в 1,5 раза ниже[5], чем в трех основных странах ЕС (Германии, Франции и Италии). Следствием этого стали 50-процентный дефицит больничных коек, нехватка медперсонала, отделений неотложной помощи и других медицинских услуг, включая дома престарелых, что в значительной мере парализовало борьбу с пандемией, особенно на ее начальном этапе.

Серьезному испытанию подверглись также системы испанского образования и социального обеспечения, всегда испытывавшие нехватку средств для своего развития. Средний объем инвестиций на одного жителя в эти сферы в докоронавирусный период соответственно в 2,8 и 4 раза уступал показателям трех основных стран ЕС.

Одним из первых шагов в рамках чрезвычайных мер по борьбе с социально-экономическими последствиями пандемии, предпринятых левым коалиционным правительством Испанской социал-демократической рабочей партии и «Унидос Подемос», стало принятие Регламента временного регулирования занятости. Регламент был подписан на основе социального диалога Министерством труда, профсоюзами и конфедерацией предпринимательских организаций СЕОЕ, с продленным сроком действия до 30 сентября, а в исключительных случаях – до конца 2020 г. Согласно регламенту, на помощь предприятиям в связи с потерей ликвидности правительством было выделено почти 18 млрд евро. За счет этих средств осуществляются выплаты заработных плат (в среднем на 70%) при условии, что предприятие обязуется сохранить работу своим сотрудникам в течение 6 месяцев с даты возобновления деятельности, и компенсация социальных отчислений.[6] Предполагается, что помощь по этой схеме получат 3,38 млн человек. Компенсация (в размере 600 евро) будет доступна и для 1,4 млн самозанятых, полностью или частично (на 75%) потерявших свой доход. Важно также отметить, что нормативы регламента не распространяются на компании и банковские структуры, расположенные в офшорных зонах или выплачивающие дивиденды. Последним, чтобы избежать нехватки ликвидности, предлагается приостановить выплату дивидендов акционерам и сократить зарплаты директорскому корпусу.

Второй важной мерой социал-демократического правительства стало принятие 29 мая 2020 г. масштабной программы поддержки уязвимых слоев населения. Программа ставит своей задачей борьбу с бедностью и снижение доли домохозяйств с годовым доходом ниже 50% от средненационального уровня (10 тыс. 70 евро в год). В настоящее время доля таких домохозяйств является одной из самых высоких в ЕС и составляет 21,5%.

Краеугольный камень этой исторической программы – введение уже с 1 июня 2020 г. минимального прожиточного дохода (Ingreso Mínimo Vital) для граждан в возрасте от 18 до 65 лет (испанские пенсионеры не входят в категорию «уязвимых слоев населения», так как пенсионное обеспечение всегда являлось главным социальным приоритетом государственной политики). Его размер определяется типом домохозяйства, количеством его членов и их совокупным доходом, включая наличие недвижимости. Всего предусматривается 14 типов домохозяйств, выплаты которым составляют от 461,5 евро ежемесячно на одинокого взрослого без детей до 1 тыс. 15 евро и выше для семей с детьми. Предполагается, что бенефициарами дополнительных выплат станут 2,3 млн испанцев (включая 30% детей) или 850 тыс. домохозяйств, из которых почти 16% – семьи с одним родителем[7]. Также испанское правительство намерено к концу 2020 г. довести минимальную межпрофессиональную зарплату до 1 тыс. евро.

Каким образом и в какой мере правительству удастся реализовать поставленную задачу, учитывая, что доля государственных расходов в ВВП составляет 41,9% (против 46,7% в еврозоне), а разница в доходах еще выше (соответственно 35,4% ВВП и 41,7%), покажет уже ближайшее будущее. Предполагается, что одним из способов компенсировать эти расходы станет «улучшение возможностей по сбору налогов с точки зрения налоговой справедливости и платежеспособности налогоплательщиков»[8], подразумевающее, в первую очередь, увеличение фискального давления на налогоплательщиков с высоким уровнем доходов. Предельная ставка подоходного налога с физических лиц, чей доход превышает 130 тыс. евро, увеличится на 2 процентных пункта и составит 47%, а с доходов свыше 300 тыс. евро – на 4 пункта – до 49% [9]. Одновременно предлагается увеличить налоговые отчисления с инвестиционных вложений и банковских вкладов (свыше 50 тыс. евро), ограничить широко практикуемые (как правило, для крупных предприятий) налоговые льготы, снизить на два пункта налог на прибыль малых и средних компаний, обеспечить возврат НДС компаниям, наиболее пострадавшим от пандемии. В целом, согласно данным брюссельского института «Брейгель», налоговая помощь испанским компаниям со стороны государства значительно уступает помощи, осуществляемой в других странах ЕС. Она составляет, включая отсрочку налоговых, коммунальных, ипотечных платежей, взносов на социальное страхование и других дополнительных сборов, всего 0,9% ВВП против 10% в среднем по ЕС.[10]

Большое внимание в экономическом пакете центрального правительства уделяется финансово-кредитным рычагам и усилению частно-государственного банковского партнерства, созданию кредитных линий с государственными гарантиями, обеспечивающими под низкий процент покрытие долгов и убытков компаний, сохранению их платежеспособности и конкурентоспособности. Всего по линии Государственного института кредитования предприятий будет выделено 100 млрд евро. Часть этих ассигнований пойдет на реформирование туристической отрасли и автомобильной промышленности, с учетом поставленной цели перехода к устойчивому развитию и низкоуглеродной экономике. А другая – на реализацию разрабатываемого в настоящее время плана реформирования системы здравоохранения[11], пенсионного обеспечения, образования, налоговой системы, который должен быть представлен на рассмотрение Европейской комиссии к 15 октября 2020 г. В случае его одобрения Брюсселем Испания может рассчитывать на целевую помощь из фондов ЕС, большая часть которой будет выделена в форме субсидий. Эффективное распределение этих средств, равно как и реализация «постковидного» плана испанских социал-демократов, послужит укреплению позиций и авторитета европейских левых сил.

Примечания:
[1] Данные INE. Instituto Nacional de Estadística.
[2] El déficit se disparará al 10,34 % del PIB en 2020. Público. 01.05.2020. URL: https://www.publico.es/politica/deficit-disparara-al-10-34-del-pib-2020.html.
[3] La actividad directa e indirecta del turismo perdería 83.134 millones euros al finalizar en año. El Blog Salmón. 22.06.2020. URL: https://www.elblogsalmon.com/sectores/actividad-directa-e-indirecta-turismo-perderia-83-134-millones-euros-al-finalizar-ano.
[4] La vertiginosa caída de desigualdad de renta (Gini) en la recuperación española. El Blog Salmón. 08.06.2020. URL: https://www.elblogsalmon.com/indicadores-y-estadisticas/vertiginosa-caida-desigualdad-renta-gini-recuperacion-espanola.
[5] Así es la falta de inversión en salud, educación y protección social de España respecto a sus socios europeos. El Blog Salmón. 17.06.2020. URL: https://www.elblogsalmon.com/sectores/asi-falta-inversion-salud-educacion-proteccion-social-espana-respecto-a-sus-socios-europeos.
[6] Так, размер выплат в Фонд социального страхования для малых и средних компаний с числом занятых менее 100 человек сокращен на 75-100%.
[7] El Gobierno aprueba un plan histórico para combatir la pobreza en España. Huffpost. 29.05.2020. URL: https://www.huffingtonpost.es/entry/el-ingreso-minimo-vital-llegara-a-850000-hogares_es_5ed0dc44c5b6b8a60949c852.
[8] El Gobierno centra la reconstrucción en reforzar la Sanidad y el PSOE deja fuera el impuesto a las grandes fortunas. Público. 24.06.2020. URL: https://www.publico.es/politica/gobierno-centra-reconstruccion-reforzar-sanidad.html.
[9] Así serán las subidas del IRPF por la crisis del coronavirus. El Blog Salmón. 04.06.2020. URL: https://www.elblogsalmon.com/economia-domestica/asi-seran-subidas-irpf-crisis-coronavirus.
[10] Ayudas fiscales en España respecto al covid y qué están haciendo el resto de miembros de la UE. El Blog Salmón. 02.06.2020. URL: https://www.elblogsalmon.com/economia/ayudas-fiscales-espana-respecto-al-covid-que-estan-haciendo-resto-miembros-ue.
[11] Этот план, среди прочего, включает увеличение численности работников государственной первичной медицинской помощи на основе демографических показателей и ликвидацию доплаты за лекарства в зависимости от социально-экономического статуса.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
06.08.2020

Онлайн-брифинг Федора Войтоловского в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» о текущем состоянии российско-американских отношений.

подробнее...

05.08.2020

Состоялся очередной научно-практический семинар в рамках сотрудничества ИМЭМО РАН и Международного финансового центра «Астана» (Казахстан). С докладом на тему «Развитие отношений США и КНР: экономика и политика» выступил Федор Войтоловский. 

подробнее...

Вышли из печати