Индия под давлением пандемии СOVID-19

106

Coronavirus in India: Migrants fled cities on foot to their home villages // youtube.com

© 14.05.2020, Брагина Е.А.

СOVID-19, аббревиатура названия неизвестного ранее вирусного заболевания, быстро и прочно заняла лидерские позиции в мировом политическом и экономическом лексиконе. В Индии первый случай заражения неопознанной болезнью был зафиксирован в январе 2020 г. в Керале, одном из самых развитых штатов страны. Но поскольку заболевший быстро выздоровел, особого внимания и тревоги этот случай не привлёк. Угроза и масштабы экономического спада в результате этой особо опасной эпидемии были поняты руководством Индии, как и в большинстве государств мира, не сразу и не в полной мере. Только когда под воздействием коронавируса стало быстро нарастать число смертельных исходов, была осознана глобальная опасность неизвестной ранее болезни, в сжатые сроки переросшей в пандемию.

Для короткой истории возникновения и распространения этой новой мощной пандемии ХХI века типичен своего рода догоняющий характер защитных действий большинства государств, независимо от их политических систем и экономического уровня. Неизвестное ранее заболевание, лечение которого потребовало применения высокотехнологичных методов, очень скоро поставило миллионы людей перед реальной смертельной угрозой.

В большинстве обзоров международных организаций, анализирующих происходящие в мировом хозяйстве под влиянием СOVID-19 процессы, преобладает общая черта, которая может быть сформулирована как состояние неопределенности в качестве доминанты современной мировой экономики. Многолетний опыт разных по остроте и продолжительности кризисов показывает, что первой реакцией на них становится боязнь риска, выжидательная позиция, не лучшее для бизнеса, и соответственно, для экономики и преодоления спада состояние. Неизбежное при этом падение ВВП означает сокращение товарного насыщения рынка, ослабление хозяйственного подъёма, в большинстве случаев дальнейшее увеличение безработицы и продолжение рецессии.

В быстро сформировавшемся всемирном кризисе, порожденном СOVID-19, совпали высокая степень опасности для здоровья населения всех стран, резкое снижение темпов роста национальных экономик, деловой активности, падение внешнего и внутреннего спроса, сокращение инвестиций. Заслуживает внимания позиция МВФ в апрельском обзоре 2020 г., подчеркнувшем особую опасность новой пандемии для мирового хозяйства в целом, выраженную в высокой неопределенности глобального экономического роста. МВФ, наряду с кризисом системы здравоохранения мирового масштаба (в большой группе стран ситуация резко осложнилась из-за недостаточно развитого медицинского обслуживания), обозначил реальную опасность роста безработицы в результате массовых увольнений, особенно в сфере услуг. Ранее в этом секторе, занявшем на современном этапе лидирующие позиции в экономике большинства стран, в том числе в Индии, быстро рос спрос на разные типы труда, в том числе – неквалифицированный, самый массовый в развивающихся странах.

После официального объявления в Индии 25 марта 2020 г. премьер-министром Н. Моди пандемии в короткие сроки начались сокращения занятости, особенно в сфере услуг, важной отрасли экономики страны. В предыдущие годы её развитие отличалось высокими темпами, существенно повышалась занятость с преимущественным использованием немеханизированного труда. В услугах с важной ролью личного общения, постоянной необходимостью прямых контактов с обеих сторон, сокращение рабочих мест стало наиболее значительным. Увольнения в первую очередь ускорились на малых и средних предприятиях, основной форме производства и услуг в Индии. По официальным данным, безработица в стране выросла почти в четыре раза, с 6,7% в конце марта 2020 г. до 27,1% на начало мая 2020 г., но эти показатели не дают реальной картины начавшегося снижения занятости[1]. Они относятся, в основном, к городам, в сельских районах такой учет практически не ведется. Показатели безработицы существенно занижены, поскольку в них не попадает многомиллионная теневая занятость. На теневой (неформальный) сектор Индии приходится, по оценкам МОТ, 80-85% всей занятости, не учитываемой и не защищенной национальным трудовым законодательством.

Индия традиционно занимает одно из первых мест в мире по объёму денежных переводов от её зарубежной диаспоры. В 2019 г. поступления составили 83,1 млрд долл., но в 2020 г., по оценке Мирового банка, они сократятся на 23% из-за ухудшения экономического положения в ведущих странах Запада. Это существенная финансовая потеря в трудное для страны и многих семей, а также бизнеса время, негативно сказывается на покупательной способности значительной группы населения Индии[2]. В сжатые сроки ускорилось падение спроса, снижение его объемов и смещение на более дешевые товары.

Начавшийся кризис занятости резко обострил и без того сложную ситуацию внутренней миграции населения в Индии. Закрытие многих предприятий, в том числе крупных, массовые увольнения в городах лишили миллионы людей средств существования, на которые жили они и их оставленные в деревнях семьи. Большинство лишившихся работы ранее были заняты в теневой экономике, массовой сфере неформальной занятости в Индии, но официально никак не фиксируемой. На помощь государства они не могут рассчитывать.

После введения Н. Моди строгого карантина в марте 2020 г. внутренний пассажирский транспорт в Индии практически перестал работать и дороги страны были переполнены мигрантами, стремящимися любыми путями вернуться к своим семьям в деревни, малые города. Правительственный запрет на внутренние перемещения не мог остановить миллионы людей, лишившихся работы и заработка. Их общее число неизвестно, поскольку они достоверно не учитываются, но в печати появляются показатели, впечатляющие своими масштабами, – 100-140 млн безработных мигрантов. Среди них преобладают мужчины работоспособного возраста, денежные переводы которых были единственным средством существования их семей. Перемещение по стране огромной массы людей, в большинстве своем – без денег и работы, резко осложнило ситуацию в целом, участились их столкновения с полицией. Такое столкновение с большим числом участников произошло возле Сурата, центра обработки алмазного сырья, где полиция не пускала людей в город.

Действенным способом противостояния пандемии стала во всех странах самоизоляция граждан, соблюдение ими пространственной дисциплины, позволяющей снизить риск заболеваемости. Правильная мера, но не отвечающая реальным условиям жизни и работы подавляющего большинства населения Индии. Нищета миллионов индийцев делает невозможной для них персональную изоляцию, которая была введена почти во всех странах мира и при определенных условиях стала реальным способом, если не остановить, то хотя бы затормозить распространение СOVID-19. Требование эффективной изоляции в условиях Индии сразу вызвало острую критику в печати страны, подчеркивающую нереальность такой меры. Для семьи из пяти–шести человек, обычно гораздо больше, живущей в 10 метровой комнате без канализации и водопровода, что типично для трущоб Мумбая, делового центра страны и концентрации нищеты, изоляция нереальна. В Дхарави, крупнейшей трущобе Индии, возможно, и в мире, по самым примерным расчетам, на один квадратный километр площади приходится 350 000 человек[3]. Нищета и присущая этому состоянию антисанитария среды обитания неизбежно повышают масштабы и скорость распространения опаснейшей коронавирусной инфекции.

Важным облегчающим обстоятельством для Индии в условиях распространения СOVID-19, и острой необходимости крупного импорта фармацевтической продукции (один из её основных поставщиков – Китай) стали высокие урожаи основных продовольственных культур в 2019 и 2020 гг. Индия располагает также валютными резервами, порядка 480 млрд долл., на случай закупок недостающей медицинской продукции за рубежом. Но экономическая и социальная реальность Индии, как и многих других стран догоняющего развития с высокой безработицей и массовой нищетой, остается чрезвычайно сложной. Медицинская инфраструктура, несмотря на определенные положительные сдвиги, недостаточно развита, один врач приходится на 1000 человек, сказывается нехватка больничных коек, почти для 50% населения недоступна чистая питьевая вода – всё это крайне затрудняет осуществление рекомендуемых противоэпидемических мер в масштабах страны.

В связи с быстрым и значительным сокращением экономики Индии, как и других стран Азии под давлением СOVID-19, заслуживают внимания оценки МВФ ожидаемого роста стран этого региона на ближайшую перспективу. Они представлены для азиатского региона на 2019, 2020 и 2021 гг. следующими показателями – 3,7%, 1,0%, 6,6%. Схожая динамика спада и роста предполагается в Индии – 4,2%, 1,9%, 7,2%[4]. Но ожидаемый МВФ переход региона в целом, в том числе Индии, к значительному подъёму хозяйства в 2021 г., как представлено ниже на рисунке Statista GmbH, после глубокого спада в результате атаки СОVID-19 едва ли возможен.


Рис 1. India: Real gross domestic product (GDP) growth rate from 2009 to 2021(compared to the previous year).

Supplementary notes: According to the source, due to the high level of uncertainty in current global economic conditions, the IMF projections for these indicators are provided only through 2021. Statista GmbH, Germany, 2020. * Estimate.

Второй год подряд Индия собирает рекордные урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе риса и пшеницы. Это безусловное достижение страны, существенно снизившее зависимость от закупок основных продовольственных культур. Предыдущий 2019 год был годом надежд на восстановление экономического роста, которые не оправдались вследствие неблагоприятных тенденций в мировом хозяйстве. Непредсказуемое возникновение вируса СOVID-19 изменило картину ближайшего будущего.

Пандемия, если судить по уже известным примерам атак сходных болезней в мировом масштабе, через некоторое время начнёт спадать, но её последствия невозможно преодолеть в короткий срок. В Индии, судя по приведенному выше графику, пандемия ускорила падение ВВП в 2019/2020 финансовом году, и возможность резкого его подъёма остается под вопросом.

Непредсказуемое возникновение вируса СOVID-19 полностью изменило картину ближайшего будущего, прежде всего экономического, всех участников мирового хозяйства. Быстрое сокращение производства в большинстве стран стало очередным черным лебедем в мировом масштабе. Но по опыту многих кризисов, и особенно учитывая размах эпидемии, непонятны причины ожидаемого МВФ быстрого и значительного, судя по приведенным выше показателям, восстановления экономического роста Индии после очевидного глубокого провала по предстоящим итогам 2020 г[5].

Опыт многонаселенной Индии с невысоким доходом на душу населения, несмотря на существенные успехи в экономике, можно считать в определенной мере наглядным примером борьбы, не всегда успешной, со смертельной опасностью, порожденной пандемией. Масштабы начавшегося сокращения производства в разных отраслях экономики Индии привели к существенным увольнениям работников, первым тяжелым последствиям принимаемых правительством, и под его давлением – бизнесом, мер. По оценке Азиатского банка развития, в развивающихся странах региона произошло самое глубокое падение экономического роста за последние 22 года[6]. Возможности правительства Индии поддержать экономику и население в решающей степени зависят от величины его реально располагаемых финансовых ресурсов, потребность в которых быстро увеличивается в масштабах всего хозяйства по мере усиления кризисных явлений.

Объявленный премьер-министром Н. Моди с 25 марта 2020 г. жесткий карантин стал одним из основных способов затормозить распространение СОVID-19. (Через некоторое время были опубликованы фотографии Н. Моди в защитной маске). Упор был сделан на персональную изоляцию граждан, запрет появляться на улицах с 21 часа до 5 утра. Полицейские в городах при нарушении правил запрета пребывания людей вне дома в эти часы вели себя жёстко, используя прямое насилие. Они активно пускали в ход бамбуковые палки, загоняя граждан без различия возраста в любые укрытия, породив популярное выражение «бамбуковый массаж» (bamboo massage).

Правительством были выделены значительные средства с целью затормозить экономический спад, но остановить рост безработицы невозможно. Крупные индийские фирмы, наряду со значительным сокращением штатов, активизировали в разных формах опыт удаленной, заочной работы своих сотрудников, co-working, teleworking.

После 3-го мая в Индии последовало некоторое ослабление режима карантина и одновременно был введен 70% налог на спиртные напитки с целью избежать скопления людей в точках продажи алкоголя. Это не помогло, в газетах отмечали «хаос, вокруг магазинов, продающих спиртное»[7]. Результатом стали стихийные протесты и столкновения с полицией в ряде городов. Быстро оживилась, несмотря на запреты, традиционная для Индии уличная торговля, важная особенность массового мелкого и мельчайшего бизнеса в Индии, и одновременно устойчивая форма повседневного общения горожан, с трудом подчиняющихся социальному дистанцированию.

Принципиальным направлением внутренней политики и практических действий правительств большинства стран в условиях мирового спада стало признание особой роли национального государства в противостоянии начавшейся пандемии. Независимо от масштабов заболевания СОVID-19, объективных различий в системах управления, политической ориентации, экономических возможностей и роли в мировом хозяйстве, именно национальное государство, как институт, объективно стало концентрированным символом и одновременно основным практическим актором в противостоянии опасности, угрожавшей всем странам без исключения.

Это подразумевает необходимость и способность национального государства, его бюрократического аппарата мобилизовать в первую очередь собственные финансовые ресурсы, средства защиты населения, в том числе привлекаемые от международных организаций. Однако скорость распространения болезни, отсутствие опыта борьбы с её возбудителем, нарастающие масштабы и превращение в короткий срок в пандемию, существенно ограничивали возможности оказания взаимной помощи в разных формах субъектами мирового хозяйства. С этой позиции роль политического руководства страны, его способность адекватно оценить сложность экономического положения, остроту социальных проблем в условиях жесткого хозяйственного спада, определить первоочередные меры борьбы с пандемией, обретают особую значимость. Такая оценка и соответствующая внутренняя политика могут стать основой для замедления хозяйственного спада.

Судя по принимаемым мерам, именно такова позиция правительства Индии в сложившейся трудной ситуации. Следующим шагом после преодоления/окончания пандемии станет восстановление национальной экономики.

Примечания:

[1] https://indianexpress.com/article/business/unemployment-rate-soars-to-27-11-amid-covid-19-pandemic-cmie-6395714/

[2] https://www.bloombergquint.com/business/remittances-to-india-likely-to-decline-by-23-in-2020-due-to-covid-19-world-bank

[3] The Nikkei Asian Review. 07.05.2020

[4] World Economic Outlook. April 2020. P.X.

[5] IMF.World Economic Outlook.April 2020 p.1X.

[6] Nikkey Asian review.April.03.2020

[7] Zawya.com. 05.05.2020


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
29.05.2020

Александр Дынкин принял участие в вебинаре «Covid-19 and cheap oil in Russia: an explosive mix?», прошедшем в ISPI. 

подробнее...

29.05.2020

В информационном агентстве «Интерфакс» состоялась первая онлайн-сессия «Примаковских чтений» на тему «Россия и постковидный мир».

подробнее...

Вышли из печати