Экономический вызов COVID-19: ответ Европейского союза

293

European Union Flags by Thijs ter Haar // www.flickr.com/photos/124913477@N08

© Стрежнева М.В., 20.04.2020

23 апреля состоится уже четвёртая видеоконференция глав государств и правительств стран Евросоюза, на которой будут согласовываться дальнейшие меры по преодолению кризиса, вызванного COVID-19. Между тем в противодействии макроэкономическим последствиям пандемии коронавируса в рамках Еврогруппы 9 апреля уже удалось договориться о пакете финансовой помощи в размере 540 млрд евро.

Его составляют:

  • кредитные обязательства Европейского механизма стабильности (ЕМС), из которого на соответствующие цели будет выделено до 240 млрд евро;
  • 200 млрд евро дополнительно от Европейского инвестиционного банка в качестве гарантий по кредитам на поддержку малых и средних предприятий;
  • С помощью нового временного инструмента по смягчению рисков безработицы в экстренной ситуации под названием SURE (Support to mitigate Unemployment Risks in an Emergency) под управлением Европейской комиссии государствам-членам на выгодных условиях будут предоставлены займы общим объёмом до 100 млрд евро на цели борьбы с безработицей и защиты рабочих мест. Они должны помочь государствам справиться с ростом государственных расходов на цели сохранения занятости. В особенности эти займы помогут покрыть затраты, связанные с созданием или расширением уже существующих национальных схем по занятости с неполным рабочим временем или неполную рабочую неделю.

Вышесказанным планируемые Комиссией меры не ограничиваются. В рамках новой Инвестиционной инициативы Брюссель выделяет 37 млрд евро из нынешнего наднационального бюджета и Фонда солидарности ЕС (по этой линии в 2020 г. будут доступны 800 млн евро) на меры по поддержке национальных систем здравоохранения, малого бизнеса и особенно пострадавших европейских регионов. В том числе предполагается отказ от обязательства потребовать у государств-членов возврата неизрасходованных ими средств по линии Европейского фонда структурных инвестиций (в сумме 7,9 млрд евро).

1 млрд евро выделяется в качестве бюджетной гарантии Евросоюза Европейскому инвестиционному фонду (ЕИФ) через Европейский фонд стратегических инвестиций (ЕФСИ)[i]. При помощи такой бюджетной гарантии Европейский инвестиционный банк мобилизует 8 млрд евро на пополнение оборотных средств для малых и средних предприятий и компаний средней рыночной капитализации.

При всём том главный ответ коронавирусу по фискальной части в Европе исходит от самих государств-членов. На этот счёт в рамках действующих европейских правил будет обеспечена полная гибкость[ii], что позволит государствам, временно освободившись от ограничения по дефициту государственного бюджета в 3% от национального ВВП, выделить совокупно до 430 млрд евро из собственных бюджетов. По части государственной помощи со стороны правительств собственным экономикам Комиссия тоже вводит временные рамки, смягчающие европейские требования[iii], что в случае необходимости должно вылиться в сумму до 2240 млрд евро в таких национальных мерах, как прямые гранты, селективные налоговые преимущества, государственные гарантии в отношении банковских займов и субсидированные государственные займы для компаний.

Так, Германия уже пошла на дополнительные бюджетные расходы в 156 млрд евро (4.9% от ВВП), включающие поддержание денежных поступлений для работников и мелкого бизнеса. Во Франции фискальный пакет составил 45 млрд евро (около 2% от ВВП) и предусматривает расходы на здравоохранение, отсрочку оплаты налогов, отсрочку рентных и коммунальных платежей для малых и средних предприятий. В Италии соответствующая сумма вылилась в 25 млрд евро (1,4% от ВВП) на меры по здравоохранению, поддержке доходов временно уволенных работников и самозанятых[iv].

В отношении перспективы использования в данном случае ЕМС исходно проблему в принципе составляет то, что наиболее страдающие от кризиса страны (начиная с Италии и Испании) остаются в результате с большими дополнительными долгами и были бы вынуждены соблюдать меры жёсткой экономии по требованию кредиторов. Но в данном случае макроэкономическая кондициональность для заёмщиков тоже отменяется при условии использования правительствами средств только на восстановление урона, понесенного национальной экономикой и обществом под воздействием вируса COVID-19.

В то же время требования Испании, Италии, Франции и Португалии о выпуске евробондов («корона-облигаций») не нашли понимания в Германии и Нидерландах, которые видят в таком «долговом инструменте» механизм довольно бесцеремонного навязывания им чужих долгов, как и в институтах ЕС, и были в результате отвергнуты.

В качестве основы для новых инструментов финансирования и привлечения инвестиций в интегрированную Европу на первых порах будет использоваться следующий многолетний бюджет Евросоюза(на 2021–2027 гг.).

Важные меры предпринимаются и со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ). В марте им была объявлена новая программа выкупа облигаций (как государственных, так и корпоративных бумаг) на общую сумму в 750 млрд евро (Pandemic Emergency Purchase Programme – PEPP). Кроме того, на 120 млрд евро будет временно (до конца 2020 г.) расширена уже существующая программа выкупа активов (Asset Purchases ProgrammeAPP). В совокупности ЕЦБ потратит до конца текущего года 1100 млрд евро (для покупки облигаций ЕЦБ печатает евро), в том числе непрямым образом направляя средства правительствам, от которых государственные ценные бумаги исходили. Это больше, чем он когда-либо тратил на подобные цели ранее за такой, относительно короткий, период времени.

С июня 2020 г. по июнь 2021 г. будет также проведена Программа целевого долгосрочного финансирования (Targeted Longer-Term Refinancing Operation – TLTRO III). Она предназначена для стимулирования выдачи банками кредитов компаниям малого и среднего бизнеса, пострадавшим в результате распространения коронавируса, а уже до её запуска ЕЦБ проводит дополнительные операции по процессу долгосрочного рефинансирования с целью поддержки ликвидности банков (Longer-Term Refinancing Operations – LTROs).

Органы банковского надзора в Еврозоне временно ослабили регуляторные требования по банковскому капиталу, ликвидности и просроченным кредитам.

Пока невозможно точно предсказывать, когда закончится вызванный коронавирусом кризис, и каковы будут его экономические и политические последствия для Европы. Однако угроза, что крупнейшие европейские экономики остановятся, вызвала к жизни беспрецедентные меры макроэкономической и кредитно-денежной политики. В своё время отец-основатель европейских сообществ Жан Монне утверждал, что Европа развивается от кризиса к кризису (собственно, такова логика неофункциональной интеграции). В 2012 г., столкнувшись с коллапсом в Еврозоне, тогдашний глава ЕЦБ Марио Драги пообещал сделать «всё, что потребуется», ради спасения евро – и выполнил своё обещание. Сейчас, как мы убедились, гибридные формы (квази)государственного вмешательства в функционирование рынка не только возможны, но и продолжают распространяться в ЕС (уже на основании тщательного осмыслении опыта борьбы с кризисом суверенных долгов в Еврозоне в 2010-е годы) ради его выживания – из-за «трудного» сочетания рыночной экономической интеграции с политической децентрализацией, а также из-за того, что ЕЦБ, в отличие от всех других центральных банков в мире, за отсутствием единого правительства в Еврозоне, приходится иметь дело с девятнадцатью суверенами.

Примечания:

[i] ЕФСИ был инициирован в рамках Инвестиционного плана Юнкера Группой Европейского инвестиционного банка (Европейским инвестиционным банком и Европейским инвестиционным фондом) и Европейской комиссией для преодоления нехватки инвестиций в Европе через мобилизацию частного финансирования на инвестиционные проекты стратегической важности. Подробнее см.: Стрежнева М.В. Экономический и валютный союз в Европе: проблемы эффективности и легитимности. – М.: ИМЭМО РАН, 2018. – с. 127–129. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_20.pdf.

[ii] См.: Coronavirus: Commission proposes to activate fiscal framework's general escape clause to respond to pandemic, Brussels, 20 March 2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_499.

[iii] См.: State aid: Commission adopts Temporary Framework to enable Member States to further support the economy in the COVID-19 outbreak, Brussels, 19 March 2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_496.

[iv] Emerson, Michael (2020). The COVID-19 shock to the Global and European Economy // 3 DCFTAs Op-ed (Understanding the EU’s Association Agreements and Deep and Comprehensive Free Trade Areas with Ukraine, Moldova and Georgia). № 12/2020, April, p. 3. URL: https://3dcftas.eu/op-eds/the-covid-19-shock-to-the-global-and-european-economy?utm_source=Facebook_PicSee&fbclid=IwAR0s_8BFY4DhAZvNGFz3qERw5VE18XimFYKl0JnbrGcz0NUD65Pr2QV1Ioc.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
12.04.2021

Состоялся очередной семинар Центра проблем развития и модернизации (ЦПРМ). На мероприятии был представлен доклад Анатолия Прозоровского «Северная Корея: каков вектор эволюции?».

подробнее...

09.04.2021

Олег Давыдов провел встречу с полномочным Министром, руководителем политического отдела Посольства Японии в Москве Т. Миямото. Обсуждались вопросы, связанные с российским и японским подходами к задачам мирного урегулирования на Корейском полуострове.

подробнее...

Вышли из печати