Председательство Чехии в Совете Европейского союза

186

used image: European Parliament. Members discussed priorities of the Czech Presidency with Prime Minister Fiala
// www.flickr.com/photos/european_parliament/

© Четверикова А.С., 08.07.2022

1 июля Чехия во второй раз в своей истории стала председательствующим государством в Совете Евросоюза. Первый подобный опыт пришелся на первое полугодие 2009 г., и то председательство сложно назвать легким, в том числе, в силу необходимости преодоления последствий финансово-экономического кризиса. К нынешнему полугодовому периоду страна тщательно готовилась, начиная еще со времени, когда премьер-министром был А. Бабиш. Однако появившиеся вызовы значительно усложнили задачи, стоящие перед Чехией и действующим главой правительства П. Фиалой. Согласно заявлениям прошлого года, Чешская Республика планировала сосредоточиться на выстраивании отношений с ключевыми странами-членами ЕС в лице Германии, Франции, а также Австрии, энергетической проблематике и ряде других вопросов. В декабре 2021 г. была озвучена и программа так называемого «президентского трио»[1], объединяющего полуторагодовой период председательств трех стран, которые сейчас включают Францию, Чехию и Швецию. Основными приоритетами «Трио-программы» стали следующие:

  1. защита граждан и свобод,
  2. создание экономической базы – «европейской модели для будущего»,
  3. построение «зеленой», климатически нейтральной, справедливой и социальной Европы,
  4. продвижение европейских интересов и ценностей в мире.

Тем самым изначальные цели охватывали достаточной широкую повестку. Например, первая цель, помимо защиты демократических свобод и продвижения солидарности, включила миграционную проблематику, а также юридические аспекты. Вторая цель основывалась на видении эффективного восстановления после пандемии, развитии единого рынка, углублении экономического и финансового союза, цифровизации, вопросах космоса, образования, региональной проблематике.

Изменившиеся условия привели к смене акцентов и программных задач Чехии. Согласно объявленной программе ее председательства[2], основные усилия будут фактически определяться украинскими событиями и включать пять основных приоритетов:

  1. управление миграционным кризисом и восстановление Украины,
  2. энергетическую безопасность,
  3. укрепление обороноспособности Европы и кибербезопасности,
  4. стратегическую устойчивость европейской экономики,
  5. устойчивость демократических институтов.

В целом чешская программа достаточно полно отражает современную европейскую повестку и главным образом затрагивает вопросы изначальных целей по созданию экономической базы и продвижению европейских интересов и ценностей «Трио-программы». Однако некоторые аспекты получили по сравнению с прошлогодней программой большее развитие или были заявлены Чехией как приоритетные. В частности, в рамках «устойчивости демократических институтов» предполагается особое внимание уделить прозрачности финансирования политических партий, независимости СМИ, диалогу с гражданами, включая молодое поколение. Актуализировался и вопрос кибербезопасности, который не выходил на передний план ранее и лишь вскользь затрагивался в «Трио-программе».

Не до конца остается ясным сочетание чешских целей по энергетической безопасности и изначального третьего общего приоритета «президентского трио» по построению «зеленой» Европы. Чешская сторона и ранее была заинтересована в развитии атомной энергетики и включении ее в общеевропейские приоритеты в качестве так называемого чистого ресурса, для чего планировалось более тесное взаимодействие с Францией, чья энергетика в значительной степени основывается на АЭС. В Чехии с середины 2010-х гг. производство электроэнергии на АЭС постепенно росло, и в 2020–2021 гг. ее доля в общей выработке превышала 36%[3]. Как известно, в планы страны входит дальнейшее развитие атомной отрасли: к 2036 г. должен быть построен новый энергоблок на АЭС «Дукованы», в тендере на достройку которого участвуют французская EDF, южнокорейская KHNP и компания Westinghouse из США. Изначально участвовавшие российская и китайская компании были исключены из тендера в 2021 г.[4]

На второй план ушел процесс восстановления после пандемии. Чешская сторона предлагает выстраивать европейскую экономику на основе поддержки собственной технологической конкурентоспособности и углубления торговых отношений с демократическими странами, а также уделять больше внимания цифровизации и построению циркулярной экономики.

Одной из острейших проблем стал миграционный кризис, который, по словам чешских представителей, стал самым масштабным со времен Второй мировой войны. Чехия входит в число наиболее заинтересованных стран в решении проблем с миграцией, так как на участниц Вишеградской группы пришелся самый сильный наплыв беженцев из Украины. На начало июля Польша приняла максимальное число людей – более 4,57 млн человек[5], Венгрия – более 1,3 млн, Словакия – более 555 тыс. В Чехии находятся около 300 тыс. беженцев, из которых работают 77 тыс. Наиболее сильная нагрузка легла на столичные вишеградские города и приграничные территории. Имея большой опыт преодоления миграционных кризисов, вышеназванные страны, тем не менее, испытывают серьезные трудности. Актуальным остается и финансовый вопрос. К концу мая на урегулирование кризиса с беженцами из государственного бюджета Чешской Республики было уже выделено порядка 300 млн евро[6]. Вишеградские страны надеются на компенсацию своих затрат из общеевропейского бюджета, и Чехия как страна-председатель Совета ЕС планирует продолжать дискуссии по данному вопросу.

Опыт прошлых кризисов свидетельствует о том, что «четверке» удавалось добиться успехов в продвижении собственных позиций на общеевропейском уровне. Это частично продемонстрировал и процесс принятия санкций в отношении России в текущем году. Однако на этот раз сильной консолидации в Вишеградской группе не просматривается из-за позиции Венгрии, которая имеет особое мнение по ряду вопросов.

Примечания:

[1] Taking forward the Strategic Agenda. 18-month Programme of the Council (1 January 2022-30 June 2023). Brussels, 10.12.2021. 27 p. URL: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/media/445i2r2n/trio-programme.pdf
[2] Programme of the Czech Presidency of the Council of the European Union. 2022. 64 p. URL: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/media/ddjjq0zh/programme-cz-pres-english.pdf
[3] Czech Statistical Office. Public database. Electricity balance. 07.07.2022. URL: https://vdb.czso.cz/vdbvo2/faces/en/index.jsf?page=vystup-objekt&pvo=ENE04&z=T&f=TABULKA&katalog=33415&c=v3~8__RP2021
[4] Однозеркина Ж. Чехия не пустит Россию на «Дукованы». Президент поменял свое мнение. Газета.ru. 27.09.2021. URL: https://www.gazeta.ru/business/2021/09/27/14026729.shtml?ysclid=l5awnb0gog543212475
[5] Poland accepts 4.57 m refugees since war in Ukraine started. Visegrad Group news. 06.07.2022. URL: https://www.visegradgroup.eu/news/poland-accepts-4-57
[6] Ministerstvo vyčíslilo náklady uprchlické krize na 7,2 miliardy. 26.06.2022. URL: https://www.novinky.cz/domaci/clanek/ministerstvo-vycislilo-naklady-uprchlicke-krize-na-72-miliardy-40400851


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
08.08.2022

По итогам заседания Рабочей Группы по оценке качества и отбору журналов в Russian Science Citation Index (RSCI) журнал ИМЭМО РАН «Пути к миру и безопасности» включен в RSCI.

подробнее...

05.08.2022

Вышел из печати 2-ой номер журнала «Россия и новые государства Евразии» за 2022 год. Номер открывает статья о кооперационных связях ЕАЭС с третьими странами. Большое внимание, что вполне естественно, уделено Украине.

подробнее...

Вышли из печати