Кипрское урегулирование после «открытия» Вароши: позиция международного сообщества и взгляд из Турции

513

Ghost town of Varosha - Famagusta // www.flickr.com/photos/fede_gen88/

© Квашнин Ю.Д., Свистунова И.А., 23.07.2021

Одним из самых резонансных событий уходящей недели стало заявление властей частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) о демилитаризации и последующем заселении нескольких приморских кварталов Вароши – района города Фамагуста на северо-востоке острова, известного также под турецким названием Мараш. После ввода на Кипр турецких войск Вароша – некогда крупнейший в стране туристический центр – превратился в город-призрак, покинутый прежними жителями (преимущественно – греками-киприотами) вплоть до достижения кипрского урегулирования. Примечательно, что президент ТРСК Э. Татар объявил о пересмотре статуса Вароши 20 июля, в 47-ю годовщину высадки турецкой армии на Кипре, которая в Турции официально считается «миротворческой операцией». Празднование этой даты проходило с участием представительной делегации из Турецкой Республики во главе с Р.Т. Эрдоганом.

Согласно резолюции 550 Совета Безопасности (СБ) ООН от 11 мая 1984 г., попытки заселить какую-либо из частей Вароши лицами, не являющимися ее жителями, недопустимы, а сам контролируемый турецкими войсками район должен быть передан под управление ООН (данный пункт подтвержден также резолюцией 789 от 25 ноября 1992 г.). Важно отметить, что на всех предыдущих переговорах по реинтеграции острова Вароша фигурировала в числе районов, которые должны быть возвращены администрации греков-киприотов после всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы. Поэтому неудивительно, что решение, анонсированное главой ТРСК Э. Татаром и поддержанное президентом Турции (единственной страны, признающей независимость Северного Кипра) Эрдоганом, было расценено мировым сообществом как нарушение сложившегося на острове статус-кво и попрание норм международного права.

Президент Республики Кипр Н. Анастасиадис охарактеризовал односторонние действия ТРСК и Турции как «незаконные и недопустимые»[1]. Французское дипломатическое ведомство назвало их «провокацией», препятствующей кипрскому урегулированию[2]. С осуждающими заявлениями выступили официальные лица США, Германии, Греции, Израиля и других стран. Министр иностранных дел России С.В. Лавров в телефонном разговоре с главой внешнеполитического ведомства Республики Кипр Н. Христодулидисом подчеркнул приверженность российской стороны «строгому выполнению резолюций Совета Безопасности ООН, предусматривающих создание на Кипре двузональной двухобщинной федерации путем прямых переговоров греко-кипрской и турко-кипрской общин»[3]. Великобритания как государство-гарант безопасности Кипра разработала проект резолюции СБ ООН с требованием к руководству ТРСК отказаться от «открытия» Вароши и не предпринимать действий, ведущих к росту напряженности на разделенном острове[4].

Решение об изменении статуса Вароши готовилось задолго до того, как о нем объявили на официальном уровне. В 2019 г. власти турецкой части острова начали инвентаризацию сохранившегося в «городе-призраке» недвижимого имущества с тем, чтобы впоследствии вернуть его прежним владельцам, а через год создали специальную комиссию для рассмотрения заявок греков-киприотов и решения имущественных споров. Администрация ТРСК рассчитывала, уладив вопросы о праве собственности непосредственно с ее владельцами (без договоренности с Никосией), «легализовать» последующий переход Вароши из-под военного контроля в гражданское управление. По данным Комиссии по недвижимому имуществу Северного Кипра на середину прошлого года, более 280 греков-киприотов, которым в общей сложности принадлежит половина территории района, уже обратились за возмещением ущерба. Среди них 193 заявителя потребовали передачи им собственности в прежнем виде (за 47 лет запустения большая часть построек пришла в негодность и требует капитального ремонта), оставшиеся согласились на предоставление им денежной компенсации, выплата которой обойдется властям ТРСК в 1,4 млрд евро[5]. В октябре 2020 г. для местных жителей была открыта набережная Вароши, которая ранее была обнесена колючей проволокой. В ноябре того же года в «городе-призраке» побывал Эрдоган и устроил пикник на ранее огороженном пляже, тем самым выразив полную поддержку политике ТРСК (Европарламент назвал эти действия «актом провокации» и призвал немедленно возобновить переговорный процесс[6]).

В Республике Кипр угрозу окончательной потери Вароши осознали слишком поздно – уже после того, как ТРСК приступила к «открытию» района, хотя некоторые кипрские политики предостерегали, что ситуация может пойти по неблагоприятному сценарию. Так, бывший министр иностранных дел страны И. Касулидис в одном из своих интервью в августе 2020 г. указывал на то, что турецкие планы с большой вероятностью будут реализованы, а сложившийся на Кипре статус-кво гораздо более зыбкий, чем принято думать. Схожую оценку давал мэр Фамагусты в изгнании С. Иоанну, неоднократно заявлявший, что возвращение собственности грекам-киприотам де-факто ускорит решение кипрской проблемы на основе продвигаемой Турцией формулы «один остров – два государства» и поэтому Республике Кипр необходимо резко активизировать переговоры с ТРСК[7], которые в период администрации Анастасиадиса явно пробуксовывали. Однако сейчас этот шанс, по всей видимости, упущен, и кипрским властям остается надеяться на то, что Северный Кипр и поддерживающая его Турция изменят свое решение по Вароше под давлением международного сообщества.

Что касается позиции турецкой стороны, то Анкара демонстрирует намерение двигаться по пути укрепления государственности ТРСК, и недавний визит Эрдогана служит ярким тому подтверждением. О масштабах состоявшихся мероприятий свидетельствует тот факт, что для участия в них были аккредитованы 284 турецких и иностранных журналиста. Интерес прессы усиливало обещание Эрдогана объявить на Кипре «радостную новость», что породило ожидания провозглашения независимости ТРСК под новым названием, либо признания республики со стороны Азербайджана. В брошюрах, которые получили журналисты перед поездкой, рассказывалось о модели двух равных и суверенных государств, представленной президентом ТРСК Татаром в Женеве.

В ходе поездки и по возвращении домой Эрдоган несколько раз подтвердил, что Турция не отступит от плана по созданию на Кипре двух государств. «Наши братья-киприоты решили дать новый ответ тем, кто долгие годы их обманывал, давал фальшивые обещания и вел себя двулично. Отныне единственным требованием турок-киприотов на международных переговорах становится признание статуса суверенного государства. Все прочие предложения утратили свою силу», – подчеркнул турецкий лидер на встрече с руководством отделений правящей партии из 81 региона Турции. Констатировав, что переговоры по кипрскому урегулированию зашли в тупик, он пообещал полную поддержку предложению турок-киприотов по решению проблемы на основе создания суверенного государства[8]. В связи с этими словами президента турецкие журналисты предположили, что из названия ТРСК будет официально исключено слово «северный», что превратит его в «Турецкое государство Кипр»[9].

«Радостной новостью» президента Эрдогана стало обещание построить туркам-киприотам президентский дворец и новое здание парламента, а также создать национальный парк. Нынешнее здание парламента станет национальным музеем в память о том, что в нем было провозглашено создание ТРСК. Проправительственные комментаторы оценили это как тактический ход, несущий важный политический посыл. Правда, ведущая оппозиционная газета Турции «Джумхуриет» выразила скептическое отношение к произошедшему: один из ее колумнисов Б. Достер отметил, что «радостной новостью» было бы международное признание ТРСК, а не строительство зданий[10].

Некоторое разочарование заявление Эрдогана вызвало и в ряде изданий, публикуемых в ТРСК. В частности, в газете «Кыбрыс Постасы» констатировалось, что частично признанное государство испытывает серьезные экономические проблемы, но не может полноценно сотрудничать даже с Турцией, поскольку производимые киприотами продукты и лекарства не соответствуют турецким стандартам[11]. Газета «Йени Дюзен» выразилась более резко: «Визит Эрдогана в ТРСК, превращенный в «шоу с радостной новостью», завершился фиаско. Даже близкие к властям журналисты считают, что «гора родила мышь»». Колумнист И. Чаралан подчеркнул, что приезд огромной делегации в маленький парламент и объявление планов строительства на Кипре правительственных зданий походили на поездку президента в один из вилайетов Турции, а не в другое государство[12].

При этом, как полагает турецкий журналист А. Сельви, сопровождавший Эрдогана в поездке на Кипр, частичное «открытие» Вароши не приведет к сколько-либо серьезным негативным международным последствиям, так как Турция достаточно сильна, чтобы справиться с таким вопросом. По мнению журналиста, со временем Вароша будет полностью открыта, не за горами и провозглашение «Турецкого государства Кипр». Важно, что Турция преодолела «стену страха», которая заставляла ее оглядываться на мнение Запада. Президент Эрдоган сначала показал отсутствие страха во внутренней политике, а теперь, по мнению аналитика, так же действует и на международной арене[13].

О том, что независимость Северного Кипра – это вопрос времени, говорит и турецкий посол в отставке С. Йенель в статье под названием «Кипр и отношения Турции и ЕС: время реалистичной политики». Он убежден, что судьба кипрского вопроса, а также отношений Турции и ЕС была решена в 2004 г., когда проголосовавшие против объединительного плана Аннана греки-киприоты были приняты в Евросоюз в отличие от поддержавших план турок-киприотов. Просто международная общественность еще не приняла провал урегулирования кипрской проблемы так же, как турецкое общество еще не признало провал процесса евроинтеграции. Йенель напоминает о примере Югославии, которая распалась на несколько суверенных государств, несмотря на этническое, религиозное и языковое родство населявших ее народов. В то же время на Кипре живут два народа, совершенно различные по вере, языку и этничности, и на протяжении последних 40 лет они отделены друг от друга. Нереалистично ожидать, что они станут жить под крышей единого государства. Рано или поздно международное сообщество будет вынуждено признать этот факт[14].

Стоит отметить, что не все турецкое общество Северного Кипра единодушно поддерживает политику Турции. Во время выступления Эрдогана в парламенте ТРСК пятнадцать депутатов из пятидесяти отсутствовали в знак протеста. Это были члены оппозиционных Республиканской турецкой партии и Общественной демократической партии, которые выступают за объединение Кипра. Президент ТРСК назвал решение оппозиции о бойкоте Эрдогана «предательством», а сами партии «коллаборационистами».

Примечания:

[1] Turkey says part of Cyprus ghost town to reopen; EU, UK, U.S. object. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/cyprus-talks-can-resume-only-two-state-basis-erdogan-says-2021-07-20.
[2] France calls Turkish-Cypriot move on ghost town a 'provocation'. URL: https://www.euronews.com/2021/07/21/us-cyprus-turkey-erdogan-france.
[3] О телефонном разговоре Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Кипр Н. Христодулидисом. Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/4825007.
[4] Draft UN statement urges Turkish reversal of Cyprus action. URL: https://apnews.com/article/europe-middle-east-health-coronavirus-pandemic-united-nations-45f466656a9ed14a78a971cde0eff9ff.
[5] Varosha Property Owners File With IPC. URL: https://www.lgcnews.com/varosha-property-owners-file-with-ipc.
[6] European Parliament. Procedure: 2020/2844(RSP). URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2020-0332_EN.html.
[7] Ι. Κασουλίδης: Θα άνοιξουν το Βαρώσι – Μην περιμένετε σοβαρές κυρώσεις για την Τουρκία. URL: https://dialogos.com.cy/i-kasoylidis-to-varosi-tha-anoixei-ypo-toyrkokypriaki-dioikisi-min-perimenete-sovares-kyroseis-gia-tin-toyrkia.
[8] Erdoğan: Kuzey-Güney Kıbrıs diye bir olay kalmadı. URL: https://haberkibris.com/erdogan-kuzey-guney-kibris-diye-bir-olay-kalmadi-1430-2021-07-21.html.
[9] Selvi A. Erdoğan’ın müjdesi ve bir adım sonrası. URL: https://www.hurriyet.com.tr/yazarlar/abdulkadir-selvi/erdoganin-mujdesi-ve-bir-adim-sonrasi-41856733.
[10] Doster B. Kıbrıs’ta müjde ne olmalıydı? URL: https://www.cumhuriyet.com.tr/yazarlar/baris-doster/kibrista-mujde-ne-olmaliydi-1854101.
[11] Altıner G. Müjde dedikleri nedir? URL: https://www.kibrispostasi.com/c1-KIBRIS_POSTASI_GAZETESI/j160/a37827-mujde-dedikleri-nedir.
[12] Çaralan İ. KKTC bağımsız bir devlet mi yoksa Türkiye’nin bir ilçesi mi? URL: https://www.yeniduzen.com/kktc-bagimsiz-bir-devlet-mi-yoksa-turkiyenin-bir-ilcesi-mi-142595h.htm.
[13] Selvi A. Erdoğan hedefe kilitlenmiş. URL: https://www.hurriyet.com.tr/yazarlar/abdulkadir-selvi/erdogan-hedefe-kilitlenmis-41857273.
[14] Yenel S. Kıbrıs ve Türkiye-AB ilişkileri: Gerçekçi politika zamanı. URL: https://yetkinreport.com/2021/07/20/kibris-ve-turkiye-ab-iliskileri-gercekci-politika-zamani.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
25.11.2022

На площадке РСМД опубликована статья Никиты Белухина «Холодная дипломатия Северной Европы и Китая», посвящённая экономическими и политическим связям Северной Европы с Китаем и оценке готовности ее стран поддержать шаги по сдерживанию Китая и ограничению контактов с ним.

подробнее...

24.11.2022

Эльза Ширгазина выступила с докладом «Южная Азия во внешнеполитической стратегии Китая» в рамках Х международной научной конференции молодых востоковедов «Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее» в Институте Китая и современной Азии РАН.

подробнее...

Вышли из печати