Китай в новой Cтратегии национальной безопасности США

197

used images: China map (Freepik), Joe Biden, New US National Security Strategy Cover (Internet)

© Гамза Л.А., 31.10.2022

В середине октября США опубликовали полную версию новой Стратегии национальной безопасности (The 2022 National Security Strategy), в которой одной из главных угроз, наряду с Россией, назван Китай. Она должна была появиться в начале 2022 г., однако была задержана из-за доработки и внесения в документ корректив в связи с началом в феврале специальной военной операции России на Украине, а затем резкого обострения ситуации вокруг Тайваня в августе. В подписанном президентом Байденом введении подчеркнуто, что США вступают в «решающее десятилетие» противостояния с Китаем. При этом отмечается, что КНР и Россия «ускоренно сближаются», однако создаваемые ими важные вызовы различны. Поэтому приоритетами на ближайшее десятилетие объявлены глобальное соперничество с КНР и обеспечение конкурентных преимуществ США с одновременным сдерживанием «очень опасной» России.

В посвященной глобальным приоритетам США третьей главе документа (OUR GLOBAL PRIORITIES) Китай поставлен на первое место в качестве главного конкурента. Утверждается, что сегодня он является единственной страной, которая намерена изменить международный порядок и одновременно располагает возрастающей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, чтобы добиться этого. По мнению авторов, Пекин демонстрирует амбиции по созданию в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) широкой сферы влияния и превращению КНР в ведущую державу мира. При этом он использует технологический потенциал и растущее влияние в международных структурах для создания благоприятных условий по продвижению своей «авторитарной модели» и пересмотру правил использования технологий в интересах страны. Пекин также использует свою экономическую мощь для давления на другие страны, получая выгоды от открытости мировой экономики и одновременно ограничивая доступ к своему внутреннему рынку. Особо подчеркнуто, что в Китае идет быстрое наращивание инвестиций в армию, которая ускоренно модернизируется, повышает свой потенциал в ИТР и усиливает свою мощь и глобальные возможности.

Как заявлено в документе, новая американская стратегия в отношении КНР будет реализовываться на трёх уровнях: 1) наращивание инвестиций внутри страны в основные компоненты американской мощи, которыми названы конкурентоспособность, инновации, устойчивость и демократия; 2) объединение усилий с союзниками и партнерами в достижении общих целей и интересов; 3) конкуренция с Китаем в условиях обеспечения американских интересов, а также в сфере, касающейся видения будущего. При этом подчеркивается, что первые два направления являются наиболее важными для достижения превосходства над КНР в таких областях, как технологии, экономика, политика, армия, разведка и глобальное управление.

Авторы стратегии указывают, что конкуренция с Китаем усиливается по всему миру, однако наиболее остро она проявляется в ИТР. Противостояние в формировании правил развития и связей, определяющих решение мировых проблем, происходит в экономике, технологиях, дипломатии, безопасности и глобальном управлении. Именно поэтому предстоящие десять лет названы решающими для США, которые сейчас «находятся на перепутье», и сделанные ими сегодня выбор и приоритеты должны доказать конкурентные преимущества страны на долгие годы вперед. Подчеркивается, что многие американские союзники и партнеры, особенно в ИТР, испытывают особо сильное давление со стороны КНР, и США будут поддерживать их в принятии «самостоятельных» и свободных от внешнего давления решений через направление им значительных инвестиций, оказание помощи в развитии и предоставление рынков для их продукции. При этом заявлено о намерении действовать совместно с союзниками и партнерами на целом ряде конкретных направлений, в числе которых названы «ненадежная» цифровая инфраструктура, принудительный труд в цепочках поставок, а также незаконное и нерегулируемое рыболовство. Здесь же указано, что США «призовут Пекин к ответу» за такие нарушения, как геноцид и преступления против человечности в Синьцзяне, нарушение прав человека в Тибете и демонтаж автономии и свобод в Гонконге. Также будет продолжено направление приоритетных инвестиций в американскую армию, которая призвана противостоять агрессии против союзников и партнеров в регионе и сможет помочь им защитить себя.

Отдельно заявлено о «постоянном интересе» США к поддержанию мира и стабильности в Тайваньском проливе, который назван «критически важным для безопасности и процветания региона». Поэтому США выступают против односторонних изменений там статус-кво любой из сторон и не поддерживают независимость Тайваня. И хотя вновь заявлено о приверженности политике одного Китая, однако одновременно документ подчёркивает, что она определяется не только «тремя совместными заявлениями и шестью заверениями», но и американским Законом об отношениях с Тайванем. В соответствии с ним США будут выполнять свои обязательства по поддержке самообороны острова и сохранению собственных возможностей противостоять любому применению силы или принуждению против него.

Антикитайская тема также нашла отражение в четвертом разделе документа о стратегии США в ИТР (OUR STRATEGY BY REGION), который объявлен «центром геополитики 21-го века». В качестве ответа на давление со стороны КНР подтверждена центральная роль АСЕАН и заявлено о стремлении к установлению более тесных связей в регионе с пятью союзниками и ближайшими партнерами, а также о приоритетном расширении дипломатического и экономического сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии и тихоокеанскими островными государствами. Для решения региональных проблем особо отмечена критически важная роль Quad и AUKUS. При этом США намерены и дальше усиливать свою «коллективную мощь» через объединение и сближение союзников и партнеров, включая поощрение более тесного взаимодействия между странами-единомышленниками в ИТР и Европе.

В то же время в документе признается, что КНР занимает центральное место в мировой экономике и играет важную роль в решении общих проблем. Заявлено, что США имеют глубокие разногласия с коммунистической партией и властями Китая, однако они касаются правительств и систем двух стран, а не их народов. Поэтому администрация Байдена будет конкурировать с Китаем «ответственно», стремясь к большей стратегической стабильности через реализацию мер по снижению риска случайной военной эскалации, улучшению кризисных каналов связи и созданию взаимной транспарентности, под которой понимается «обязательное привлечение Пекина к наращиванию усилий по контрою над вооружениями». Особо подчеркивается, что США будут всегда готовы работать с КНР там, где интересы двух стран совпадают и требуют совместной работы на благо их народов и всего мира. В числе таких приоритетных направлений сотрудничества названы климат, угрозы пандемии, нераспространение ядерного оружия, борьба с незаконным оборотом наркотиков, глобальный продовольственный кризис и микроэлектроника.

Повышенное внимание в последней версии стратегии к Китаю связано с тем, что в результате скандального визита спикера нижней палаты американского Конгресса Нэнси Пелоси на Тайвань в начале августа отношения между США и КНР находятся на самом низком уровне за все время после установления дипломатических отношений в 1979 г. Пекин обвиняет США во вмешательстве во внутренние дела, отходе от политики одного Китая и создании направленных против него коалиций. В последнее время Пекин все более остро критикует США за ужесточение экспортного контроля в стремлении затормозить развитие его технологий в таких областях, как искусственный интеллект, суперкомпьютеры и передовые чипы.

МИД КНР назвал документ свидетельством устаревшего менталитета холодной войны. Подчеркнуто, что Китай не видит никакой пользы в такой риторике и действиях, которые усиливают геополитическое противостояние и соперничество между крупными державами, идут вразрез с реальной ситуацией в мире и не будут иметь успеха. В китайских СМИ американская стратегия также получила негативные оценки с указанием на многочисленные противоречия и логические нестыковки, которые показывают бессилие и некомпетентность американских властей перед лицом глобальных вызовов и проблем. Подчеркивается, что администрация Байдена не смогла внести никаких изменений в радикальный антикитайский курс Трампа, сохранила и даже усилила его. Резкой критике подвергнуто утверждение о глобальной конкуренции с Китаем, его характеристике как самого серьезного вызова для США, а также делении стран мира на демократии и автократии, которое имеет целью разрушить возможность мирного и гармоничного сосуществования различных цивилизаций. Преобладающим является вывод о том, что новая стратегия является зеркалом, отражающим эгоизм, амбиции и глубокий страх американских политических элит, которые не смогли и отказываются признать и принять фундаментальные изменения в мире.

Опубликованная Белым домом стратегия национальной безопасности является основополагающим документом, указывающим главные приоритеты и направления политики США в отношении Китая на ближайшие десять лет. Следует отметить, что она была обнародована накануне открытия завершившегося на днях 20-го съезда КПК и её можно рассматривать в качестве послания руководству Китая как в попытке оказать влияние на принятие его решений, так и в плане подготовки к ведущимся сейчас между двумя странами переговорам о возможной встрече Байдена и Си Цзиньпина в ноябре на полях саммита G-20 в Индонезии. Однако следует иметь в виду, что такой документ готовится каждой новой администрацией страны, приходящей к власти по результатам президентских выборов. С учетом непростой и непредсказуемой внутриполитической ситуации в США содержание и акценты в нем могут быть скорректированы по итогам предстоящих в 2024 г. очередных президентских выборов. Однако даже в случае смены администраций антикитайский вектор американской внешней и внутренней политики вряд ли претерпит существенные изменения.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
30.11.2022

Форум «Глобальный энергетический диалог» ИМЭМО РАН провел семинар «Нефтегазовая политика Ближнего Востока». Семинар вела Наталья Иванова.

подробнее...

25.11.2022

На площадке РСМД опубликована статья Никиты Белухина «Холодная дипломатия Северной Европы и Китая», посвящённая экономическими и политическим связям Северной Европы с Китаем и оценке готовности ее стран поддержать шаги по сдерживанию Китая и ограничению контактов с ним.

подробнее...

Вышли из печати