В Британии ищут причины топливного кризиса

129

used image: UK petrol stations close due to lorry driver shortages // youtube

© Портанский А.П., 30.09.2021

В двадцатых числах сентября с.г. в Британии образовалась острая нехватка автомобильного топлива. На бензозаправочных станциях выстроились огромные очереди автомобилей. Возникла паника, как обычно бывает в подобных случаях. Британские власти поспешили обвинить тех граждан, которые скупают топливо «про запас», усугубляя тем самым ситуацию.

Буквально накануне нынешнего топливного кризиса компания BP сообщила, что у нее имеется только две трети нормального уровня запасов на АЗС, необходимых для бесперебойной работы. Этого оказалось достаточно, чтобы спровоцировать начало панических покупок.

На самом же деле реальной причиной кризиса стал дефицит водителей бензовозов. По оценкам британского Бюро национальной статистики, в 2021 году число водителей большегрузов, включая бензовозы, сократилось в стране на 70 тыс. – с 305 до 235 тыс., по другим данным, сокращение достигло 100 тыс. Но ведь нехватка водителей имеется по всей Европе. В Германии не хватает 60 тыс., в Польше – более 100 тыс. Но там это не приводит к исчезновению топлива на заправках.

При более детальном рассмотрении сложившейся ситуации выясняется, что за возникшим дефицитом водителей стоят два гораздо более масштабных обстоятельства: пандемия COVID-19 и брексит.

Из-за пандемии коронавируса в течение всего 2021 года были закрыты центры, где водители могли бы сдать экзамен или продлить свою лицензию на право вождения большегрузов. Около 30 тыс. водителей лишились из-за этого возможности продолжить профессиональную деятельность. Далее, в результате брексита Британию покинули 20 тыс. водителей из континентальной Европы, и большинство из них не вернулось по разным причина, главные из которых – необходимость получение визы, осложнение транспортировки грузов через границы в связи с оформлением всевозможных бумаг и др. А пандемия COVID-19 создала дополнительные хлопоты и траты.

Возникшие в связи с брекситом и пандемией проблемы заставили некоторых британских водителей внимательнее оценить саму привлекательность своей работы. По данным крупнейшего и авторитетного сайта транспортных услуг FREGHT WAVES, в Англии средняя месячная зарплата водителя большегруза составляет 2110 фунтов чистыми, во Франции с доплатами и гарантиями она может превышать, причем значительно, 2 200 евро. При этом в Англии зарплата водителя большегруза несколько выше средней национальной, а во Франции, напротив, на 19% ниже средней по стране. То есть, во Франции, где зарплаты водителей не считаются высокими, они примерно равны зарплатам в Англии. Гораздо больше зарабатывают водители тяжелых фур в таких странах, как Бельгия (50 462 долл. в год), Нидерланды (46 871 долл. в год), Австрия (46 217 долл. в год), которые входят в мировую десятку стран с самыми высокими зарплатами водителей. На первом месте находится Швейцария – 70 452 долл. в год. Для сравнения: в России водители большегрузов получают 6 800–11 000 долл. в год, в Китае – 15 000–17 000 долл. в год.

К этому добавляются некоторые социальные условия. В частности, в Евросоюзе действуют ограничения на продолжительность рабочей недели, к примеру во Франции с 2000 года введена 35-часовая рабочая неделя (в настоящее время обсуждается возможность ее снижения до 32 часов). В Британии тому же водителю надо работать 48 часов, а то и больше, не имея при этом других социальных гарантий, которые существуют в ЕС.

В разных городах Европы, а чаще пригородах, можно видеть (так же, как и в России) группы большегрузов с водителями, ночующими в кабинах, в основном это водители из Польши, Румынии. Они не спешат возвращаться домой, так как ожидают предложений о перевозках из той или иной страны, чтобы сразу отправиться в путь. Именно в этом заключается существенное преимущество единого рынка ЕС над рынком Британии. Рабочая сила в первом случае приобретает гораздо более высокую мобильность, водители из более бедных стран устремляются в страны побогаче, что вполне логично. Одновременно сглаживается тот дефицит водителей, который существует не только в Британии, но и в ряде стран ЕС, как отмечено выше.

В сложившихся условиях правительство Бориса Джонсона объявило, что 5 000 иностранных водителей грузовых автомобилей получат право приехать в Великобританию по временным визам на три месяца в преддверии Рождества. Одновременно направлены письма почти миллиону британских водителей – обладателей лицензий на вождение большегрузов с предложением вернуться на работу. А для доставки бензина в самое ближайшее время могут быть привлечены до 150 армейских водителей, которым, правда, придется пройти 5-дневную переподготовку. Правительство также смягчило правила конкуренции, позволяя топливным компаниям работать вместе над сокращением дефицита, например путем обмена информацией об уровнях своих запасов.

Принимаемые Лондоном меры, вероятно, в конечном счете дадут результат. Однако вряд ли будет найдено исчерпывающее решение проблемы, ибо она есть не что иное, как одно из негативных последствий брексита, о которых предупреждали многие эксперты и автор в том числе.

Процесс выхода из Европейского союза и особенно существование вне единого рынка оказались значительно сложнее, чем предполагали вначале британские политики. Подписанное Лондоном и Брюсселем в последний момент в конце декабря 2020 г. торговое соглашение не стало идеальным ни для той, ни для другой стороны. Нынешний топливный кризис в Британии явился лишь одним из конкретных проявлений нерешенности целого ряда проблем двусторонних торгово-экономических отношений. Очевидно такие проявления нельзя исключать и в будущем.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.10.2021

Олег Давыдов принял участие в круглом столе, устроенном Посольством Республики Корея в связи с официальным визитом в Москву специального представителя МИД РК по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Но Гю Дока.

подробнее...

15.10.2021

В Доме культуры Российско-Армянского университета состоялась Геополитическая сессия «Армения и Россия: императив новой стратегии», посвященная 30-летию государственной независимости Республики Армения. Мероприятие организована совместно с ИМЭМО РАН и МГИМО МИД России.

подробнее...

Вышли из печати