Администрация Трампа сокращает зависимость от поставок стратегических минералов из Китая

100

used images // Internet

© Дмитриев С.С., 14.10.2020

Исполнительный указ Трампа «Об устранении угроз для внутренней цепочки поставок критически важных минералов из-за зависимости от враждебных иностранных государств» от 30 сентября с.г. содержит предписание федеральным ведомствам разработать меры для снижения уязвимости страны перед угрозой сбоев в импорте стратегических полезных ископаемых. По мнению Белого дома, чрезмерная зависимость от Китая и «других нерыночных иностранных противников» представляет неординарную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности США. «Расширяя и укрепляя отечественные добывающие и перерабатывающие мощности сегодня, мы защищаемся от возможных сбоев в цепочке поставок и будущих попыток наших противников или стратегических конкурентов нанести ущерб нашей экономике и оборонной готовности»[1].

«Федеральная стратегия по обеспечению безопасных и надежных поставок критических минералов», одобренная в 2017 г., предоставляет администрации США чрезвычайные полномочия, предусмотренные Законом об оборонном производстве 1950 г., для принятия мер, стимулирующих импортозамещение в отношении «критических минералов», имеющих стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны[2]. Их перечень насчитывает 35 позиций и включает редкоземельные элементы – РЗЭ (скандий, иттрий, лантан и лантаноиды), металлы платиновой группы, а также барит, бериллий, ванадий, висмут, вольфрам, германий, природный графит, кобальт, литий, магний, марганец, титан, уран, цезий, хром и другие металлы и минералы. Сфера их применения включает аэрокосмическую промышленность, производство современных видов вооружений, радаров, лазеров, электро- и гибридных автомобилей, магнитов, аккумуляторов, катализаторов, сплавов, а также ядерную, ветряную и солнечную энергетику, системы хранения и передачи энергии, волоконные линии связи, электронику, нефтепереработку, металлургию, оптику, медицину и т.д.

В США сейчас полностью отсутствует производство 14 важнейших минералов из указанного списка. За счет импорта удовлетворяется 100% внутреннего потребления РЗЭ, асбеста, графита, марганца, ванадия; более 75% – драгоценных камней, титана, алмазов, цинка, олова, бокситов; более 50% - платины, хрома, серебра, кобальта, никеля, лития, вольфрама, алюминия; более 25% – бокситов, палладия, меди, свинца, кадмия. При этом для многих «критических» минералов по ряду применений практически не существует субститутов. В частности, в США производится всего лишь 4% от совокупного объема потребляемого в стране титана, применяемого в аэрокосмической промышленности, импортируется свыше 75% барита, используемого для гидроразрыва пластов в нефтегазовой отрасли и т.д.[3]

Из 47 видов минерального сырья, по которым США более чем на 50% зависят от иностранных источников снабжения, 24 поставляются из КНР. В частности, США полностью зависят от зарубежных поставок галлия, используемого в производстве смартфонов, светодиодов, лазеров, в сетях 5G, а Китай производит около 95% этого металла. США также на 100% зависят от импорта графита для производства аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков, гибридных автомобилей, тогда как почти все мировое производство графита высокой чистоты сосредоточено в Китае. Критически важный для электронной промышленности рынок редкоземельных магнитов более чем на 60% контролируется Китаем.

Более того, по мнению экспертного сообщества, почти все производство высокотехнологичных товаров для оборонного комплекса – от «Томагавков» до самолетов и боевых кораблей, в той или иной мере зависит от китайских поставок РЗЭ. Так, на производство одного истребителя F-35 уходит 427 кг РЗЭ, подлодки класса «Вирджиния» – 4.2 т.

Квота, установленная Пекином на добычу РЗЭ на 2019 г., составляла 132 тыс. т. В том же году в США было добыто всего 26 тыс. т, а во всем мире – 210 тыс. т РЗЭ. При этом доля КНР в американском импорте РЗЭ в виде соединений и металлов превышает 80% (даже без учета поставок через третьи страны). На этом фоне усиливаются опасения, что Пекин может использовать свое доминирующее положение на рынке в качестве инструмента давления в торговой войне. В 2010-2015 гг. США в полной мере ощутили на себе последствия экспортных квот, применявшихся Китаем. Последовавший за этим взлет цен на минеральное сырье вынудил Вашингтон подчиниться требованиям Пекина о переводе в Китай части мощностей по производству мобильных телефонов, ноутбуков и другой электроники.

В июне 2019 г. власти КНР рекомендовали ряду ТНК, включая американские Intel, Qualcomm, Microsoft и Dell, не придерживаться американской санкционной политики по отношению к Китаю, заявив, что в противном случае у них могут возникнуть проблемы с доступом к РЗЭ. В подкрепление этого тезиса Китай ужесточил контроль за выдачей экспортных лицензий. Пекин также повысил таможенный тариф на РЗЭ с 10% до 25%, однако США не решились ответить симметрично из опасения, что могут прекратиться их поставки из КНР.

В палате представителей Конгресса США образован двухпартийный кокус для разработки предложений по снижению зависимости от импорта. Белый дом и Пентагон твердо намерены не только добывать руду и производить концентрат в США, но и наладить производство магнитов и другой готовой продукции. В Конгресс уже внесен ряд законопроектов, нацеленных на стимулирование производства РЗЭ, а также кобальта, графита, лития, марганца и тория.

Попытки Вашингтона диверсифицировать импорт осложняются ввиду отсутствия альтернативных «надежных» поставщиков. Создание жизнеспособной цепочки поставок, не связанной с КНР, займет годы и потребует масштабной государственной поддержки, не говоря уже о вероятных негативных последствиях для экологии США. Достаточно отметить, что поддержанные Пентагоном инициативы предусматривают ассигнование в перспективе 1.75 млрд долл. только на расширение добычи и переработки минералов, необходимых для производства боеприпасов и ракет. Пока что из федерального бюджета на поддержку отрасли выделены 209 млн долл. Из бюджета Пентагона предоставлены небольшие средства на эксперименты по производству магнитов из вторсырья (угольной золы, отходов электронной промышленности и т.д.), поскольку, по расчетам, в условиях США утилизация отходов может оказаться более выгодной в сравнении с добычей из рудного сырья.

В период с 1960-х по 1980-е гг. США уже были мировым лидером в производстве РЗЭ. Однако, в дальнейшем американские компании предпочли покупать китайские металлы, принимая в расчет их высокое качество, конкурентные цены, а также не желая тратить огромные средства на защиту окружающей среды. Сейчас в Белом доме сознают, что предпочли сиюминутную выгоду, тогда как власти КНР руководствовались стратегическими соображениями.

После того, как в 2015 г. обанкротилась корпорация Molycorp, осуществлявшая добычу на руднике Маунтин-Пасс в Калифорнии, единственный крупный производитель в США перешел под контроль консорциума MP Materials, в состав которого входит китайская государственная компания Shenghe Rare Earth (9,9% акций). Добыча была возобновлена, однако вся продукция поставлялась в Китай на переработку[4]. Сейчас основные надежды Вашингтона возлагаются на наращивание добычи на этом руднике. Утверждается, что уже в 2021 г. вся добываемая здесь руда будет перерабатываться на месте. Опираясь на поддержку администрации Трампа, компания Texas Mineral Resources совместно с USA Rare Earth осваивают месторождение Round Top в Техасе[5]. Другая американская компания Power Metals готовится стать продуцентом цезия.

Серьезной проблемой остаются ограничения по запасам сырья. Сейчас на долю США приходится всего 1,2% разведанных мировых запасов РЗЭ. В связи с этим администрацией Трампа были достигнуты договоренности с Австралией и Гренландией о совместной разведке минералов. Трамп даже проявил интерес к покупке Гренландии, однако эта инициатива не получила отклика у правительства Дании. Выстраиваются стратегические отношения с австралийской Arafura Resources. Добываемый в Австралии концентрат будет перерабатываться на экспериментальном заводе США в Колорадо[6]. Еще одна австралийская корпорация Lynas (с участием капитала Японии) получила грант Пентагона на создание мощностей по переработке РЗЭ в Техасе[7]. Предприятие будет перерабатывать концентрат, поставляемый из Малайзии.

Кроме того, Вашингтон объявил о намерении оперативно реагировать с помощью тарифов или квот на любые попытки других государств затормозить процесс восстановления отрасли. В 2019 г. был введен запрет на ввоз из КНДР, КНР, России и Ирана некоторых редкоземельных магнитов и вольфрама. В июне 2020 г. начато расследование об угрозе для национальной безопасности импорта ванадия из России и Китая[8].

РФ является одним из важных поставщиков в США (напрямую или через третьи страны), ферросилиция, платины и палладия, ванадия, алюминия, никеля, хрома, асбеста, урановых концентратов и титана. По данным Геологического фонда США, наша страна занимает четвертое место в мире по запасам РЗЭ (10% мировых), однако доля России в их производстве составляет всего 1,3%. По планам Минпромторга РФ, к 2024 г. производство концентрата может составить 7 тыс. т против лишь 2700 т в 2019 г.[9] Это позволит снизить зависимость РФ от импорта и усилить присутствие российских экспортеров на рынках РЗЭ.

Тем не менее, на текущий момент позиции Китая на этом рынке остаются доминирующими. По информации Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне (CSIS), доля Китая в мировых запасах РЗЭ, составлявшая 50% в 2010 г., сократилась, но остается высокой – 37% в 2019 г. (учитываются только запасы, пригодные для промышленного освоения), в добыче руд – с 98% до 63%, соответственно[10]. К тому же Китай остается монополистом по производству переработанной и готовой продукции из РЗЭ – в 2019 г. доля этой страны в мировом производстве металлов, сплавов и магнитов из редкоземельных минералов составила 90%.

Вместе с тем, важно отметить, что в последние годы не только США, но и Япония, Южная Корея и страны Евросоюза предпринимают усилия в плане сокращения зависимости от импорта из Китая. В частности, Япония намерена сократить долю КНР в импорте до менее 50% к 2025 г. Кроме того, растет потребление РЗЭ в самом Китае в связи с потребностями производств по выпуску электроники, аккумуляторов и зеленой энергетики. Так что, по некоторым оценкам, спрос на РЗЭ в Китае может превысить их производство в стране уже к концу текущего десятилетия. Реализация на практика такого сценария способна, на наш взгляд, радикально изменить ситуацию на мировом рынке критических минералов.

Примечания:

[1] Executive Order on Addressing the Threat to the Domestic Supply Chain from Reliance on Critical Minerals from Foreign Adversaries. Washington, DC., Sep 30, 2020 \\ https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-addressing-threat-domestic-supply-chain-reliance-critical-minerals-foreign-adversaries/
[2] Presidential Executive Order on a Federal Strategy to Ensure Secure and Reliable Supplies of Critical Minerals. Washington, DC., December 20, 2017 \\ https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-executive-order-federal-strategy-ensure-secure-reliable-supplies-critical-minerals/
[3] Mineral Commodity Summaries. USGS. Washington, DC. January 31, 2020 \\ https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2020/mcs2020.pdf
[4] Digging in on rare earth, the next front in the US supply chain war with China \\ https://www.scmp.com/tech/article/3092565/digging-rare-earth-next-front-us-supply-chain-war-china
[5] USA Rare Earth and Texas Mineral Resources Corp Announce Opening of First Heavy and Light Rare Earths Processing Facility Outside of China \\ http://usarareearth.com/wp-content/uploads/2019/12/USARE-Version-of-Colorado-Press-Release-USARE-12.16.19-FINAL-1.pdf
[6] USA Rare Earth and Australian Rare Earth Company Arafura Resources Enter into Strategic Relationship \\ http://usarareearth.com/wp-content/uploads/2020/05/USA-Rare-Earth-and-Australian-Rare-Earth-Company-Arafura-Resources-Enters-Into-Strategic-Relationship-FINAL-12-22-2019.pdf
[7] US resumes funding for rare earth miners amid deteriorating relations with China – report. 26 Jul, 2020 \\ https://www.rt.com/business/495618-us-rare-earths-funding/
[8] США начали расследование против России и Китая. Lenta.ru \\ https://lenta.ru/news/2020/06/03/v_for_vanadium/
[9] Россия хочет стать крупным экспортером редкоземельных металлов к 2030 году. 12.08.2020 \\ https://lenta.ru/news/2020/08/13/met/
[10] Does China Pose a Threat to Global Rare Earth? CSIS \\ https://chinapower.csis.org/china-rare-earths/


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
29.10.2020

Состоялась международная презентация Ежегодника СИПРИ 2019  «Вооружения, разоружение и международная безопасность» (на русском языке) включающего Специальное приложение ИМЭМО РАН, а также отдельного издания этого приложения на английском языке “Russia: Arms Control, Disarmament and International Security”.

подробнее...

29.10.2020

ИМЭМО РАН и «Интерфакс» провели первую сессию проекта «Россия и мир: профессиональный разговор». Мероприятие прошло в онлайн-режиме и было посвящено ожиданиям мировых столиц относительно результатов президентских выборов в США.

подробнее...

Вышли из печати