

© Карасик К. А. , 10.03.2025
Стремление Индии к диверсификации партнеров по военно-техническому сотрудничеству стабильно прослеживается во всех ее ключевых оборонных программах: от закупок стрелкового оружия до создания авианосца. Боевые самолеты – одна из областей, где это стремление выражено наиболее явно, однако пятое поколение ставит перед Индией сложную задачу: выбор на рынке откровенно невелик, и каждый вариант имеет свои проблемы.
Продвигаемый США на уровне вплоть до президентского истребитель F-35 многим казался безальтернативным выбором, однако, как сообщило Би-Би-Си, проблемы с его локализацией и интеграцией в индийские системы боевого управления могут склонить Нью-Дели к ранее отвергнутому варианту с закупкой российских Су-57.
На сегодня состояние ВВС Индии далеко от сформулированных военным руководством этой страны критериев: за последнее десятилетие количество боевых самолетов в парке сократилось на 151 единицу. [1] В боевом составе ВВС 31 эскадрилья, что значительно меньше 42, определенных как минимально необходимый состав. [2] Основу парка составляют многоцелевые Су-30МКИ (более 260), 130 Jaguar M/S (чисто ударная машина, которая в ближайшие 10 лет должна быть выведена из эксплуатации) и тройку замыкают 60 с лишним МиГ-29. Нехватка сил остро воспринимается на фоне роста численности ВВС Китая и Пакистана, и компенсировать ее предполагается как увеличением численности, так и за счет перехода на новое поколение авиатехники.
Во время недавнего визита Нарендры Моди в Вашингтон Дональд Трамп заявил, что США «прокладывают путь» для Индии к приобретению F-35 – с его уже привычной рекламой в качестве истребителя пятого поколения «с передовым всем», от РЛС до средств обмена данными. Пока что этот самолет США поставляют в основном ключевым партнерам – странам НАТО, Израилю, Японии, Австралии, Южной Корее, а в перспективе – Сингапуру и Швейцарии. Учитывая сомнительную репутацию самолета, обусловленную как исходными проблемами проекта в целом, так и продолжающимися сложностями с его освоением, цена в 82,5 млн долл. за единицу без учета дополнительных расходов, которые могут увеличить ее в два раза и более, делает F-35 одним из самых дорогих истребителей, что может стать серьезным препятствием для Индии, стремящейся контролировать военные расходы. Кроме того, интеграция F-35 в сложившуюся структуру управления, обслуживания и обеспечения ВВС Индии, и так чрезвычайно пеструю, потребует значительных затрат и времени. Помимо этого, США скептически относятся к возможности совместного производства F-35 и настаивают на продаже готовых самолетов. Такой подход противоречит неуклонно продвигаемой индийским руководством политике Make in India, что делает F-35 еще более проблемным выбором.
Очевидной альтернативой F-35 на рынке истребителей пятого поколения является российский Су-57. Россия готова предложить не только готовые самолеты, но и локализацию производства в Индии. Однако история Су-57 для Индии не самая простая. Программа FGFA, предложенная в 2007 г., столкнулась с рядом проблем, включая разногласия по вопросам передачи технологий, стоимости и технических характеристик самолета. [3] Индия требовала ряда улучшений в предложенном облике Су-57, в том числе по радиоэлектронному оборудованию, и компромисс в то время так и не был найден. Тем не менее Россия неоднократно заявляла, что проект не закрыт окончательно, и Индия может вернуться к нему после полного ввода Су-57 в эксплуатацию в России.
Здесь стоит отметить, что Су-57 за прошедшие полтора десятка лет заметно усовершенствовался, превратившись из прототипа в серийный самолет с реальным опытом боевого применения.
После выхода из программы FGFA Индия, в противовес китайским J-20, начала разработку собственного малозаметного истребителя AMCA, предполагавшегося в качестве основной машины на перспективу. [4] Однако этот проект находится на ранней стадии, и его реализация займет не менее десяти лет, а учитывая индийскую практику подобных проектов, скорее всего, много дольше. ВВС Индии, конечно, не откажутся от AMCA, но это скорее долгосрочный производственный проект, чем реальный кандидат на пополнение ВВС в ближайшее десятилетие.
Другим индийским проектом является легкий многоцелевой истребитель Tejas, разработанный компанией Hindustan Aeronautics Limited, в версии Tejas Mark 1A, легкий истребитель поколения 4++. 87 самолетов уже заказаны, и, вероятно, будет утвержден контракт еще на 93. Однако проект Tejas, реализуемый уже более 30 лет, сталкивается с многочисленными трудностями, как производственного, так и организационного характера. Это вынуждает Индию искать решения за рубежом. Периодически звучит идея о возобновлении остановленной в 2019 году «матери всех тендеров» MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на 126 самолетов теперь в виде программы MRFA (Multi-Role Fighter Aircraft) с закупкой 114 иностранных многоцелевых истребителей, которые должны производиться в Индии. В прошлый раз победителем MMRCA стал французский Rafale, однако проблемы с передачей технологий и оказавшаяся куда выше предполагаемой цена не позволили купить исходно планировавшиеся 126 самолетов. Сейчас на вооружении Индии находятся 36 Rafale. Но и MMRCA, и MRFA предполагают закупку техники «поколения 4++», а в далекое светлое будущее нужно шагать с более современным самолетом.
О том, что на AMCA уйдет много времени, мы уже сказали выше. Если Нью-Дели хочет получить строевые эскадрильи с пятым поколением быстрее, чем в конце 2030-х годов, ему придется выбирать между Су-57 и F-35.
Основным аргументом в пользу F-35 для Индии являются отнюдь не его боевые характеристики. Для Нью-Дели это возможность поддержания и развития отношений с США. Это может стать столь значимым фактором, что Индия может отказаться от требований совместного производства и закупит F-35 в готовом виде. Но это требование само по себе никуда не денется, и для его выполнения Индия в итоге с очень высокой вероятностью приобретет Су-57, уже в новом облике, и таким образом оба самолета – и российский, и американский – взаимно обусловят закупку друг друга.
Тем не менее с учетом времени, необходимого для того, чтобы вписать индийский заказ в очередь производства F-35 в США, равно как и для того, чтобы передать технологии и наладить сборку Су-57 в Индии, реализация этих проектов займет не менее пяти лет. В таких условиях Индия, вероятно, продолжит закупки уже освоенных Rafale, а также сосредоточится на попытках ускорить поставки ранее заказанных Tejas, что позволит быстрее закрыть текущие пробелы в авиапарке. Стремление получить машины достаточно быстро и по приемлемой цене может привести к тому, что MRFA также не получит однозначного победителя. В этом случае Индия вне конкурса закупит несколько относительно небольших (по 30–40 машин) партий истребителей «поколения 4++» у разных производителей в ожидании стратегического решения вопроса с пятым поколением.
Нет комментариев