Забастовки в Германии: все чаще и масштабнее

165


used image: Крупнейшая за 30 лет забастовка в Германии парализовала транспортное сообщение // youtube

© Сейткалиев Р.М., 30.03.2023

27 марта в понедельник в Германии прошла анонсированная забастовка, в рамках которой в течение суток до 00:00 вторника было парализовано практически все движение общественного транспорта в большинстве федеральных земель. Забастовка была организована профсоюзами железнодорожников и транспортников (EVG) и сотрудников сферы обслуживания (Ver.di). В рамках своей борьбы за повышение заработной платы в ответ на высокую инфляцию и падение уровня жизни они призвали к всеобъемлющей предупредительной забастовке на транспорте, в которой участвовали 120 тыс. членов Ver.di и 230 тыс. членов EVG.

Требования профсоюза Ver.di включили повышение заработной платы на 10,5%, но не менее 500 евро для 2,5 млн рабочих. В свою очередь компании готовы предложить повышение на 3% к концу 2023 г. и на 2% к середине 2024 г. и дополнительно единовременные выплаты в размере 2,5 тыс. евро. У EVG запросы несколько выше: ­они добиваются повышения зарплаты на 12%. Deutsche Bahn, главный железнодорожный оператор Германии, также предложил двухэтапное повышение зарплаты в целом на 5% и единовременные выплаты. Данные условия компаний были сформулированы в ответ на одну из первых забастовок, прошедшую 3 марта, когда работу саботировали около 15 тыс. сотрудников общественного транспорта.

Забастовки, тем более такие масштабные, выбиваются из привычного механизма решения споров между профсоюзами и работодателями: стороны предпочитают договариваться, поскольку профсоюзы в том числе нацелены на развитие компании. Однако сложившаяся экономическая ситуация вынуждает профсоюзы использовать непопулярные в их сфере средства.

Деятельность профсоюзов в Германии насчитывает 158-летнию историю. Первый был основан в 1865 г. и объединил работников табачной промышленности (ADC-V). Он стал прообразом всех современных профсоюзов страны. Сегодня крупнейшими из них являются Объединение Немецких профсоюзов (DGB); Объединенный профсоюз работников сферы обслуживания (Ver.di), основанный в 2001 г. путем слияния 5 профсоюзов, представляющих финансовые услуги, муниципальные службы, логистику, торговлю и СМИ; Германский союз чиновников (DBB) и Промышленный профсоюз «ИГ Металл» (IG Metall)1. Всего в профсоюзах состоят около 6 млн работников Германии.

Работа немецких профсоюзов далека от российской практики. Поскольку представители профсоюзов входят в производственный совет компании, они в целом продвигают ее интересы. В случае конфликта работника и работодателя они не имеют право занимать чью-либо сторону и главным образом сосредоточены на установлении связей между ними и на поиске компромисса. Договоренности могут быть достигнуты путем подписания соглашения о тарифной автономии: регулирование отношений без вмешательства государства2.

Недавний пример начала переговоров и механизма урегулирования продемонстрировали профсоюз Ver.di и компания Deutsche Post AG. В ответ на требование повышения оплаты труда со стороны профсоюза и отказа со стороны компании первый провел голосование о бессрочной забастовке. После того, как 85,9% членов Ver.di проголосовали положительно, Deutsche Post AG попросила профсоюз начать дальнейшие переговоры, в ходе которых она представила значительно улучшенное предложение. Теперь уже работники должны проголосовать за принятие условий или за продолжение борьбы3. Еще один пример – подписанное 23 марта между Ver.di и работодателями соглашение о повышении заработной платы редакторов журналов на 8%. Для этого понадобилось 6 раундов переговоров4.

Перечисленные конфликты закончились успешно для профсоюзов или имели большой потенциал для этого. Однако забастовка 27 марта по причине своей массовости пока не привела к озвучиванию компаниями улучшенных требований. Удачный пример повышения заработной платы редакторов журналов затронул 5 тыс. сотрудников. Число недовольных сотрудников Deutsche Post AG на порядок выше – 160 тыс. Однако компания имеет средства для удовлетворения требований, так как продемонстрировала хорошие результаты в период пандемии и впоследствии. Немаловажно и то, что доходы доставщиков посылок за последние 10 лет выросли ниже среднего на 6%5.

Несмотря на то, что правительство Германии в ноябре 2022 г. повысило налоговые льготы на минимальную заработную плату (подробнее в комментарии «Германия перед инфляционным вызовом» от 21.11.2022), оно не имеет полномочий устанавливать размер оплаты труда в той или иной сфере. Федеральные власти пробовали вмешаться и повлиять на ситуацию. Осенью 2022 г. были приглашены представители бизнеса, профсоюзов и экспертов на круглый стол, чтобы найти общие решения. Однако профсоюзы проигнорировали дальнейшие совещания, так как не захотели вмешательства политиков в их автономию при заключении коллективных договоров. 9 марта 2023 г. после неявки профсоюзов на совещание власти приостановили процесс. Со своей стороны власти считают, что экономическое положение страны стабилизировалось и дальнейшие переговоры беспочвенны. Профсоюзы же настаивают на том, что­ канцелярия – ­неудачное место для переговоров6.

Удовлетворение запросов протестующих будет зависеть от двух параметров: суммы причиненного и потенциального ущерба и готовности протестующих продолжать борьбу. Пока показатели не на стороне работников. Главный экономист Commerzbank Йорг Кремер оценивает ущерб максимум в 181 млн евро. Согласен с ним и главный экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг, заявивший, что «общее направление экономики не изменилось»7.

С другой стороны, ситуация с доходами работников остается достаточно острой. Даже до роста инфляции и падения уровня жизни их заработная плата была неудовлетворительна и находилась на уровне минимальной. В частности, в 2019 г. в Германии 1,4 млн рабочих мест (в сборе данных участвовали не все компании) оплачивались на уровне минимальной заработной платы, особенно на предприятиях общественного питания, розничной торговли, таксомоторных компаний или компаний, предлагающих личные услуги, таких как парикмахерские5. Текущая высокая инфляция еще более усложнила ситуацию. За два года покупательная способность сотрудников, работающих по коллективному договору (договор о тарифной автономии между профсоюзом и работодателями), упала на 4,7% ­ больше исторического минимума, что вызвало рост числа требований на пересмотр коллективных договоров за последний год на 15%.

Тяжесть проблем и их массовость может привести к тому, что впервые в истории общенациональная забастовка может стать успешной (забастовка 1967 г., даже несмотря на прибыль некоторых компаний, привела к падению реальной заработной платы работников, а попытка создать «Альянс за рабочие места» в 1990-е гг. вообще провалилась). В этом случае основное «кредо» немецких компаний «расходы должны постоянно снижаться» будет пересмотрено, что лежит в русле глобального тренда, что «еще дешевле больше не работает». В конечном счете повышение оплаты труда спровоцирует перенос финансовых последствий на всех потребителей, но в данном случае бастующих трудно обвинить в раскручивании инфляционной спирали.

Примечания:

1 Профсоюзы. 23.03.2023. URL: https://www.deutschland.de/ru/topic/ekonomika/globalizacia-vsemirnaa-torgovla/profsouzy
2 Павлов А. Профсоюз – это страшная сила. 26.02.2014. URL:  https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/wirtschaft/Aktuelles/trade-unions/1925482
3 Jungeblodt Ch. Deutsche Post: Klares Votum für Streik führt zu verbessertem Angebot der Arbeitgeber. 14.03.2023. URL: https://www.verdi.de/themen/geld-tarif/++co++ad671ba4-5929-11ed-b1f5-001a4a16012a
4 Tariferhöhungen für Zeitschriften-Redaktionen. 27.03.2023. URL: https://www.verdi.de/themen/nachrichten/++co++46d79e96-cca5-11ed-919f-001a4a160129
5 Statistisches Bundesamt. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Arbeit/Verdienste/Verdienste-Branche-Berufe/_inhalt.html
6 Lohnverhandlungen sind nicht Sache der Politik. 28.02.2023. URL: https://www.verdi.de/themen/politik-wirtschaft/++co++4b2361ca-f31a-11ec-8d59-001a4a160129
7 Öffentlicher Verkehr fast komplett lahmgelegt. Handelsblatt. 27.03.2023. URL: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/bundesweiter-streik-oeffentlicher-verkehr-fast-komplett-lahmgelegt/29060148.html


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
02.06.2023

В ближайшее время из печати выходит № 6 журнала «МЭ и МО». Центральное место в выпуске занимают материалы, так или иначе затрагивающие проблематику Индо-Тихоокеанского региона и политику ведущих держав в нем.

подробнее...

02.06.2023

Руководство и сотрудники ИМЭМО РАН приняли участие во встрече с делегацией Министерства иностранных дел Индии. Обсуждалось сотрудничество России и Индии в рамках «Группы двадцати» и в других форматах, развитие двусторонних отношений Москвы и Нью-Дели.

подробнее...

Вышли из печати