used image: Investment facilitation negotiators announce deal on Agreement’s text // www.wto.org
© Портанский А.П., 10.07.2023
В последнее время часто говорят о кризисе международных организаций, включая ООН, и их бессилии в решении острых вопросов регионального и глобального регулирования. Немало критики прозвучало и в адрес ВТО после 2017 г., в частности, в связи с неспособностью организации эффективно противодействовать торговой войне между США и Китаем, а также ослаблением ее функции по разрешению торговых споров.
В этой связи, тем более важным явилось сообщение из Женевы на минувшей неделе о завершении переговоров по проекту соглашения об упрощении инвестиций в целях развития (IFA). Группа, состоящая из 112 членов ВТО, включая Россию, с 2020 г. разрабатывала проект документа об упрощении доступа инвесторов к информации о регулятивных нормах и разрешительных процедурах.
Вопросы, касающиеся роли и места иностранных инвестиций в процессах глобализации и создания условий для движения капитала, неоднократно становились предметом переговоров на различных уровнях на протяжении второй половине ХХ столетия. Первые двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций появились в конце 50-х годов ХХ в. К началу ХХI в. имелось без малого 2000 двусторонних инвестиционных соглашений. В документах ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) можно найти около 180 инвестиционных документов дву- и многостороннего характера.
Проблема регулирования инвестиций оказалась существенно сложнее для выработки всеобщего обязывающего соглашения в отличие от сфер торговли товарами, услугами, торговых аспектов интеллектуальной собственности. Поэтому по итогам семилетних торговых переговоров Уругвайского раунда (1986–1993 гг.) были подписаны полноценные соглашения ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, предполагающие конкретные обязательства участников соответственно по доступу на рынки товаров, услуг и в отношении торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Что же касается инвестиций, то удалось выработать и подписать лишь документ рамочного характера – Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам – ТРИМС, не получившее до сих пор дальнейшего развития.
В 1995–1998 гг. члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), игравшие доминирующую роль в международном инвестиционном процессе, предприняли уникальную попытку создать исчерпывающий свод норм, правил и процедур, относящихся к либерализации и защите инвестиций, а также к разрешению международных инвестиционных споров. Так появилось Многостороннее соглашение по инвестициям (MAI). Однако в апреле 1998 г. члены ОЭСР пришли к пониманию, что необходимо время для оценки и дальнейших консультаций между участниками переговоров и со всеми заинтересованными кругами общественности. Это еще раз подтвердило сложность достижения всеобъемлющего соглашения по инвестированию.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) чрезвычайно чувствительны ко всякого рода потрясениям и конфликтам. Так, 2020 год оказался исключительно низким по уровню инвестирования в связи с пандемией COVID-19. Но уже в 2021 г. глобальные потоки ПИИ выросли на 64% по сравнению с 2020 г., составив 1,58 трлн долл.[1] Восстановление оказалось возможным благодаря быстрому росту рынков слияний и поглощений (M&A) и активизации международного проектного финансирования благодаря крупным программам льгот для развития инфраструктуры. Однако в 2022 г. глобальная среда для международного бизнеса и международных инвестиций вновь резко ухудшилась в связи с конфликтом на Украине.
На 11-й Министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе в декабре 2017 г. большая группа развитых и развивающихся стран, включая Россию, согласовала совместное заявление о начале организованных дискуссий с целью разработки “многостороннего механизма по упрощению процедур инвестирования”, принимая во внимание “динамичные связи между инвестициями, торговлей и развитием в сегодняшней глобальной экономике”. Побудительным стимулом стало вступление в силу в феврале того же года близкого по названию и смыслу Соглашения об упрощении процедур торговли (товарами). Однако с инвестициями всё оказалось намного сложнее.
Уже тогда сложилось понимание, что создаваемый механизм не будет касаться доступа на рынки, защиты инвестиций и разрешения споров. Упрощение процедур инвестирования скорее связано с такими проблемами, как обмен информацией и повышение предсказуемости инвестиционных мер. На важность инициативы указывал тот факт, что на 70 стран, поддержавших ее, приходилось 70% мировой торговли.
По словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, возглавлявшего делегацию РФ в Буэнос-Айресе в 2017 г., “Россия была фактически первой страной, инициировавшей в 2016 г., дискуссию по упрощению инвестиций в ВТО”[2]. Российская сторона полагала, что будущий механизм будет содействовать формированию благоприятных для российских инвесторов условий деятельности за рубежом, а также повышению собственных позиций в рейтинге инвестиционной привлекательности.
Три с лишним года переговоров привели к выработке проекта соглашения об упрощении инвестиций в целях развития. Согласно проекту, Соглашение будет включать следующие положения:
– Создание многосторонней площадки для обсуждения и продвижения лучших национальных практик в сфере упрощения инвестиций (для этого планируется учредить специальный Комитет ВТО по упрощению инвестиций);
– Предоставление специального и дифференцированного режима для развивающихся и наименее развитых стран;
– Создание фонда помощи по аналогии с существующим в рамках Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.
В то ж время Соглашение не будет регулировать вопросы доступа на рынок, правительственных закупок, защиты капиталовложений, урегулирования споров между инвесторами и государством, существующих двусторонних и многосторонних договоренностей в сфере инвестиций, действующих между членами ВТО[3].
Следующим этапом станет принятие путем консенсуса решения членов ВТО относительно формата IFA, который может быть как многосторонним (Multilateral), так и предполагающим ограниченный круг участников (Plurilateral). Первый вариант, разумеется, предпочтительнее, однако с учетом существующих различий в позициях стран-членов, сложной истории вопроса и накопленного международного опыта, второй вариант может оказаться более реалистичным. При этом число участников соглашения со временем может расти.
В условиях нынешней турбулентности глобальной экономики и кризиса институтов глобального регулирования более ценным представляется пусть минимальный, но надежный результат, устраивающий всех участников соглашения.
Примечания:
[1] ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях 2022. Глобальные тенденции и перспективы. С.1.
[2] Максим Орешкин: Главный результат Министерской конференции ВТО для России – это повышение роли и статуса в организации. Министерство экономического развития РФ.http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deptorg/201714121(дата обращения: 05.02.17).
[3] В ВТО завершились трехлетние переговоры по проекту Соглашения об упрощении инвестиций в целях развития. https://www.economy.gov.ru/material/news/v_vto_zavershilis_trehletnie_peregovory_po_proektu_soglasheniya_ob_uproshchenii_investiciy_v_celyah_razvitiya_supir.html (дата обращения: 06.07.2023)
Нет комментариев