used image: вид на здание Центрального банка Российской Федерации (Банк России) // Internet
© Портанский А.П., 29.07.2024
В Государственную Думу в середине июля 2024 г. внесен законопроект о допуске на российский рынок филиалов иностранных банков. И по словам главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, Госдума рассмотрит его в срочном порядке.
Причина срочности не скрывается – это серьезное обострение проблемы внешнеторговых платежей в условиях западных санкций. Как заявил в июне на сессии Петербургского международного юридического форума первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин, для решения проблемы с международными переводами Россия в условиях санкций должна развивать любые, даже непопулярные способы расчетов, иначе экспортоориентированную экономику может ждать «погибель»[1].
С весны 2022 г. многие крупные российские банки перестали осуществлять переводы в долларах и евро. Это привело к росту международных расчетов в валютах дружественных стран (юань, рупии, дирхамы, тенге) и в рублях. После подписания президентом США в декабре 2023 г. указа, разрешающего вводить ограничения в отношении зарубежных финансовых организаций за нарушение санкций против России, ситуация с трансграничными платежами с начала 2024 г. ухудшается: некоторые банки Китая и Турции отказываются проводить операции российским клиентам либо увеличиваются сроки исполнения платежей. После ужесточения режима вторичных санкций банки дружественных стран резко увеличили число отказов в проведении платежей, связанных с Россией. Вторичным санкциям вынуждены подчиняться и ближайшие российские партнеры на постсоветском пространстве. По последним сообщениям, банки Средней Азии стали чаще отказывать в платежах бизнесу из России как при расчетах в рублях, так и в дружественных валютах. Проблемы с платежами распространились на ближнее зарубежье – Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. Логистические компании оценили удлинение сроков расчетов в 15% (июль к июню), а долю отказов – в 30% от общего числа[2].
Планируемое снятие запрета на работу филиалов иностранных банков – серьезный и ответственный шаг Правительства и Центробанка РФ, подтверждающий слова первого зампреда главы ЦБ об обострении проблемы международных расчетов. Напомним, что вопрос допуска филиалов иностранных банков оставался одним из самых чувствительных в повестке переговоров о присоединении России к ВТО вплоть до их завершающей стадии. На Россию в этом плане осуществлялось весьма серьезное давление со стороны членов ВТО, в первую очередь США и Евросоюза. При этом в качестве основного аргумента упоминалось согласие большинства присоединявшихся государств на открытие филиалов иностранных банков.
Надо признать, что вопрос был весьма неоднозначным для вставшей на рыночные рельсы российской экономики. Малому и среднему бизнесу приход филиалов иностранных банков был однозначно выгоден, ибо означал более выгодный и доступный кредит. Однако крупные отечественные банкиры заняли диаметрально противоположную позицию из-за опасения, что их неокрепшие банки не выдержат конкурентной борьбы с иностранными гигантами. Лоббистские возможности последних в правительстве оказались явно сильнее, чем у малого и среднего бизнеса, что и предопределило окончательную позицию российской стороны на переговорах по присоединению к ВТО: запрет на филиалы иностранных банков без ограничения по срокам, но допуск филиалов иностранных страховых компаний через 9 лет после присоединения к ВТО. В итоге в России появились иностранные банки лишь в виде дочерних компаний – российских юридических лиц, полностью подчиняющихся внутреннему регулированию банковской деятельности.
Выиграла ли в результате экономика РФ или проиграла – этот вопрос остался без ответа. Однако есть достаточно оснований полагать, что иное решение, то есть в пользу допуска филиалов иностранных банков обеспечило бы малому и среднему бизнесу гораздо лучшие условия для развития, и он мог бы превратиться в реальный драйвер российской экономики, как это произошло, кстати, во многих других странах.
Поможет ли теперь допуск филиалов иностранных банков в решении проблемы международных расчетов? Пока ответить утвердительно на этот вопрос нельзя. Согласно законопроекту, филиал иностранного банка будет не вправе осуществлять банковские операции и сделки с физическими лицами, в том числе зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. Исключение сделано для переводов средств без открытия банковских счетов и купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах. В последнем случае купля-продажа иностранной валюты допускается только для совершения переводов средств без открытия банковских счетов.
Нельзя исключать, что появятся и новые ограничения, которые в итоге могут выхолостить деятельность иностранных банков в РФ и лишить таким образом потенциальных банковских партнеров интереса работать в стране. Кроме того, в законопроекте речь идет лишь о банках из дружественных стран. Но в современном мире широко распространены банковские объединения. К примеру, если взять Азиатский банк развития, то среди его крупнейших акционеров есть как дружественные страны, так и недружественные. Как быть с допуском такого банка в Россию? Думается, что будущий закон должен быть, по возможности, максимально деполитизирован, ибо прямое или косвенное присутствие филиала банка из недружественной страны скорее принесет российской экономике пользу, а не вред в сложившихся непростых обстоятельствах.
Примечания:
[1] Мордовина М., Кошкина Ю. В ЦБ призвали «пробовать все» для решения проблемы переводов за рубеж. РБК, 26.06.24.
[2] Банки Средней Азии стали чаще отказывать в платежах бизнесу из России. РБК, 25.07.24.
Нет комментариев