Что означает победа оппозиции на парламентских выборах в Южной Корее?

425

used images: Юн Сок Ёль, Ли Чжэ Мён, здание Национального собрания (парламента) Южной Кореи в Сеуле // Internet

© Давыдов О.В., 12.04.2024

На состоявшихся 10 апреля 2024 г. в Республике Корея всеобщих выборах ведущая оппозиционная Демократическая партия (ДП) сохранила большинство мест в Национальном собрании (парламенте страны). Вместе с аффилированной с ней партией «Демократический альянс» она получила 175 мандатов из 300. Пропрезидентская партия «Сила народа» совокупно с «сестринской» группировкой «Будущее народа» завоевала лишь 108 мест. 12 мест в парламенте будет иметь «Инновационная партия», которая примыкает к оппозиции.

Это третья подряд победа либералов по итогам выборов в Национальное собрание (НС) в 2016 и 2020 годах, когда ДП была, соответственно, сначала оппозиционной, а затем правящей партией. Хотя консервативная «Сила народа» несколько улучшила свои позиции, получив дополнительно пять мандатов, по сравнению с прошлыми выборами, наблюдатели единодушно засчитали ей поражение. По предварительным подсчётам, оппозиционный блок будет располагать в НС не менее чем 187 мандатами. Президент страны и его партия с трудом избежали серьёзной угрозы: возможный сценарий с двумя третями мест у оппозиции позволил бы победившей стороне преодолевать президентское вето, вносить поправки в конституцию и даже добиваться импичмента главы государства.

По итогам выборов лидер ДП Ли Чжэ Мён пообещал, что его партия будет играть ведущую роль в решении насущных проблем сограждан и предпримет усилия для преодоления ситуации, которую он охарактеризовал как «национальный кризис». В свою очередь премьер-министр Хан Док Су, руководители президентской администрации заявили, что правительство «со смирением» примет волеизъявление граждан, переосмыслит весь порядок ведения государственных дел и будет плотно сотрудничать с парламентом, контролируемым оппозицией.

Следует сказать, что на протяжении последних недель вся электоральная кампания и схватки между основными оппонентами носили весьма нелицеприятный характер. Это была не столько конкуренция разных политических программ, сколько дуэль двух лидеров – президента Юн Сок Ёля и его главного соперника на выборах главы государства весной 2022 г. Ли Чжэ Мёна. Она сопровождалась постоянным переходом на личности, взаимными оскорблениями, а также войной компроматов, что делало удушливой общую политическую атмосферу, внося замешательство в позиции избирателей. Так, Ли Чжэ Мён призвал сограждан привлечь правительство Юн Сок Ёля к ответственности за плохое управление государственными делами, одновременно обвинив Юна в злоупотреблении своей властью в целях достижения личной выгоды. После этого оппозиция в парламенте неоднократно пыталась инициировать специальное расследование при участии независимого прокурора в отношении супруги президента, в связи с обвинениями в получении дорогих подарков, а также манипулировании ценами на акции.

Однако и в отношении самого Ли Чжэ Мёна также выдвигались серьезные претензии. Буквально накануне дня голосования он был вынужден давать разъяснения в окружном суде Сеула по обвинению в причастности к коррупции – во время своего пребывания в прошлом на посту мэра г. Соннама (город-спутник Сеула). В выступлениях на митингах лидеры правящей партии зачастую характеризовали оппозицию как «прибежище» коррупции и «антигосударственных сил» – термин, который используется консерваторами для обозначения либералов как сторонников Северной Кореи.

Все эти стычки и столкновение личных амбиций уводили в сторону от понимания реальных проблем страны, откровенному обсуждению которых нашлось мало места в ходе избирательной кампании. В их числе – замедление темпов экономического роста, инфляция, рост безработицы, особенно среди молодёжи, высокие цены на жильё. В последние годы Южная Корея сталкивается и с такими вызовами как старение населения и катастрофически низкий уровень рождаемости.

В этих условиях обе основные партии в своей предвыборной агитации щедро обещали решить проблемы, касающиеся повседневной жизни людей. Поскольку число избирателей старше 60 лет впервые на этих выборах превысило число избирателей в возрасте от 20 до 30 лет, то претенденты, в первую очередь, стремились заручиться поддержкой пожилых людей с невысоким уровнем достатка. Другая социальная группа, на которую ориентировались политики, это молодые семьи. Партии брали обязательства расширить систему медицинского страхования, предоставлять в аренду государственное жильё, а также жилищные кредиты и субсидии, увеличить помощь семьям с двумя и более детьми. Тем не менее, многие из этих обещаний, как полагают, носили поспешный и плохо проработанный характер, прежде всего с точки зрения обеспеченности финансовыми возможностями и ресурсами.

На выборах вопросы внешней политики, даже такие как обострившаяся конфронтация с Северной Кореей и связанные с этим проблемы национальной безопасности, не вызвали особого интереса у избирателей, внимание которых было сконцентрировано на животрепещущих социальных проблемах. Соответственно международные темы явно отошли на второй план и заняли весьма скромное место как в программах ведущих партий, так и в ходе дебатов. Тем не менее, разногласия между ними остаются существенными. Ориентация на союзнические отношения с США и тесное сотрудничество с Вашингтоном в военно-политической области – одна из немногих тем, где подходы правящей партии и оппозиции в целом совпадают. Вместе с тем, ДП настаивает на том, что правительству следует более сбалансировано подходить к отношениям с Китаем и Соединенными Штатами, в том числе и для того, чтобы не оказаться между двумя сверхдержавами в потенциальном конфликте из-за Тайваня. Демократическая партия возлагает на правительство значительную долю ответственности за ухудшение отношений с Пхеньяном, и полагает также, что оно сделало не всё от него зависящее для стабилизации связей и сотрудничества с Россией.

Прошедшие выборы стали далеко не рутинным событием в общественно-политической жизни страны. Эксперты рассматривают их как своего рода промежуточную оценку деятельности администрации, которая оказалась неблагоприятной для власти. Сейчас уже очевидно, что президент, находящийся в остром конфликте с оппозицией, оказался в положении «хромой утки», и в оставшиеся три года пребывания на высшем посту он едва ли сможет продвигать свою повестку по важнейшим вопросам, проводить обещанные реформы без учёта позиции политических оппонентов. В худшем варианте противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти может привести к параличу государственной деятельности во внутренней сфере – случай беспрецедентный в истории Южной Кореи.

Как полагают, пауза, возникшая после выборов, будет недолгой. Предстоит сложный процесс перегруппировки политических сил, внутренней перестройки партийных рядов. Вопрос о дальнейших шагах администрации пока остаётся открытым. Премьер-министр, а также ключевые помощники президента подали прошения об отставке. Оставшиеся на своих местах руководители дают понять, что правящей власти потребуется некоторое время для осмысления новой ситуации, анализа причин поражения на выборах и возможной корректировки стратегического курса.

Судя по всему, уже в ближайшем будущем Юн Сок Ёлю придётся столкнуться с возрастающим давлением со стороны гражданского общества, которое недовольно как работой правительства, так и бесполезными склоками между властью и оппозицией. Не только противники, но и многие сторонники правящей партии считают, что Юн несёт личную ответственность за поражение на выборах, и должен поэтому внести кардинальные поправки в проводимый им курс. Речь идёт, прежде всего, о необходимости налаживания взаимодействия всех основных политических сил в интересах решения крупных национальных задач.

По общему мнению, страна сейчас остро нуждается в глубоких фундаментальных преобразованиях в таких сферах как налоги, пенсионная и образовательная системы, трудовая деятельность и корпоративный сектор. Это позволило бы осуществить модернизацию государственных институтов и экономических структур в соответствии с достигнутым уровнем общественной зрелости, а также повысить международную конкурентоспособность Южной Кореи, соперничающей за первые места в мировых рейтингах производителей и экспортёров самой современной промышленной продукции и услуг.

Частично эти вопросы отражены в политической повестке, продвигаемой администрацией Юн Сок Ёля с момента его избрания на президентский пост. Вместе с тем, отсутствие консенсуса между правящей и оппозиционной партиями серьёзно подрывает планы правительства. По некоторым подсчётам, реализация президентских проектов в важнейших сферах требует принятия как минимум 85 новых законодательных актов, либо внесения обширных поправок в действующее законодательство. Однако нынешний состав Национального собрания уже отклонил около половины законопроектов, предложенных правительством. Это, как свидетельствуют эксперты, самый низкий уровень принятия правительственных предложений за всю последнюю историю.

Юн Сок Ёля трудно назвать мастером компромиссов – и друзья, и враги отмечают присущий ему «ястребиный» непримиримый стиль политического руководства, который не оставляет места для диалога с политическим противниками. Примечательно, что после избрания на президентский пост он ни разу не встретился с лидерами оппозиции для обсуждения насущных проблем страны. Однако теперь выбор у него невелик: либо пойти на уступки и начать сотрудничество с парламентом, либо остаться главой государства с ограниченными полномочиями вплоть до истечения срока пребывания на посту в 2027 г.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
17.05.2024

Наталия Ромашкина выступила на вебинаре «Цифровые инновации для устойчивого развития», посвященном Всемирному дню электросвязи и информационного общества ООН.

подробнее...

16.05.2024

Очередной (№ 5, 2024) выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» посвящен преимущественно анализу политических процессов в различных регионах мира и политике ведущих держав. Номер открывается статьей О. Давыдова о перспективах выхода из корейского ядерного тупика.

подробнее...

Вышли из печати