Вашингтон формирует стратегию противодействия “китайскому вызову” на рынке электромобилей

309


used images: used images: Tesla Model S, Joe Biden // Internet

© Дмитриев С.С., 14.08.2023

Курс на форсированное внедрение электрифицированного автотранспорта обозначен в качестве одного из главных приоритетов промышленной политики администрации Байдена. По мнению действующего президента США, электромобили имеют решающее значение для национальной и энергетической безопасности страны, необходимы для того, чтобы создавать новые рабочие места, а также “конкурировать и побеждать” в технологической гонке с Китаем1. Согласно директиве Белого дома, к концу текущего десятилетия половина продаж всех новых легковых автомобилей и легких грузовиков должна приходиться на транспортные средства с нулевым уровнем выбросов СО2 (в основном, традиционные аккумуляторные и подключаемые гибридные автомобили). В частности, власти штата Калифорния постановили полностью запретить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) уже с 2035 г. Пентагон объявил о планах перехода к 2050 г. на полностью электрифицированный парк автомобилей. Увеличиваются централизованные закупки электромобилей, школьных автобусов и почтовых фургонов для других государственных учреждений.

Для координации усилий федеральных ведомств на данном направлении образована межведомственная рабочая группа (The Joint Office of Energy and Transportation). Разработан целый арсенал средств административного принуждения к переходу на электротранспорт в сочетании с мерами материального поощрения производителей и потребителей. При этом основной упор делается на увеличение бюджетной поддержки автопрома для переоборудования существующих и создания новых производств в США. Двухпартийный закон “Об инфраструктуре” выделил свыше 10 млрд долл. на экологически чистый общественный транспорт и школьные автобусы; 7.5 млрд долл. – на создание национальной сети зарядных станций для электромобилей и еще 7 млрд долл. – на обеспечение отечественных производителей сырьем и компонентами, необходимыми для производства аккумуляторов. “Закон о снижении инфляции” предусматривает налоговые льготы при покупке новых электромобилей – до 7500 долл. и подержанных – до 4000 долл., а также субсидии на внедрение большегрузных автомобилей с нулевым уровнем выбросов2.Около двух десятков штатов США дополнительно предлагают локальные налоговые льготы. Закон “О чипах и науке” предоставил стимулы для инвестиций в наращивание производства дефицитных полупроводниковых микросхем для электромобилей. “Национальная программа развития инфраструктуры электромобилей” предусматривает ассигнования в общей сложности 18.1 млрд долл. на формирование сети зарядных станций для электротранспорта вдоль “коридоров альтернативного топлива” – межштатных автострад. Сейчас в стране насчитывается 140 тыс. общедоступных зарядных станций, но после завершения этой программы их численность возрастет на 500 тыс.3

По информации Белого дома, темпы перехода на электрифицированные средства транспорта резко ускорились после одобрения стимулирующих мер. Основными бенефициарами в борьбе за субсидии и налоговые льготы оказались крупнейшие американские автоконцерны, выступающие в партнерстве с иностранными фирмами, задействованными в цепочках поставок для индустрии электротранспорта. Так, Tesla и ее партнер Panasonic рассчитывают получить 28% всех налоговых кредитов, выделяемых производителям аккумуляторов, GM и LG – 18%, Ford, SKI и Contemporary Amperex Technology (CATL) – 14%4. За период, истекший с момента вступления в должность Байдена, корпорации Tesla, Ford, General Motors (GM), а также допущенные к льготам их иностранные партнеры Toyota, Honda, и Panasonic инвестировали почти 85 млрд долл. в электромобили, аккумуляторы и зарядные станции в США, из которых 48 млрд долл. – в производство аккумуляторов5. Рейтинг национальных инвесторов возглавляет Tesla – “прорывная технологическая фирма с менталитетом Кремниевой долины”, рассчитывающая построить порядка 10–12 новых “гигафабрик” по всему миру и довести объем выпуска электромобилей к 2030 г. до 20 млн в год6. Впрочем, подобного рода оптимистические прогнозы воспринимаются критически рядом экспертов, предлагающих более взвешенную оценку возможностей этой компании и американского автопрома в целом. К тому же американские компании намеренно страхуют свои инвестиции, объявив, что не все новые проекты будут осуществляться исключительно в США. Упомянутая Tesla, которая уже имеет предприятие в Шанхае, способное выпускать до 1.1 млн электромобилей в год, объявила, что ее следующая фабрика будет строиться в Мексике. Эта компания также добивается разрешения на строительство нового предприятия в Индии, – стране, которая рассматривается в качестве “следующего крупного поля битвы” с конкурентами из КНР.

По состоянию на февраль 2023 г. совокупные продажи электромобилей в США составили 3.4 млн, из которых 919 тыс. были проданы в истекшем году. Расширению их реализации во многом способствовали успехи в развитии технологий, прирост парка зарядных станций, вывод на рынок приобретающих популярность электробусов и малотоннажных грузовиков и, особенно, существенное снижение цен дилерами. Перспективы дальнейшего увеличения продаж в целом достаточно благоприятные, несмотря на негативное влияние на конъюнктуру рынка электромобилей таких факторов, как замедление темпов роста экономики США и сохраняющиеся высокие цены для потребителей. По прогнозу, к 2026 г. доля электрокаров в совокупных продажах новых легковых автомобилей может возрасти с 12.3% в настоящее время до 28%7. Вместе с тем эксперты отмечают, что интерес основной массы потребителей к электромобилям остается умеренным. Исследование компании Cox Automotive подтвердило, что электрокары простаивают в дилерских центрах вдвое дольше, чем автомобили с ДВС8. Попытка Маска вывести на рынок модель стоимостью менее 25 тыс. долл., рассчитанную на широкий круг покупателей, не увенчалась успехом, в то время как флагман китайского рынка – корпорация BYD – уже прорекламировал автомобиль по цене чуть выше 11 тыс. долл.

Серьезным препятствием для вывода на рынок более дешевых моделей является законодательство “покупай американское, производи в Америке”, действие которого постепенно распространяется не только на автомобили, но и на аккумуляторы и зарядные станции. В то же время стимулирующее воздействие субсидий на динамику развития отрасли частично нивелируется необходимостью соблюдения экологических нормативов выбросов транспортных средств, заявленное ужесточение которых может обойтись автомобильной индустрии США, по оценке компании GM, в сотни миллиардов долларов. Эскалация антикитайских мер и игнорирование потенциала сотрудничества с Пекином также ведут к росту издержек американских автопроизводителей и снижению их конкурентоспособности. Аналитики в связи с этим сомневаются, что GM сможет достичь своей цели по производству 400 тыс. электромобилей в 2024 г., а в конечном итоге – выполнить свое обязательство продавать к 2035 г. только автомобили с нулевым уровнем выбросов. А руководство Ford официально передвинуло сроки расширения объемов производства до 600 тыс. в год с 2023 г. на 2024-й и предпочло публично отказаться от своих амбиций выйти на ежегодный выпуск 2 млн электромобилей.

Результаты ценовой войны, развязанной американскими компаниями против конкурентов из КНР, показали, что США пока “не совсем готовы” противостоять Китаю на рынке электромобилей: Tesla сейчас больше нуждается в Китае, чем Китай в Tesla. “Мы рассматриваем в качестве главного конкурента китайцев, а не GM или Toyota”, – признал генеральный директор компании Ford Фарли. За первое полугодие текущего года продажи электромобилей BYD составили 1191 тыс., тогда как Tesla – 889 тыс.9 По данным МЭА, более половины цепочек поставок электромобилей и 77% аккумуляторов базируется на КНР, тогда как на США – лишь 10% и 7% соответственно. И, что особенно важно, КНР контролирует 79% мировых мощностей по производству литий-ионных аккумуляторов, на которые приходится треть цены автомобиля, по сравнению с 5.5% для США10.

Не менее острой проблемой для США остается дефицит цветных и легирующих металлов, а также минералов, критически необходимых для производства автомобилей и аккумуляторов. “Америка движется к новому кризису цепочек поставок”, – предупреждает в этой связи Bloomberg11. На производство одного электромобиля затрачивается в 6 раз больше меди, никеля, кобальта и лития, чем для автомобиля с ДВС. Между тем именно Китай доминирует в производстве и переработке лития, кобальта, марганца, графита и редкоземельных элементов. Между тем усилия администрации Байдена ослабить зависимость от КНР, поощряя расширение национального производства и расширяя партнерские связи с компаниями Чили, Бразилии, Австралии и других стран, пока не принесли весомых результатов. Напротив, цепочки поставок еще больше растягиваются и становятся более уязвимыми из-за усилий по снижению рисков зависимости от Китая.

В глобальных продажах электрифицированных транспортных средств доля автомобилей китайского производства сейчас превышает 60% и, по прогнозам, может достигнуть 70%. Tesla все еще остается мировым лидером по чистой электрике, доминирует по “премиальным” продуктам и весьма успешно развивает собственную сеть интеллектуальных зарядных станций. Но и китайская компания BYD способна улучшить свои позиции, опираясь в том числе на собственное производство аккумуляторов и микросхем. Электромобили китайского производства пользуются спросом на рынках некоторых развивающихся стран. Они пока не присутствуют на американском рынке, но ситуация может измениться в случае отмены введенных Трампом запретительных 27.5%-ных импортных пошлин.

Все это дало повод американским СМИ объявить о воображаемой “угрозе захвата Китаем индустрии электромобилей на двух континентах”. Министр транспорта США Буттиджич призвал администрацию Байдена предпринять энергичные шаги, чтобы сократить доминирование Китая по аккумуляторам12. Вашингтон принуждает не только американские компании, но и их зарубежных партнеров, подчиниться требованию использовать меньше китайских компонентов. Разработаны новые меры по ужесточению экспортного контроля за технологиями, представляющими национальный интерес, включая полупроводники и другие устройства, которые используют искусственный интеллект и широко применяются при производстве автомобилей. Вводятся ограничения на инвестиции в КНР: «США напрямую не вывешивали табличку “не инвестировать", но ясно дали понять, что обеспокоены китайскими автомобильными компаниями»13. Поощряемое Белым домом партнерство в составе GM и Ford намерено продвигать конструкцию зарядных портов Tesla в качестве единого мирового стандарта с целью понизить привлекательность покупки китайских автомобилей. Сотрудничество Ford с лидером рынка автомобильных аккумуляторов CATL, на долю которой приходится 36% их производства в мире, уже явилось поводом для инициирования расследования в Конгрессе США. Сейчас американские законодатели настраивают Tesla против партнерства с указанной китайской фирмой, опасаясь, что использование американской компанией на ее новом предприятии инновационной технологии L.F.P. (литий, железо и фосфаты), разработанной CATL, сделает американский автопром еще более зависимым от китайских технологий. Основанием для обвинений в адрес CATL послужили сомнительные аргументы, что при производстве аккумуляторов в Китае используется "принудительный труд"14.

Обострение предвыборной борьбы в США вносит еще один элемент неопределенности в отношении будущего индустрии электротранспорта США. Появились прогнозы, что в случае смены администрации в Белом доме целевые ориентиры роста производства электромобилей могут быть пересмотрены в сторону их понижения. Обращаясь к представителям индустриального сообщества, бывший президент США Трамп осудил “нелепый крестовый поход” Байдена против автотранспорта с ДВС, который неизбежно приведет “к резкому росту цен на автомобили, одновременно подготавливая почву для уничтожения американского автопроизводства". “Джо Байден, – считает Трамп, – ведет войну с автомобильной промышленностью США с помощью серии разрушительных мер, направленных на то, чтобы заставить американцев покупать дорогие электромобили…, даже несмотря на то, что тысячи непроданных электромобилей скапливаются на автомобильных стоянках”15. Сам Трамп неоднократно заявлял, что отменит субсидии и налоговые льготы, продвигающие внутреннее производство электромобилей, которые “не могут далеко уехать, стоят слишком дорого, и чьи аккумуляторы производятся в Китае из материалов, доступных только в Китае, в то время как неограниченное количество бензина доступно недорого в Соединенных Штатах Америки”16. Против форсированного перехода на электрокары высказались руководители ряда автомобильных концернов США и их союзников, не получивших доступа к бюджетным средствам по программам Байдена, а также компаний, производящих моторное топливо и этанол. А руководство профсоюза United Auto Workers публично заявило, что принятые Белым домом решения будут иметь негативные социальные последствия, угрожая рабочим местам на заводах по производству автомобилей с ДВС и “увековечивая ложное представление о том, что электромобили являются нулевыми источниками выбросов”.17

.Примечания:

1 Fact Sheet: Biden-⁠Harris Administration Driving Forward on Convenient, Reliable, Made-in-America National Network of Electric Vehicle Chargers. Washington, DC, June 27, 2023 // Available at:https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/06/27/fact-sheet-biden-harris-administration-driving-forward-on-convenient-reliable-made-in-america-national-network-of-electric-vehicle-chargers/(accessed 11.08.2023)
2 Kothari S. How China Raced Past the Rest of The World with Its Explosive EV Boom. July 19, 2023 // Available at: https://insideevs.com/news/677747/how-china-became-the-ev-world-leader/ (accessed 11.08.2023)
3 National Electric Vehicle Infrastructure Formula Program. Plan Year 2022–2023. Washington, DC, July 2023 // Available at: https://driveelectric.gov/files/nevi-annual-report-2022-2023.pdf (accessed 11.08.2023)
4 Jin H. Analysis: Tesla Taps Biden Tax Credits to Offset EV Price Cuts. Reuters. July 21, 2023 // Available at: https://www.reuters.com/business/autos-transportation/tesla-taps-biden-tax-credits-offset-ev-price-cuts-2023-07-21/?utm_source=Sailthru&utm_medium=Newsletter&utm_campaign=Technology-Roundup&utm_term=072123 (accessed 11.08.2023)
5 Fact Sheet: President Biden’s Economic Plan Drives America’s Electric Vehicle Manufacturing Boom. // Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/09/14/fact-sheet-president-bidens-economic-plan-drives-americas-electric-vehicle-manufacturing-boom/ (accessed 11.08.2023)
6 Tesla’s Surprising New Route to EV Domination. The Economist, July 18, 2023 // Available at: https://www.economist.com/business/2023/07/18/teslas-surprising-new-route-to-ev-domination?itm_source=parsely-api (accessed 11.08.2023)
7 Global EV Outlook 2023. Catching Up with Climate Ambitions. Washington DC, April 2023 // Available at: https://iea.blob.core.windows.net/assets/dacf14d2-eabc-498a-8263-9f97fd5dc327/GEVO2023.pdf (accessed 11.08.2023)
8 Skibell A. Are EV Sales Really Slowing Down? Politico, August 2, 2023 // Available at: https://www.politico.com/newsletters/power-switch/2023/08/02/are-ev-sales-really-slowing-down-00109439 (accessed 11.08.2023)
9 Kane M. Global EV Sales in June 2023: Over 1.26 Million Plug-In Cars Sold. August 7, 2023 // Available at: https://insideevs.com/news/680467/global-ev-sales-june2023-plugin-cars/ (accessed 11.08.2023)
10 Tobin M. And Li L. Chinese EV Giant BYD Overtakes Tesla, But Can It Crack the U.S. Market? The Washington Post, June 14, 2023 // Available at: https://www.washingtonpost.com/world/2023/06/13/china-byd-electric-vehicle-tesla-rival/ (accessed 11.08.2023)
11 Culpan T. America Is Driving Toward a New Supply Chain Crisis. Bloomberg. August 1, 2023 // Available at: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2023-08-01/us-is-driving-toward-a-battery-supply-chain-crisis (accessed 11.08.2023)
12 Egkolfopoulou M. Ford Chairman Says US Can’t Yet Compete Against China with EVs. Bloomberg. June 18, 2023 // Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-18/ford-chairman-says-us-isn-t-prepared-for-chinese-ev-domination (accessed 11.08.2023)
13 Ferris D. and Posaner J. Miles Apart: U.S. And Europe Diverge on Chinese EVs. Politico, June 23, 2023 // Available at: https://www.politico.com/news/2023/06/23/u-s-and-europe-diverge-on-chinese-electric-cars-ee-00103186 (accessed 11.08.2023)
14 Mihalascu D. Tesla Said to Plan US Battery Cell Factory Using CATL's LFP Tech. March 31, 2023// Available at:https://insideevs.com/news/660046/tesla-said-plan-us-battery-cell-plant-using-catl-lfp-tech/ (accessed 11.08.2023)
15 Cama T. Trump Vows to Undo Biden’s Electric Vehicle Policies. Рolitico, July 20, 2023// Available at:https://www.politico.com/news/2023/07/20/trump-biden-ev-policies-00107437 (accessed 11.08.2023)
16 Beckwith R. Where the Republican Presidential Candidates Stand on Five Key Economic Issues. Bloomberg. August 2, 2023 // Available at: https://www.bloomberg.com/news/features/2023-08-02/where-trump-2024-gop-candidates-stand-on-5-key-economic-issues (accessed 11.08.2023)
17 Dlouhy J. Toyota, Stellantis Blast Biden’s Plan to Boost Electric Car Sales. Bloomberg, July 10, 2023 https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-07-10/biden-bid-to-boost-electric-cars-blasted-by-toyota-and-stellantis (accessed 11.08.2023)


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
22.01.2025

Академик-секретарь Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН, президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин представил научному сообществу нового руководителя Института Соединенных Штатов Америки и Канады имени академика А.Г. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН) – Наталью Цветкову.

подробнее...

22.01.2025

На сайте размещен полный текст осенне–зимнего номер журнала «Пути к миру и безопасности» – № 2 (67) за 2024 г. Основные разделы номера посвящены проблематике терроризма и борьбы с ним в условиях обострившейся международной обстановки, подходам ведущих незападных держав к противостоянию Россия–Запад, а также политике США и их европейских союзников в сфере вооружений и развития ВПК.

подробнее...

Вышли из печати