Военный переворот в Таиланде

2411

 © 30.05.2014,  Рогожина Н.Г.

Таиланд лидирует в мире по количеству совершенных военных переворотов. Их было 19 с момента провозглашения конституционной монархии в стране в 1932 году. Последний раз в 2006 году военными было свергнуто правительство Таксина Чинавата. На этот раз от власти было отстранено демократически избранное правительство во главе с его младшей сестрой – Йинглак Чинават. Как заявил командующий сухопутными силами Прайют Тян-Оча, военные взяли власть в свои руки, чтобы "навести мир и спокойствие в стране" и намерены реформировать политическую структуру, экономику и общество.

Аргумент довольно веский, если учесть, что с ноября 2013 года страну лихорадило. Неутихающие антиправительственные протесты блокировали работу правительства Йинглак Чинават, отставка которой была главным требованием оппозиции, мобилизованной старейшей в стране Демократической партией, которая терпела поражение на всех выборах в 2000-х годах, проигрывая сторонникам Таксина Чинавата, фигура которого до сих пор вызывает страх у таиландского политического истеблишмента.

И в феврале 2014 года, когда в стране было назначено проведение всеобщих выборов в парламент в попытке найти выход из политического кризиса, антиправительственные силы сорвали их проведение, что стало причиной принятого Конституционным судом решения об аннулировании их результатов, хотя победу на них и одержала вновь правящая партия Пхыа Тхаи. Демократическая партия на этот раз даже не выдвинула своих кандидатов, заранее планируя срыв парламентского избирательного процесса.

Политическая ситуация в стране сложилась крайне напряженной, когда возможности достижения компромисса оппозицией даже не рассматривались. Ею выдвигались различные требования – начиная от полного отстранения от власти демократически избранного в 2011 г. премьер-министра Йинглак Чинават, осуществления политических реформ неясного содержания, и заканчивая созданием антидемократической, назначаемой сверху Народной Ассамблеи.

Создается такое впечатление, что сторонники этих мер крайне далеки от идеалов представительной демократии, по крайней мере, той, которая создала основу для усиления влияния Таксина Чинавата, – фигуры крайне противоречивой, но завоевавшей популярность в народе.

Это и отпугивает тайский традиционный политический истеблишмент, сплотившейся вокруг Сутепа Таугсубана, который создал Народный комитет демократических реформ. Социальная база антиправительственных сил представлена традиционной элитой – членами королевской семьи, представителями военной и гражданской бюрократии (в основном эти бывшие чиновники высшего ранга, отстранённые от руководства), частью среднего класса (из числа творческой интеллигенции, преподавателей высших учебных заведений, студенчества, служащих министерств), а также рабочими профсоюзами. Их недовольство политической властью вызвано главным образом её коррумпированностью – они убеждены в том, что выборы проходят нечестно под жестким политическим контролем правящей партии, покупающей голоса избирателей.

Естественно, что заявления и действия антиправительственных сил лишь еще больше накаляли обстановку в стране и вызывали рост недовольства со стороны сторонников Таксина.

В Таиланде, второй по величине экономике ЮВА, сложилась нездоровая конкуренция политических сил, придерживающихся различных идеологических воззрений на характер политического устройства страны. Общество раскололось идеологически и политически, и возникла тупиковая ситуация, когда ни одна из противоборствующих сторон не хотела уступать своих позиций. Традиционная политическая элита, отстраненная от руководства страной, продолжала влиять на политический процесс, который автоматически привел к военному перевороту в ситуации политического хаоса.

Несмотря на то, что у оппозиционных сил не оказалось достаточно сил, чтобы свергнуть демократически избранное правительство, они попытались ослабить его с помощью своих сторонников из числа представителей ведущих политических институтов страны. Негласную поддержку антиправительственным силам оказывала Комиссия по борьбе с коррупцией, которая завела против Йинглак Чинаават дело об импичменте. Конституционный суд аннулировал итоги всеобщих парламентских выборов, а 7 мая отстранил от власти премьер-министра Йинглак Чинаават и 9 членов ее кабинета. Однако на смену ей был назначен представитель ее партии – Ниватумронг Бунсонгпайсан, что не решило поставленных оппозицией задач.

Военные, которые традиционно считают себя легитимной силой, способной управлять страной, предприняли попытку посадить противоборствующие стороны за стол переговоров. 20 мая они объявили о введении военного положения в стране, которое было встречено весьма одобрительно со стороны большинства населения страны. Более 75% опрошенных заявили, что согласны с действиями военных, поскольку это покончит с насилием. Да и объявленный 22 мая военный переворот, как реакция на провал попыток примирения противостоящих сил, не вызвал широкого протеста, хотя около тысячи сторонников правительственных сил и вышли на улицу в знак протеста против переворота.

Руководство армии отстранило от власти гражданское правительство, приостановило действие конституции, кроме второй ее статьи, касающейся института монархии, на всей территории королевства введен комендантский час, цензура в СМИ и интернете. Ключевые политические лидеры арестованы. Однако таиландский политический истеблишмент приветствовал действия военных, которые получили одобрение и 86-летнего тайского монарха, назначившего Прают Тян-Оча руководителем Национального совета по поддержанию мира и порядка, созданного в результате переворота. Все министерства поставлены под строгий надзор со стороны военных.

Военное руководство объясняет свой переворот тремя причинами: 1) политическая обстановка и политическая среда в Таиланде сильно отличаются от существующих в других странах; 2) военные власти Таиланда обладают неопровержимыми доказательствами и вескими причинами для переворота и собираются в ближайшее время продемонстрировать эти доказательства и причины международному сообществу; 3) демократическое правление в Таиланде привело к множеству человеческих жертв.

Как же будут развиваться события в Таиланде и способен ли военный переворот преодолеть возникшее противостояние политических сил в стране? Генерал Прайют Тян-Оча заявил о том, что проведение выборов будет возможным только тогда, когда сложится «благоприятная обстановка», и он намерен назначить совет по реформам, который займется написанием новой конституцией. Но смогут ли военные успешно управлять страной без парламента и избранного правительства?

Если провести параллель с 2006 годом, то назначенное военными правительство не справилось с возложенными обязанностями, а его деятельность оценивалась как провальная. Военный переворот негативно скажется на развитии экономики и имидже Таиланда в глазах мирового сообщества, которое единодушно осудило действия военных. Критично отнеслись к военному перевороту и страны АСЕАН, откликнувшиеся на него официальным заявлением, и США, приостановившие оказание Таиланду военной помощи, и страны Евросоюза.

Вряд ли период правления военных снимет накал политических страстей в стране. Практически приход военных к власти играет на руку традиционному таиландскому политическому истеблишменту. Но раскол в обществе зашел настолько далеко, что военным, судя по всему, не удастся подавить недовольство сторонников Таксина. На политическую арену вышли новые силы, и дело не столько в Таксине Чинавате, сколько в его социальной опоре. И с этими новыми политическими реалиями будут вынуждены считаться представители таиландского традиционного политического истеблишмента, ибо большинство тайцев выступает за всеобщие выборы, и поддерживают демократию.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
23.05.2025

В журнале «Вестник международных организаций» опубликована статья (в соавторстве) Алексея Портанского «США – Китай: фактор экономической безопасности усиливает геоэкономическую фрагментацию».

подробнее...

22.05.2025

Виктор Комаровский выступил в рамках пленарного заседания на международной научно-практической конференции «Сотрудничество правоохранительных органов зарубежных государств и Российской Федерации в противодействии незаконной миграции».

подробнее...

Вышли из печати