Внутриполитический кризис в Испании: что дальше?

3123

© 05.09.2016, Понеделко Г.Н.

Madrid. The Congress of Deputies // by www.flickr.com/photos/hbarrison

Прошедшие на прошлой неделе два тура внутрипарламентских выборов премьер-министра Испании, как и ожидалось, завершились провалом кандидатуры Мариано Рахоя, лидера испанских консерваторов. В обоих турах ему отдали свои голоса 170 депутатов от Народной партии (НП), партии «Сьюдаданос» и «Канарской Коалиции», при этом 180 депутатов проголосовали против. Это важное событие означает продолжение затянувшегося почти на год серьезного внутриполитического противостояния, начало которому было положено всеобщими парламентскими выборами 20 декабря 2015 года. Эти выборы, беспрецедентные в демократической истории Испании, ознаменовали конец существовавшей с 1982 г. политической монополии двух ведущих партий – консервативной (НП) и Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) и рождение новых значимых игроков в испанской политике – левых социал-демократов «Подемос» (в переводе с испанского – «Мы можем») и либеральных демократов «Сьюдаданос» («Граждане»).

Отличительной особенностью обеих новых партий является то, что их руководство и электорат в значительной мере представлены молодым поколением испанских граждан, голосующих за перемены в социально-экономической политике страны и против продолжения неоконсервативного курса, направленного на свертывание функций государства всеобщего благосостояния, что ведет за собой рост социального неравенства. Именно поэтому победившая на декабрьских выборах НП не смогла получить абсолютного большинства в парламенте и выставить кандидатуру М.Рахоя на пост председателя испанского правительства. Предпринятая в марте 2016 г. попытка ИСРП в коалиции с «Сьюдаданос» провести на этот пост своего кандидата в лице генерального секретаря ИСРП Педро Санчеса также окончилась неудачей. Затянувшийся институциональный паралич политической власти в Испании, несмотря на самое активное участие испанского короля Филиппа VI (согласно Конституции 1978 г.), так и не был преодолен. В начале мая 2016 г. им был подписан декрет о роспуске Кортесов декабрьского созыва и проведении новых парламентских выборов, состоявшихся 26 июня 2016 г.

В повторных июньских выборах приняли участие 69.8% общего числа испанских избирателей. Сравнительный анализ голосов избирателей на декабрьских и июньских выборах свидетельствует о том, что Испания продолжает оставаться политически разделенной страной с высокой долей левого электората.

Выборы подтвердили победу (вновь без абсолютного большинства) правящей НП, улучшившей свой декабрьский результат до 33% голосов избирателей и получившей 137 из 350 депутатских мест в нижней палате Кортесов. Напомним, что в декабре за НП проголосовали 28.7% избирателей (123 депутатских мандата). За ней, с худшим результатом для испанской социал-демократии за последние 20 лет, следует ИСРП, набравшая 22% (86 мест) против декабрьских 22.7% (90 мест). Причиной этого стали внутрипартийная организационная перестройка, идеологическая неопределенность и связанное с ней ослабление левого крыла партии, сторонники которого пополнили ряды созданной в 2014 г. «Подемос». Последняя, вопреки обещаниям лидера Пабло Иглесиаса стать главной оппозиционной силой в стране (с этой целью «Подемос» накануне выборов объединила свои усилия с левой марксистской партией «Объединенные левые»), лишь незначительно укрепила свои позиции. За нее проголосовали 21.1% избирателей, что позволило ей получить 71 депутатский мандат (на выборах в декабре она завоевала 20.7% голосов и 69 парламентских мест). По мнению руководства «Подемос» и «Объединенных левых», полученные недостаточно высокие результаты объясняются нехваткой времени на проведение совместной предвыборной кампании, включая разработку общей программы. Впрочем, многие аналитики считают, что виной тому стали сложности с поиском политической идентичности самой «Подемос», желающей одновременно представлять и левый социал-демократический и коммунистический электорат.

Центристская партия «Сьюдаданос», как и ИСРП, сократила свое представительство в парламенте, потеряв 11 депутатских мандатов (за нее проголосовали 13.9% избирателей вместо до 13.05%)1. Остальные голоса и места в Кортесах распределились между националистическими партиями Страны Басков и Каталонии и другими.

Главным результатом повторных выборов стало то, что консерваторы, хотя и несколько улучшили свои результаты по сравнению с предыдущими выборами, так и не смогли получить абсолютное большинство в парламенте, столь необходимое для избрания премьер-министра страны и формирования правительства новой четырехлетней легислатуры. А это означает повторение длительной конституционной процедуры прохождения через парламентское голосование членов президиума обеих палат Кортесов, а главное – согласованной с королем кандидатуры премьер-министра.

Для победы М. Рахою (кстати сказать, его кандидатуру поддерживают только 42% однопартийцев), уже почти год временно исполняющему обязанность премьер-министра, необходимо было получить 176 из 350 голосов депутатов в первом туре «инвестидуры» (выборной процедуры) или простое большинство во втором. А это означало необходимость межпартийной коалиции НП с одной из оппозиционных сил с привлечением голосов других депутатских групп или их воздержания от голосования во втором туре. При нынешней расстановке политических сил в Испании эта задача изначально представлялась труднодостижимой: руководители ИСРП и «Подемос» категорично заявили свое «нет» кандидатуре М. Рахоя.

В результате беспрецедентного нажима на идеологически близкую «Сьюдаданос» ее лидер Альберто Ривера, наконец, согласился («дабы избежать третьих парламентских выборов») поддержать М. Рахоя, однако исключительно при условии принятия последним выдвинутых ему требований. Всего за один день до начала «инвестидуры» представителями НП и «Сьюдаданос» был, наконец, подписан согласованный обеими партиями программный документ «150 обязательств для развития Испании».

Принципиальная часть этого документа касалась обязательств в области политического реформирования модели государства. В частности, планировалось принять новый «справедливый» избирательный закон, обеспечивающий большую пропорциональность избирательных списков, выборность парламентских депутатов по принципу 1 избиратель – 1 голос, вместо ныне существующего и мало понятного большинству регионального «демографического коэффициента»; ограничить мандат премьер-министра двумя сроками; принять меры по борьбе с коррупцией правящей элиты. В числе антикоррупционных мер – немедленное отстранение от правительственных должностей и депутатских обязанностей лиц, замешанных в коррупции, введение запрета на индульгенцию (помилование) политических коррупционеров, отказ от привилегий, которые политические деятели имеют по сравнению с другими гражданами, особенно тех, которые позволяют им «оставаться вечно у власти» и т.д.2

Значительная часть требований касалась экономической и социальной сферы. Предусматривалось, в частности, более глубокое реформирование финансовой и налоговой систем, а именно согласование режима налогообложения предприятий, размера корпоративного налога крупных компаний, усиление контроля над офшорным бизнесом, увеличение штрафов для банков, замешанных в отмывании денежных средств, и т.д. Были согласованы основные показатели расходов по отдельным бюджетным статьям, потолок бюджетного дефицита, объемы регионального финансирования. В социальной сфере и сфере трудовых отношений акцент делался на увеличение государственных расходов на здравоохранение, образование, социальное обеспечение семей, детей, безработных, реформирование системы трудовых контрактов и индивидуального предпринимательства, активизацию деятельности служб занятости.

В результате выборов все подписанные НП и «Сьюдаданос» обязательства, признанные большинством депутатов поспешными и необоснованными, оказались «мертворожденными». Свое неприятие кандидатуры М. Рахоя его главный оппонент лидер ИСРП П. Санчес объяснил не «авторитарными» методами прежнего правления, не тактическими соображениями сложившейся конъюнктуры, а твердыми идеологическими и моральными принципами, делающими невозможной поддержку «погрязшей в коррупции» партии.

Итак, что дальше? Каким может стать дальнейшее развитие событий? Конституция Испании предусматривает возможность проведения повторной инвестидуры (ориентировочно в конце октября) с любым кандидатом, способным набрать необходимое число голосов. В противном случае король распускает Генеральные Кортесы и назначает новые, третьи за год парламентские выборы. Несмотря на весьма высокую степень их вероятности, расстановка политических сил в Испании может значительно измениться в связи с предстоящими 25 сентября этого года региональными выборами в Стране Басков и Галисии.

А пока возможность повторения неудавшейся ранее попытки быть избранным премьер-министром страны есть и у П. Санчеса, избранного генсеком ИСРП в июле 2014 г. и получившего в ходе прямого голосования поддержку 80% членов партии. Его восхождение на социалистический олимп началось после окончания Мадридского автономного университета Комплутенсе (факультет экономических наук и предпринимательства). Полное взлетов и падений, оно проходило в постоянном и напряженном идеологическом противостоянии по вопросам стратегии и тактики партии между ее правым и левым крылом, между старым и молодым поколением партийцев, включая и таких прославленных представителей ИСРП, как Ф. Гонсалес и Х. Сапатеро. О самостоятельном и бойцовском характере П. Санчеса лучше всего говорит его оценка резких критических замечаний последних по поводу текущей политики ИСРП, которые «следует рассматривать всего лишь как мнение, когда ты просишь совета у своих родителей, иногда соглашаясь с ними, а иногда нет»3.

Следует отметить, что фигура генсека ИСРП и его позиция по стратегии и тактике партии в условиях нынешнего политического кризиса приобретают особое значение и в связи с недавним неожиданным предложением П. Иглесиаса объединить усилия обеих партий, предложив левую альтернативу дальнейшего развития страны. Каков будет ответ П. Санчеса на этот вызов «Подемос», покажет уже ближайшее будущее.

Примечания:

1 Los claves del pacto de PP y Ciudadanos. El Huffington Post. 29.08.2016.

2 La Vanguardia.01.09.2016. URL: www.lavanguardia.com/politica/2016090/4139569676/psoe-comite-federal-sin-cambios-investidura.

3 El Huffington Post.05.08.2016.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.06.2024

Проходит конференция ЦМБ «Новый миропорядок и технологическая революция». Рассматриваются изменения в системе международной безопасности, связанные с динамичными военно-политическими, военно-стратегическими и военно-техническими процессами в условиях трансформации мирового порядка.

подробнее...

12.06.2024

На сайте журнала «Россия в глобальной политике» опубликовано интервью Александра Ломанова «Мир вокруг Китая». Почему Китаю пришлось отказаться в отношениях с Россией от формулировки «партнёрство, не имеющее границ»? Значит ли это, что границы появились?

подробнее...

Вышли из печати