© 15.12.2014, Володин А.Г.
Полицентричный мир требует от России диверсификации внешней политики. В политической науке разновекторность или, как говорят французские эксперты, «свободная геометрия мировой политики» предполагает отказ от «идеологических союзов» и выстраивание государственного курса на основе прагматического понимания собственных интересов.
Тренд в сторону диверсификации внешней политики страны рельефно проявился и в ходе только что завершившегося визита Президента России В.Путина в Индию, который местная печать оценила как «продуктивный». В ходе визита была подтверждена роль Индии как «проверенного временем и надежного партнера» России, в каких бы сложных ситуациях наши страны не находились.
Индия недвусмысленно подтвердила свое отрицательное отношение к антироссийским санкциям, тем более что сама не раз становилась объектом подобных действий. Со своей стороны, Президент России не только заверил партнеров в бесперебойных поставках запасных частей к российскому военному оборудованию в Индии, но и принял на себя обязательство ускорить передачу «чувствительных» технологий индийским компаниям, занятым в системе ВТС. Москва, заинтересованная в возвращении себе роли главного поставщика ВВТ на индийский рынок, уже активно участвует в программе «сделай в Индии», ставшей несущей конструкцией всей промышленной политики. В ходе визита было объявлено о начале производства в стране российских вертолетов среднего класса Ми-17 и легкого класса Ка-226 (общее количество «изделий» достигнет 400 единиц), часть продукции будет поставляться за рубеж.
Иначе говоря, мировой кризис ускоряет становление новой выгодной для обеих стран модели разделения труда: Индия располагает внушительным по своей емкости внутренним рынком и значительным резервом квалифицированной рабочей силы, тогда как Россия обладает инновационными идеями и технологиями, необходимыми для создания высокоэффективных, футуристических видов ВВТ и изделий двойного назначения. Поэтому перенос части отечественных производств в Индию выглядит и рентабельным, и логичным.
В ходе визита руководство Индии еще раз продемонстрировало неприятие санкций, вводимых в обход ООН, приняв в составе российской делегации представителей Республики Крым, в развитии кооперационных связей с которой заинтересованы деловые круги Индии. На мой взгляд, речь идет не только о сотрудничестве в агросфере, но и в области гостиничного строительства, тем более что в этот бизнес уже активно включается Турция.
Премьер-министр Индии Н.Моди считается прирожденным прагматиком. Поэтому, развивая отношения с нашей страной, Дели не без успеха использует Россию в качестве стабилизирующей силы в Евразии, тем самым выстраивая сложную систему взаимоотношений с другими великими державами, включая КНР и США. Такова логика «свободной геометрии международных отношений». В январе 2015 г. в Дели прибудет президент США в качестве «главного гостя» на празднование Дня республики. В нынешней внешнеполитической стратегии Индии значительная роль отводится экономической дипломатии: помимо вертолетов, индийские компании будут производить запасные части для «изделий» российского происхождения, состоящих на вооружении в Индии. Откликаясь на общемировые тенденции разделения труда при «материализации» сложных изделий с высокой долей добавленной интеллектуальной стоимости, Россия намерена разместить в Индии некоторые виды производств, участвующих в процессе создания современных гражданских авиалайнеров – уже летающего Sukhoi Superjet 100 и перспективного МС-21. Наличие относительно недорогой, но высококачественной рабочей силы - лишь один из факторов переноса части производств в Индию. Вторая, не менее веская причина частичной «релокализации» подобных производств - стремление укрепить позиции нашей страны на чрезвычайно емком рынке гражданской авиатехники, которому предстоит не только расширяться, но и серьезно обновляться. (По самым консервативным оценкам, эта емкость в Индии и России примерно одинакова – не менее 1600-1800 летательных аппаратов различных классов.)
Примечательно, что в ходе визита не было объявлено о соглашениях по совместному производству истребителя пятого поколения и транспортного самолета средней дальности. Видимо, сделано это умышленно, ведь успешное развитие вышеназванных и других проектов откроет путь к реализации новых совместных стратегических инициатив, так что нашим промышленникам никак нельзя расслабляться.
В области классической энергетики заслуживает внимания давно ожидаемый «прорыв» Индии в Арктику (нефтяные и газовые поля в Восточной Сибири) и неотложность новых транспортных решений в Евразии, о чем эксперты рассуждают уже около двух десятилетий. Эта тема «мирной геополитики» в Евразии может иметь перспективное продолжение с участием не только трех «гигантов» (Индии, Китая, России), но и других заинтересованных стран Азии и Европы.
В сфере «неклассической», т.е. атомной, энергетики дальнейший прогресс в двусторонних отношениях связывается с производством некоторых ключевых компонентов атомных силовых установок в Индии, что соответствует интересам России. «Портфель» заказов у Росатома на строительство АЭС уже составляет около 100 млрд. долларов.
Важной представляется, особенно для ряда наших регионов, и поставка индийских товаров продовольственного назначения (включая фрукты и овощи тропического происхождения) на российский рынок, тем более что в Индии уже не раз побывали строгие ревизоры из Роспотребнадзора. Перспективно смотрятся и другие совместные проекты, в частности в ювелирной промышленности. Успешно соперничая с Италией в этой «деликатной» сфере трудовой деятельности, Индия уже в конце 90-х гг. прошлого века обошла признанных мировых лидеров по общему объему продаж ювелирных изделий.
Впрочем, не будем забывать, что в двусторонних отношениях необходима обоюдная синергия и, прежде всего, взаимодействие частных компаний двух стран, включая малый и средний бизнес. В свою очередь, такого рода сотрудничество предполагает плотную кооперацию между регионами наших стран, которая никак не может наладиться вот уже более двадцати лет. Уповать на центральные власти ошибочно. Необходимы инициативные совместные проекты, регулярные визиты на взаимной основе руководителей регионов. Наконец, для выстраивания дееспособной модели отношений «регион-регион» не обойтись без емких «банков информации», содержащих сведения о возможностях и экономическом потенциале партнеров, чем должны заниматься региональные подразделения Российской академии наук и местные университеты.
Нет комментариев