
© 15.12.2017, Портанский А.П.
Catalinas & Bouchard skyline, Buenos Aires. Used photo by Maximiliano Buono // www.flickr.com/photos/16435743@N05
В Буэнос-Айресе завершила свою работу 11-я Министерская конференция Всемирной торговой организации, продолжавшаяся с 10-го по 13-е декабря 2017 г. В ней приняли участие около четырех тысяч представителей из 164 стран-членов.
ВТО принято считать третьим Бреттон-Вудским институтом, хотя организация в отличие от первых двух, МВФ и МБРР, была создана лишь через 50 лет после знаменитой конференции 1944 г. в штате Нью-Гэмпшир (США). Институт начал свою работу в 1947 г. в усеченном формате – в виде Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое регулировало только сферу товарообмена. Чтобы включить в правовую базу торговлю услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и др., потребовалось еще 47 лет напряженных торговых переговоров.
От конференции в столице Аргентины сенсаций никто не ожидал, хотя две предыдущие, на о. Бали в – декабре 2013 г. и в Найроби – в декабре 2015 г., были вполне продуктивными. Так, на Бали после долгих кризисных лет переговоров Доха раунда впервые был достигнут серьезный результат – подписано первое после создания ВТО многостороннее торговое соглашение, а именно Соглашение об упрощении процедур торговли, пополнившее правовую базу ВТО, выработанную на предыдущем Уругвайском раунде. В столице Кении был подписан ряд важных документов, таких как второе Соглашение по информационным технологиям, решения об экспортной конкуренции в области сельского хозяйства. Это вселяло определенный оптимизм. Вместе с тем в Заключительной декларации Найроби впервые формально был признан раскол среди стран-членов по ключевому вопросу – судьбе повестки Доха раунда. Часть стран, в основном развивающиеся, выступила за ее сохранение в неизменном виде, а другая часть, главным образом развитые страны, – за ее существенное обновление. Раскол на 10-й конференции не мог не сказаться на настроениях членов ВТО в преддверии очередной 11-й конференции, поэтому в Аргентину они прибыли без завышенных амбиций, но с деловым настроем.
В итоге в Буэнос-Айресе не было подписано каких-либо финальных соглашений. Был принят ряд документов в виде решений и заявлений министров, которые, как планируется, должны трансформироваться в полноценные соглашения на следующей конференции. Несмотря на скромные в целом результаты, участники конференции в Буэнос-Айресе подтвердили приверженность многосторонним принципам, а 44 страны, включая Россию, Казахстан, Украину, приняли совместную декларацию в поддержку ВТО и многосторонней торговой системы.
Важнейшей сферой ГАТТ/ВТО на протяжении последних 20–30 лет оставалось сельское хозяйство. Собственно, от результатов переговоров в данной сфере в значительной мере зависел прогресс на переговорах нынешнего Доха раунда. В Буэнос-Айресе разногласия не позволили согласовать формулировки по будущей работе в сфере сельского хозяйства. Против подготовленного проекта документа выступили США. При этом их возражения носили системный характер. Торговый представитель США Р. Лайтхайзер открыто раскритиковал природу действующего «понимания вопросов развития» в ВТО, заявив, что «не может поддерживать ситуацию, когда новые правила применяются только к нескольким членам, в то время, как остальные участники получают право действовать во имя самопровозглашенного статуса развивающейся страны». Проблема наличия у многих членов ВТО статуса «развивающейся страны», позволяющего пользоваться так называемым «специальным и дифференцированным режимом», то есть определенными льготами, действительно серьезно осложняет переговоры в рамках ВТО. Ряд развивающихся стран де-факто уже достиг уровня экономического развития, при котором их компании и отрасли являются вполне конкурентоспособными, однако привилегии упомянутого режима создают им неоправданные преимущества, что неприемлемо, с точки зрения, развитых стран.
США также выступили против идеи отдельного направления переговоров по созданию государственных продовольственных запасов и так называемому «специальному защитному механизму» для обеспечения безопасности национального рынка продовольствия. В защиту такого механизма, который в принципе искажает конкуренцию, выступают Индия и Китай. Вашингтон в этой связи настаивает, чтобы переговоры по данному вопросу велись на основе соответствующей статьи Соглашения ВТО по сельскому хозяйству, которая обязывает страны-члены продолжать процесс реформ в соответствии с решениями Уругвайского раунда, то есть проводить либерализацию рынка.
Серьезное внимание на конференции в Буэнос-Айресе было уделено проблеме сверхэксплуатации рыбных ресурсов морей и океанов в результате рыболовных субсидий и незаконного промысла. Смысл принятого министрами решения по рыболовным субсидиям состоит в противодействии «незаконному, несообщаемому и нерегулируемому» рыбному промыслу (или ННН-промыслу) с тем, чтобы воспрепятствовать росту рыбопромысловых мощностей и чрезмерному вылову рыбы и морепродуктов. Решение содержит поручение членам ВТО вести переговоры с целью выработки и подписания соответствующего соглашения к 2019 г., когда состоится очередная Министерская конференция ВТО.
В последний день форума были согласованы совместные заявления министров по ряду направлений, в частности, электронной коммерции. Коалиция членов ВТО, состоящая из почти 70 стран, заявила, что приступит к совместной подготовительной работе, касающейся будущих переговоров ВТО по торговым аспектам электронной коммерции и планирует провести первую встречу в начале 2018 г. В коалицию вошли страны, различные по размеру и уровню развития экономики, в их числе – Япония, Сингапур, США, ЕС, Коста-Рика, Австралия и Россия.
Большая группа развитых и развивающихся стран также согласовала совместное заявление по началу «организованных дискуссий с целью разработки многостороннего механизма по упрощению процедур инвестирования».
Еще одно совместное заявление министров, поддержанное 87 членами ВТО, касалось микро-, малых и средних предприятий (ММСП). В документе объявлено о «неформальной рабочей программе», целью которой станут различные вопросы, связанные с ММСП, в том числе снижение торговых издержек и расширение доступа к финансированию торговли.
Российская делегация в третий раз приняла участие в Министерской конференции в качестве полноправного члена ВТО. Следует отметить, что еще на Балийской конференции в 2013 г. она заявила о себе как об активном участнике форума. Именно благодаря серьезной вовлеченности российских представителей, поработавших с некоторыми негативно настроенными делегациями, удалось довести до подписания упомянутое Соглашение об упрощении процедур торговли.
Выступая на конференции в Буэнос-Айресе, глава делегации РФ министр экономического развития Максим Орешкин сосредоточился на необходимости противодействия негативным тенденциям в современной торговле. Расширение изоляционизма и антиконкурентных практик несут растущую угрозу открытости и справедливости многосторонней торговли, в частности, подчеркнул он. Российский министр отметил, что в последние несколько лет мы столкнулись с ростом одной из самых агрессивных форм протекционизма – санкциями. По словам Орешкина, у российской стороны есть достаточно свидетельств, которые доказывают, что одна из причин санкций против партнеров по ВТО – это обеспечение преференций на рынке своим компаниям. Министр указал на необходимость принятия мер в области упрощения процедур осуществления инвестиций и электронной торговле, а также повышения транспарентности в рамках ВТО. М. Орешкин также подчеркнул, что Россия придает большое значение присоединению Белоруссии к ВТО.
Активная позиция на форумах ВТО, несомненно, важная составляющая, но для обеспечения успеха в организации этого явно недостаточно. Главное – быть крупной торговой державой, то есть иметь внушительные объемы торговли с другими странами. Но как раз здесь наши позиции пока весьма скромны: 17 место в мировом рейтинге по экспорту и 23 место по импорту в 2016 г. Соответственно, наша доля в мировом экспорте товаров в 2016 г., по данным ВТО, составила 1.77% и в 1.18% – в мировом импорте. Что касается объемов торговли партнеров, с которыми мы стремимся себя соизмерять – Китая, США, Германии, – то они на порядок выше российских.
В таких условия Россия, к сожалению, не может претендовать на ведущие позиции в ВТО, которые нынче принадлежат США, ЕС, Китаю, Индии, Бразилии. Любопытно, что еще полтора десятка лет эта группа выглядела иначе: США, ЕС, Канада, Япония. Это говорит о том, что прорыв в группу лидеров мировой торговли за относительно короткий исторический период возможен. Очевидно, условием для его реализации является модернизация национальной экономики, проведение необходимых реформ. А в случае России – смена модели развития экономики.
Нет комментариев