
used image: The press conference held on 12 April 2022 to announce
the WTO Trade Forecast for 2022 and 2023 // World Trade Organization (youtube)
© Портанский А.П., 23.05.2022
На минувшей неделе Президент Владимир Путин дал поручение правительству представить предложения по актуализации стратегии участия страны во Всемирной торговой организации, для чего потребуется оценить меры государств-членов ВТО, которые ограничивают торговлю с Россией. Правительству также поручено сформулировать предложения по обжалованию ограничительных мер в рамках организации. Месяцем ранее Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития металлургического комплекса Российской Федерации, где речь также шла о противодействии ограничительным мерам на внешних рынках.
Напомним, что еще в конце марта этого года депутаты от «Справедливой России – За правду» внесли в Госдуму проект федерального закона о денонсации Россией протокола о присоединении к ВТО. Проект предусматривал освобождение РФ от «взятых на себя обязательств в дальнейшем» в рамках этой организации. Некомпетентность замысла обнаружилась сразу и в полной мере. Обязательства России – это определенная либерализация доступа на внутренний рынок товаров и услуг в обмен на свободный доступ на рынки стран-членов ВТО. Ни одного доказательства ущерба экономике РФ от частичного открытия внутреннего рынка, разумеется, не было приведено. Однако на этом некомпетентность народных избранников не заканчивается.
Как выясняется, в настоящее непростое для экономики страны время ряд производств испытывают острую нужду в импорте некоторых товаров. Так, в середине марта Минцифры предложило отменить таможенную пошлину на импорт вычислительной техники и компонентов для производства электроники – жестких дисков, накопителей и систем хранения данных (СХД). Это необходимо, чтобы активизировать и удешевить производство электроники в России, особенно в условиях внешних санкций, а также, чтобы увеличить объем импорта оборудования из Азии.
А в начале апреля эксперты призвали обнулить пошлины на ввоз новых автомобилей из-за рубежа, поскольку производители иностранных брендов в России один за другим прекратили производство легковых автомобилей. То есть речь идет не о необходимости закрытия российского рынка, как вообразили некоторые депутаты, а, наоборот, о снятии таможенных барьеров – таково насущное требование бизнеса. Кстати, аналогичная тенденция наблюдается в настоящее время во многих странах, в частности, в тех, с которыми Россия развивает экономическое сотрудничество – в Китае, Турции, Бразилии и др.
Надо понимать, что выход из ВТО лишь ухудшил бы связи даже с теми странами, которые не вводили ограничений в отношении Москвы. На сегодняшний день таких стран около 120 (из 164 членов ВТО). Они продолжают руководствоваться правилами организации в торговле с Россией, рассчитывая на взаимность. Но правила ВТО в случае выхода из нее будут применяться в каком-то объеме и в торговле со странами-санкционерами. Поэтому отказ от членства в ВТО – это заведомое ослабление наших правовых позиций, движение к игре вообще без правил.
Утрата членства в ВТО незамедлительно сказалась бы на отношениях РФ с партнерами по ЕАЭС. Дело в том, что правила и принципы ВТО просто вшиты в правовую базу блока. Если представить, что Россия выходит из ВТО, то она не только не получает право делать все, что хочет, а наоборот, ее возможности даже сокращаются – в частности, в отношении импортных тарифов. В настоящее время единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС построен на основе российского тарифа, российских обязательств в ВТО. Если же обязательства России в ВТО ликвидируются, то следующий уровень – это уровень тарифных обязательств Казахстана в ВТО, а он существенно ниже. Следовательно, внутренний рынок России станет менее защищенным. РФ утратит нынешние права в торговле товарами. Партнеры же в свою очередь получат возможности по ограничению ввоза российских товаров вплоть до их дискриминации. Но российская сторона в ответ сможет лишь принять эти действия к сведению. При этом, разумеется, ни один член ЕАЭС не последует примеру России и не выйдет из ВТО.
Не исключен и риск развала ЕАЭС. В последние годы в Казахстане и Киргизии неоднократно звучали призывы к выходу из ЕАЭС под предлогом отсутствия выгоды в членстве. Выход России из ВТО может послужить серьезным поводом к отказу этих республик от членства в ЕАЭС, а за этим может последовать дезинтеграция блока.
Выход из ВТО фактически лишил бы Россию равноправного участия в G-20. То же самое справедливо и в отношении БРИКС и ШОС. Неизбежны, в частности, негативные последствия для отношений с Китаем и Индией. Эти два партнера играют ключевые роли в ВТО. Наш шаг по выходу они никогда не поймут. В торгово-экономических отношениях с ними мы опустимся сразу на несколько ступеней. Они просто перестанут воспринимать Россию всерьез как торгово-политического партнера.
Выйдя из ВТО, Россия утратит возможность разрешения торговых споров в рамках этой организации. В последние годы в некоторых из таких споров РФ выигрывала.
Наконец, нельзя забывать о том, что перед отечественной экономикой стоят новые амбициозные цели. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», предполагается достичь реального роста экспорта не сырьевых неэнергетических товаров до уровня, превышающего на 70% показатель 2020 г. (273 млрд долл.). Достижение данной цели абсолютно нереалистично без свободного доступа на мировые рынки, который как раз и обеспечивает членство в ВТО.
Возвращаясь к вопросу актуализации стратегии участия страны в ВТО, надо признать, что в условиях нынешнего санкционного давления, решение данной задачи будет вовсе не простым. Проблема в том, что введенные против России коллективным Западом санкции имеют политическую основу, и это сильно осложняет дело. Можно вспомнить, в 2014 г. после введения Западом санкций в отношении РФ в связи с присоединением Крыма в Правительстве также первоначально рассматривались меры по оспариванию этих санкций в ВТО. Однако, в конечном счете, формальных претензий странам-санкционерам в рамках ВТО предъявлено не было.
Да, экономические санкции нарушают правила и принципы ВТО, но в правовой базе организации есть лазейка – XXI статья ГАТТ, которая допускает введение ограничений по доступу на рынок по соображениям национальной безопасности. Судья последней инстанции в данном случае – само государство, намеревающееся ввести ограничения. Подача жалобы в Орган по разрешению споров ВТО в принципе возможна, но шансы на выигрыш невелики. Следует отметить, что подобные ограничения по политическим соображениям, т.е. санкции, вводили многие государства, в том числе и Россия. Достаточно вспомнить жесткие политические и экономические санкции против Турции в 2015 г. после сбитого ею российского Су-24 в небе над Сирией и в 2016 г. после убийства посла России в Анкаре Андрея Карлова.
Итак, актуализации стратегии участия страны во Всемирной торговой организации, очевидно, назрела, и обновленная стратегия должна быть вскоре представлена руководству страны. Однако успех обжалования предпринятых в последнее время рядом стран ограничительных мер в торговле с Россией в желаемой степени вряд ли гарантирован.
Нет комментариев