Турция и кризис в Украине – между молотом и наковальней

1839

© 25.03.2014, Рогожин А.А.

     Турция, будучи причерноморским государством и членом НАТО, внимательно следит за развивающимся в Украине кризисом, ибо его результаты будут иметь для неё значительные геополитические последствия. Улучшившиеся за последнее десятилетие экономические и дипломатические отношения Турции с Россией, её возрастающая энергетическая зависимость от России и 62 года членства в НАТО с большой вероятностью будут подвержены серьёзным испытаниям в свете российско-украинского конфликта.

     Турцию, безусловно, не может не волновать проблема крымских татар в Крыму – геостратегически важном для неё благодаря историческому турецкому наследию, а также родственным связям, что существенно влияет на турецкую внешнюю политику, побуждая Турцию проецировать свою "мягкую силу" на этот приморский регион.

     Более того, поскольку Турция контролирует единственную точку входа в Чёрное море (проливы Дарданеллы и Босфор), она может сыграть важную роль в случае потенциально возможной эскалации конфликта.

     Текущий кризис может создать значительные проблемы для Турции на самых различных уровнях. Во-первых, с геополитической точки зрения, резкое усиление политико-военного контроля России над Крымом изменит стратегический баланс сил в Причерноморье, задев интересы Турции в регионе. Любое усиление возможностей российского Черноморского флота станет предметом озабоченности Турции. Хотя модернизация военно-морских сил Турции в последние годы идёт вполне успешно, военно-морские силы Турции всегда будут растянуты между различными регионами, что обусловлено необходимостью поддерживать силовой баланс с Грецией в Эгейском море, защищать ключевые геополитические интересы в Средиземном море и сохранять достаточно сильное присутствие в Чёрном море.

     Во-вторых, Турция беспокоится за судьбу крымских татар в Крыму в связи его воссоединением с Россией. В Крыму проживает примерно 300 тыс. тюркоязычных татар, являющихся коренным населением полуострова, и Турция опасается, что это историческое событие может негативно сказаться на положении крымских татар. Подобное развитие событий может осложнить и без того непростую внутриполитическую обстановку в самой Турции, где проживает значительное количество крымских татар, которые, в свою очередь, могут стать значимым внутриполитическим фактором по мере приближения крайне важных для нынешнего руководства страны муниципальных, парламентских и президентских выборов в 2014-2015 гг.

     Заметим, однако, что ряд политических и экономических мер,  предусмотрительно принятых руководством Крыма и Россией, значительно уменьшили опасения Турции за судьбу татарского сообщества в Крыму. В Турции положительно оценили, в частности, и признание крымско-татарского языка в качестве государственного, и радикальные решения относительно земель, на которые претендуют крымские татары, на что прежние украинские власти не решались.

     Чтобы осознать пределы и ограничения мер реагирования Турции на текущий кризис, следует учитывать специфику турецко-российских отношений. Стороны добились деэскалации своих напряжённых отношений в последние десятилетия "холодной войны" и выстроили процесс нормализации по её завершению. С началом XXI-го века обе страны стали акцентировать своё внимание на улучшении экономических отношений.

     Турецкий экспорт в Россию в период с 2004 по 2013 гг. вырос почти в четыре раза, а российский экспорт в Турцию за тот же период увеличился примерно втрое. Россия в настоящее время является вторым по размерам торговым партнёром Турции после Германии, а в 2008 г. была даже первым. При этом турецкий импорт существенно превышает экспорт в Россию, что в значительной части обусловлено сильной зависимостью Турции от российской нефти и природного газа.

     В дополнение к резко возросшим взаимным прямым инвестициям и товарообороту между двумя странами, Турция и Россия начали сотрудничать над реализацией крупных стратегических инвестиционных проектов. В рамках одного из них Россия построит первый в Турции атомный ректор в Аккую (Akkuyu).

     Более того, в 2012 г. Турция стала партнёром в диалоге с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), в которой лидируют Россия и Китай, и премьер-министр Эрдоган позднее дважды предположил, что Турция могла бы попытаться стать полноценным членом ШОС, если процесс  вступления её в Европейский Союз окончательно застопорится.

     В дополнение к улучшившимся экономическим и дипломатическим связям,  Эрдоган и Путин также имеют хорошие личные отношения. Эрдоган присутствовал на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, несмотря на сильные возражения со стороны черкесской диаспоры в Турции. Турецкие строительные компании принимали участие в строительстве олимпийских объектов, и президент Путин поблагодарил своего коллегу, заявив, что Олимпиада стала их "совместной силой", дав при этом "зелёный свет" активному участию турецких подрядчиков в подготовке Чемпионата мира по футболу, который пройдёт в России в 2018 г.

     Хотя Турция и Россия оказались и по разные стороны баррикад в таких масштабных вопросах как сирийская гражданская война, они придерживаются прагматичного подхода в своих отношениях и стараются сгладить свои расхождения в пользу улучшения экономических и дипломатических связей.

     Если бы противоречия между Россией и НАТО удерживались бы на минимальном уровне, Анкара могла бы продолжить улучшать свои отношения с Россией, не сталкиваясь при этом со скептицизмом со стороны своих трансатлантических коллег, оставаясь активным членом альянса и не ставя под вопрос свою лояльность из-за своих связей с Россией.

     Вместе с тем, стало очевидно, что ситуация в Украине серьёзно затрудняет Турции её маневрирование. Если к Турции обратятся с предложением поддержать экономические санкции или, что ещё хуже, военные меры против Москвы, ей придётся выбирать между своими союзниками и новым партнёром. Анкара уже подверглась сильной критике со стороны своих западных партнёров в прошлом году по целому ряду вопросов, включая жёсткое подавление гражданских протестов в июне 2013 г., выбор поставщика систем ПВО/ПРО  в пользу КНР и коррупционный скандал в высших эшелонах власти.

     Непринятие в расчёт или прямой отказ выполнять требования НАТО поставит под сомнение приверженность Турции к альянсу в глазах её союзников. С другой стороны, поддержав меры НАТО, Анкара столкнётся с опасностью разрушить свои отношения с крупнейшим экономическим и энергетическим партнёром. В любом случае, Турции придётся искать компромиссные варианты – она поневоле оказывается между молотом и наковальней.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.09.2024

Представляем вашему вниманию второй в 2024 г. выпуск научного сетевого журнала «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН». В выпуске две рубрики – «Тренды и риски развития» и «Глобальная и региональная безопасность».

подробнее...

12.09.2024

В журнале «Россия в глобальной политике» (№5(129), 2024) опубликована статья Константина Богданова, Ирины Кобринской и Бориса Фрумкина «Гонка на Глобальном Юге, или Битва за мировое большинство».

подробнее...

Вышли из печати