Цена реформы: экономика Польши в контексте споров между Варшавой и Брюсселем

1116


used images: Флаг Польши, банкноты евро // Internet

© Кулинич А.Д., 13.06.2023

5 июня 2023 г. Суд Европейского союза постановил, что реформа судебной власти в Польше, закон о которой был принят в декабре 2019 г., нарушает право ЕС1. Это решение завершило многолетний спор Европейской комиссии и Варшавы. Данное противостояние запомнилось, прежде всего, решением Европейского союза от октября 2021 г., в соответствии с которым на Польшу налагался ежедневный штраф в один млн евро до тех пор, пока вызывающий споры закон не будет отменен. За прошедшее время Польша накопила более млрд евро в виде штрафа.

Противоречивая реформа предполагала создание в Верховном суде страны Дисциплинарной палаты, функционирование которой касается рассмотрения деятельности судей Верховного суда. Кроме того, был принят закон о снижении возраста выхода на пенсию судей, что также трактовалось Судом ЕС как нарушение европейских норм.

После 2020 г. у противостояния Варшавы и Брюсселя появился экономический аспект. Падение экономик стран ЕС, вызванное пандемией COVID-19, потребовало от европейских политиков принятия экстренных мер поддержки. Так, в конце 2020 г. Европейская комиссия и государства – члены ЕС согласовали создание финансового инструмента «ЕС следующего поколения» объемом в 750 млрд евро. Тогда же был принят многолетний финансовый план ЕС на 2020–2027 гг., размер которого составил чуть более трлн евро.

Многолетний финансовый план ЕС, как и инструмент «ЕС следующего поколения», является важной частью развития Польши. В соответствии с планом по восстановлению экономики ЕС после пандемии COVID-19 Варшава должна была получить 34 млрд евро. Однако из-за спора, вызванного проведением судебной реформы в Польше, Брюссель заблокировал перевод этих средств Варшаве. Также сообщалось, что в марте этого года Европейская комиссия приняла решение увязать выплаты Польше из фондов региональной политики ЕС с отменой судебной реформы2.

В результате Варшаве предстоит выплатить штраф, который недавно был сокращен в два раза и на данный момент составляет 556 млн евро. Более того, Европейская комиссия удержала предназначавшиеся Варшаве на период с ноября 2021 г. до октября 2022 г. 360 млн евро из бюджета ЕС3.

Немаловажно, что с момента вступления в ЕС в 2004 г. Варшава являлась одним из главных бенефициаров получения общеевропейских средств. Так, согласно положениям многолетнего финансового плана 2014–2020 гг., Польша с отрывом заняла первое место по получению средств Евросоюза4. В частности, главной статьей расходов средств из Европейского фонда регионального развития и Фонда сплочения являлось создание транспортной инфраструктуры. Польша также станет крупнейшим бенефициаром политики сплочения ЕС до 2027 г., поскольку подавляющее большинство регионов страны отнесены к категории наименее развитых, то есть их показатели ВРП на душу населения не доходят до 75% среднего уровня Евросоюза5. Таким образом, важность финансовой поддержки ЕС для Варшавы в долгосрочном плане сохраняется. На протяжении последних 30 лет Польша служила примером государства, сумевшего провести относительно успешную социально-экономическую трансформацию и демонстрировавшего положительные темпы экономического роста даже в момент мирового кризиса 2008 г. Однако еще одним аспектом спора Варшавы и Брюсселя следует считать надвигающиеся парламентские выборы в Польше, которые должны состояться осенью 2023 г.

По прогнозам ОЭСР, реальный рост польского ВВП в 2023 г. замедлится и составит 0,9%. Главными причинами называются высокая инфляция, сохраняющаяся неопределенность и жесткая монетарная политика, ослабляющая спрос населения6.

В первом квартале 2023 г. рост ВВП Польши составил 3,8% (соотношение год к году), а уровень производства в целом не изменился в сравнении с 2022 г. Несмотря на относительное улучшение потребительского и делового климата, эти показатели до сих пор не вышли на уровень начала 2022 г. Базовая инфляция без учета цен на продовольствие и электроэнергию в мае составила 12,2% и практически сравнялась с общей инфляцией (13%). Однако это все еще далеко от целевого показателя в 2,5%.

Изменения претерпевает польский рынок труда: с февраля 2022 г. в Польшу прибыло 1,6 млн жителей Украины. Большую часть из них составляют взрослые, в итоге нашедшие рабочие места, среди которых, однако, преобладают низкооплачиваемые профессии. Несмотря на приток населения, уровень безработицы остается относительно низким и составляет 3%.

Значительные меры со стороны государства были предприняты для борьбы с энергетическим кризисом 2022 г. Так, в ноябре 2022 г. правительство Польши подписало закон о чрезвычайных мерах по сдерживанию цен на электроэнергию и поддержке определенных групп населения. В 2023 г. максимальная цена на газ установлена на уровне 200 злотых за МВт/ч. 13 января 2023 г. правительство ввело налоговый возврат для домохозяйств, чей среднемесячный доход не превышает 2100 злотых в домохозяйстве из одного человека и 1500 в домохозяйствах из нескольких людей. Данное положение затрагивает приблизительно 300 тыс. домохозяйств7. 17 января было принято решение о введении максимальной цены на электроэнергию для защиты домохозяйств, для которых цена выросла более чем на 40% до 30 сентября 2022 г.8.

Ожидается, что в 2023 г. в Польше произойдет рост дефицита госбюджета, что вызвано совокупностью нескольких факторов. Во-первых, это является следствием роста оборонных расходов, которые в 2023 г. должны составить 3% в сравнении с 2,2% в 2022 г. Во-вторых, бюджетная политика подразумевает сохранение нулевых ставок НДС на продукты питания и субсидии для компаний в сфере энергетики до конца 2023 г. Процентная ставка Национального банка Польши находится на уровне 6,75% с сентября 2022 г.

В 2024 г. эксперты ОЭСР прогнозируют рост польской экономики на 2,1%. Не в последнюю очередь такой сценарий основывается на использовании средств из фондов Евросоюза. Как отмечалось выше и следует из данного прогноза, получение доступа к средствам ЕС служит долгосрочным интересам Варшавы. Однако данный вопрос можно рассмотреть и с точки зрения политических циклов9, что особенно важно в преддверии парламентских выборов осенью 2023 г. Теория политических циклов подразумевает, что перед выборами партии, находящиеся у власти, склонны увеличивать расходы бюджета и ослаблять налоговую политику. В целом, это соответствует действиям партии «Право и справедливость», политики которой еще до прихода к власти в 2015 г. активно использовали в предвыборной риторике программу государственных выплат «Семья 500 плюс». Немаловажно, что данная программа была расширена в 2019 г., когда также проходили парламентские выборы.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на формальное завершение конфликта между Варшавой и Брюсселем из-за судебной реформы, окончательно решить этот вопрос еще предстоит. С экономической точки зрения Польша заинтересована в скорейшем получении доступа к структурным фондам ЕС и финансовому инструменту Евросоюза по восстановлению от последствий пандемии. Но последние события, в частности принятие правящей партией Польши закона о создании специальной комиссии для рассмотрения влияния России на польскую политику10 и продолжающегося спора из-за функционирования угольной шахты «Туров»11, свидетельствуют, что разблокирование средств Евросоюза может состояться нескоро. При этом восстановление польской экономики, в том числе, зависит от решения этих политических вопросов.

Примечания:

1 Poland Loses EU Top Court Fight Over Curbs on Judges. Bloomberg. 05.06.2023. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-05/poland-loses-eu-top-court-fight-over-curbs-on-judges
2 Poland’s Access to €75 Billion on the Line in Judiciary Dispute. Bloomberg. 23.03.2023. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-03-23/poland-s-access-to-75-billion-on-the-line-in-judiciary-dispute
3 Polish €1 Million Daily Fines Cut in Half by EU’s Top Court. Bloomberg. 21.04.2023. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-04-21/polish-1-million-daily-fines-cut-in-half-by-eu-s-top-court
4 European Commission. Cohesion Open Data Platform. 2014-2020 Cohesion Policy Overview. URL: https://cohesiondata.ec.europa.eu/cohesion_overview/14-20
5 European Commission. Cohesion Policy Eligibility 2021-2027. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/policy/how/is-my-region-covered_en
6 OECD Economic Outlook 2023. Volume 1. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-economic-outlook/volume-2023/issue-1_ce188438-en
7 Dostępny jest wzór wniosku na zwrot VAT dla gospodarstw domowych ogrzewających się gazem. Ministerstwo Klimatu i Środowiska. 13.01.2023. URL: https://www.gov.pl/web/klimat/dostepny-jest-wzor-wniosku-na-zwrot-vat-dla-gospodarstw-domowych-ogrzewajacych-sie-gazem
8 Rząd jeszcze mocniej chroni odbiorców ciepła przed nadmiernym wzrostem cen. Ministerstwo Klimatu i Środowiska. 17.01.2023. URL: https://www.gov.pl/web/klimat/rzad-jeszcze-mocniej-chroni-odbiorcow-ciepla-przed-nadmiernym-wzrostem-cen
9 См. Alesina A., Paradisi M. Political Budget Cycles: Evidence from Italian Cities / NBER Working Paper 20570. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w20570/w20570.pdf
10 EU Sues Poland after Blowback over Kremlin Influence Law. Politico. 07.06.2023. URL: https://www.politico.eu/article/eu-poland-kremlin-over-controversial-russia-influence-law/
11 Court Says No, Polish Government Says Go on Coal Mine Permit. Politico. 07.06.2023. URL: https://www.politico.eu/article/court-says-no-polish-government-says-go-coal-mine-permit/


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
22.02.2024

В Нью-Дели состоялось подписание меморандума о взаимопонимании Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук и Центра исследования боевой деятельности сухопутных войск Индии.

подробнее...

21.02.2024

Состоялось очередное заседание научно-теоретического семинара ЦСЭПИ по теме «Наука, религия, общество в динамике современного мира». С докладом выступил Евгений Рашковский.

подробнее...

Вышли из печати