Новый «срок» Трампа: кардинальный пересмотр политики США в области противоракетной обороны

292


used image: U.S. President Ronald Reagan shakes hands with real estate developer Donald Trump (1987) // defensescoop.com

© Климов В.А., 06.02.2025

Прошло чуть меньше сорока лет после неудавшейся попытки президента Р. Рейгана создать масштабную систему противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования для защиты территории Соединенных Штатов, как вновь избранный президент США Д. Трамп вернулся к этой амбициозной идее. Еще в разгар предвыборной гонки, в июле 2024 г., кандидат в президенты Трамп обмолвился о желании «построить железный купол», который не позволит «…нанести ущерб народу [Соединенных Штатов]»[1]. Обещания не заставили себя долго ждать – 27 января 2025 г. Дональд Трамп выпустил указ о создании эшелонированной системы ПРО нового поколения для защиты США от ударов «баллистическими, гиперзвуковыми, перспективными крылатыми ракетами и другими перспективными средствами воздушного нападения»[2]. Министру обороны Питу Хегсету было поручено в 60-дневный срок представить президенту обновленную архитектуру эшелонированной системы национальной ПРО и поэтапный план ее развертывания[3].

Основное место в этой системе Трамп отвел космическому эшелону ПРО. Запланировано развитие и развертывание системы космических спутников (Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor – HBTSS) и не исключено возобновление не получившего в свое время развитие проекта космических перехватчиков (Space Based Interceptor – SBI). Уместно напомнить, что в развитие инициированной президентом Р. Рейганом в марте 1983 г. программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ), получившей в широких кругах общественности название «Звездные войны», предполагалось вывести в космос сотни и даже тысячи боевых станций. Но запланированные в рамках проекта эксперименты в космосе стали предметом острой дискуссии как во внутриполитическом процессе США, так и в советско-американских отношениях. Испытания в космосе любых компонентов ПРО вступали в прямое противоречие с действовавшим в то время Договором об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. Каждая сторона, согласно Договору, взяла на себя обязательство «не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования»[4]. Серьезные сомнения вызывали научно-технические, военно-стратегические и экономические аспекты заявленного грандиозного проекта. Это послужило основой для мощной волны критики в адрес СОИ со стороны политико-академического сообщества США, Европы и Советского Союза. Более того – возникло уникальное объединение усилий советских и американских ученых по противодействию этой программе. Комитет советских ученых в защиту мира против ядерной угрозы (КСУ) в тесном взаимодействии с Федерацией американских ученых (ФАУ) и другими авторитетными неправительственными исследовательскими организациями США в ряде исследований дали объективную и всестороннюю оценку планируемой в США широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования.

Первые годы команде Р. Рейгана удавалось обосновывать свои исследования и планы собственным видением Согласованного понимания «Д» к Договору по ПРО[5]. Однако всесторонняя и профессиональная критика со временем «подорвала» возможность такого подхода. С 1985 г. Конгресс начал сокращать финансовые запросы администрации. Постепенно программа «Звездные войны» стала терять изначальную поддержку – вместо запланированных 400–800 млрд в период с 1984 по 1993 годы было потрачено лишь 30 млрд долл[6].

В современных условиях, в отсутствие Договора по ПРО или иных международно-правовых ограничений, у Трампа фактически «развязаны руки». Теперь работы по созданию национальной ПРО не будут скованы рамками договорно-правовых обязательств. Правда, убедительные аргументы критиков СОИ в прошлом ставили под сомнение и возможности технологической осуществимости намеченных планов, и прогнозируемую эффективность системы ПРО, которая в трактовке Рейгана была призвана сделать советское ядерное оружие «бессмысленным» и «устаревшим»[7]. На этот вопрос Трамп отвечает, что у Соединенных Штатов со времен Рейгана появились «невероятные технологии», которые помогут создать действительно эффективный противоракетный щит над территорией США[8].

Политико-стратегическая обстановка дает Трампу еще одно преимущество: со времен 1980-х гг. существенно расширилось число ракетно-ядерных угроз, против которых может быть применима национальная система ПРО. Если в период холодной войны ПРО США предназначалась для отражения возможного удара со стороны СССР, то теперь, в 2020-е годы развертывание системы ПРО может быть использовано для отражения ударов как «сильных» противников США – России и Китая, так и значительно более «слабых» – Северной Кореи и Ирана. Поэтому, если не удастся обеспечить оборону от противников «первой величины», то, по крайней мере, останется возможность защититься от более ограниченных угроз.

За всю историю противоракетной обороны трамповский пересмотр политики США в этой области является шестым по счету[9]. Каждый второй президент США имел собственную позицию по вопросу развития противоракетной обороны. Самая грандиозная и дорогостоящая попытка создать широкомасштабную ПРО с космическими эшелонами во времена Р. Рейгана не состоялась по техническим, политико-правовым и финансовым обстоятельствам. Какая судьба уготована планам Трампа – покажет время. Однако очевидно, что эта политика в любом случае отразится на военно-стратегическом измерении российско-американских отношений – масштабная противоракетная оборона создаст мощный стимул для расширения рамок и масштабов гонки вооружений, которая неминуемо «проверит на прочность» стратегическую стабильность.

Примечания:

[1] Read the Transcript of Donald J. Trump’s Convention Speech. The New York Times. 19.07.2024. URL: https://www.nytimes.com/2024/07/19/us/politics/trump-rnc-speech-transcript.html
[2] The Iron Dome for America. Executive order. The White House. 27.01.2025. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/2025/01/the-iron-dome-for-america/
[3] Ibid.
[4] Договор об ограничении систем противоракетной обороны. 1972. Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/abm.pdf
[5] Оно гласило, что «в целях обеспечения выполнения обязательства не развертывать системы ПРО и их компоненты, кроме как предусмотрено в Статье III Договора, Стороны согласны в том, что в случае создания в будущем систем ПРО, основанных на иных физических принципах и содержащих компоненты, способные заменять противоракеты, пусковые установки противоракет и РЛС ПРО, конкретные ограничения таких систем и их компонентов подлежали бы обсуждению в соответствии со статьей XIII и согласованию в соответствии со статьей XIV Договора». См. Разоружение и безопасность 1986. 1987. Под ред. Е.М. Примакова. Ежегодник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. (В 2-х томах). Т. 2. М.: Издательство АПН. С. 202.
[6] Abrahamson J., Cooper H.F. What Did We Get for Our $30-Billion Investment in SDI/BMD? 1993. National Institute for Public Policy. URL: http://highfrontier.org/wp-content/uploads/2016/08/What-for-30B_.pdf
[7] Address to the Nation on Defense and National Security. Ronald Reagan, 13.03.2024. Ronald Reagan. URL: https://www.reaganlibrary.gov/archives/speech/address-nation-defense-and-national-security
[8] Read the Transcript of Donald J. Trump’s Convention Speech. The New York Times. 19.07.2024.URL:https://www.nytimes.com/2024/07/19/us/politics/trump-rnc-speech-transcript.html
[9] Более подробно о прошедших пяти пересмотрах политики США в этой области см. В.А. Климов, С.К. Ознобищев. Противоракетная оборона США: от защиты национальной территории к обороне НАТО. Мировая экономика и международные отношения. 2023. т. 67, № 12. С. 5-15. URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2023/12-t-67/usa-politics-and-society/us-missile-defense-from-national-territory-protection-to-nato-defense


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.03.2025

Выходит в свет очередной выпуск журнала «МЭ и МО» (№ 3, 2025). Он открывается статьей, посвященной опыту систематического изучения дискурса вмешательства на площадке ООН. Внимание читателей привлекут материалы, затрагивающие проблемы развития на постсоветском пространстве, в том числе в Центрально-Азиатском регионе, а также анализирующие формирование идеи патриотизма в повестке Союзного государства Белоруссии и России.

подробнее...

13.03.2025

Наталия Ромашкина выступила с докладом «Злонамеренное использование искусственного интеллекта и вызовы ядерной стабильности в странах БРИКС: военно-политические и информационно-психологические аспекты» на круглом столе «Злонамеренное использование искусственного интеллекта и вызовы информационно-психологической безопасности БРИКС».

подробнее...

Вышли из печати