
used images: Donald Trump, World on Fire, Burnung 100-dollar banknote // Internet
© Портанский А.П., 31.03.2025
2 апреля станет «Днем освобождения» или «Великим днем» для торговой политики Соединенных Штатов, заявил Дональд Трамп в последней декаде марта с.г. По его задумке, это явится поворотным моментом для американской торговли. Но не только для американской – Трамп не скрывает своих намерений «разрушить существующее в мировой торговле статус-кво», подняв импортные тарифы США до уровня пошлин, налагаемых на американские товары в соответствующих странах. Ибо, по его глубокому убеждению, все другие страны, как друзья, так и недруги, до сих пор мошеннически обходились с Америкой, неоправданно обогащаясь за счет низких импортных тарифов в США, в то время как сами взимали с американских товаров высокую пошлину. Поэтому, как считает Трамп, США должны ввести в отношении других стран «взаимные тарифы».
Известно, что существующие сегодня импортные тарифы государств закреплены в виде их обязательств в рамках членства во Всемирной торговой организации (ВТО), и их никто до сих пор не оспаривал. Каким же образом Вашингтон намеревается вводить новые пошлины?
Согласно недавнему пояснению министра финансов США Скотта Бессента, каждой стране будет присвоен некий индекс, отражающий уровень ее пошлин. Для одних стран индекс может быть относительно низким, для других – довольно высоким. Некоторые страны смогут избежать повышенных тарифов, если с ними будет заранее заключена сделка. Отдельно выделяются 15 стран, неуважительно названных «Грязной пятнашкой», – в отношении их товаров будут введены значительные пошлины. Согласно импортно-экспортной статистике США 2024 г., в «грязную пятнашку» могут войти: Китай, ЕС, Мексика, Вьетнам, Ирландия, Германия, Тайвань, Япония, Южная Корея, Канада, Индия, Таиланд, Италия, Швейцария и Малайзии[1].
Введенные пошлины станут «стартовым сигналом» для других стран, чтобы начать переговоры с США. Трамп поручил также своей администрации изучить и другие меры третьих стран, в том числе – нетарифные и нормативные барьеры, налоги (включая НДС), манипулирование валютным курсом и любые другие практики, ограничивающие честную, с точки зрения главы Белого дома, конкуренцию.
Остаётся однако неясным, как именно в Вашингтоне будут определять «взаимные тарифы». Как подсчитали экономисты крупнейшего швейцарского финансового холдинга UBS Group AG, общее число индивидуальных взаимных тарифов по схеме страна к стране должно составить примерно 2,5 млн. Очевидно, осуществить подсчет такого объема до 2-го апреля практически нереально. Следовательно, в указанный день кардинальных масштабных изменений в торговой политике США скорее всего не произойдет, делают вывод экономисты UBS[2]. К тому же демонстрируемый Трампом политико-административный стиль подсказывает, что всё еще может несколько раз поменяться.
Расчет новых тарифов это всё же технический вопрос, хотя и с политической подоплекой. Возникают однако, по меньшей мере два масштабных, принципиальных вопроса. Во-первых, как могло так получиться, что все послевоенные американские администрации до прихода «спасителя» Трампа, не замечали, что другие страны наживаются за счет Соединенных Штатов, пользуясь открытостью их либеральной экономики? И во-вторых, что следует понимать под намерением новоизбранного хозяина Белого дома «разрушить существующее в мировой торговле статус-кво»?
Оба вопроса органически связаны между собой. Начнем с объяснения на пальцах возможности выравнять импортные пошлины США с пошлинами, которые действуют в отношении американских товаров за рубежом. При всей кажущейся справедливости и простоте такого подхода он в действительности выглядит нарочито безграмотным.
Импортная таможенная пошлина устанавливается государством, исходя из уровня своего экономического развития, интересов национальных производителей и в результате международных договоренностей. Чем более экономически и технологически развитым является государство, тем, как правило, ниже его импортный тариф. Такое государство обычно глубоко интегрировано в мировые производственные цепочки, и немалая доля его экспорта имеет заметную импортную составляющую. Следовательно, импортные пошлины на широкую гамму товаров, сырья, комплектующих в таком государстве должны быть низкими. Примером такого государства в первую очередь являются Соединенные Штаты. Также низкого среднего импортного тарифа (менее 3%) придерживается Евросоюз и ряд других развитых экономик. Очевидно, если взять и волевым решением увеличить импортную таможенную пошлину, это нанесет прямой ущерб многим производствам.
Снижение барьеров в торговле на самом деле выгодно всем государствам – это игра с положительной суммой (но в нее априори не верит Трамп). Это было доказано почти полувековой историей многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (1947–1993 гг.), в результате которых средний импортный тариф снизился в 10 раз. Конечно, развитые государства быстрее и активнее извлекали пользу из снижения барьеров в торговле, однако это никоем образом не отменяет выигрыш всего международного сообщества, вовлеченного в процесс либерализации.
Всем этим процессом последовательной либерализации и одновременного совершенствования правил торговли в значительной степени руководили США, то есть американские администрации от президента Гарри Трумэна до президента Джо Байдена. Вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что за послевоенный период экономика США последовательно укреплялась и сегодня остается экономикой номер один в мире (хотя ей давно уже дышит в спину Китай). Однако, с точки зрения Трампа, все предшествующие ему президенты плохо руководили Америкой, допуская нанесение ей ущерба со стороны других стран. Думается, несостоятельность подобного вывода вряд ли заслуживает отдельного комментария.
Теперь о «существующем в мировой торговле статус-кво» и способности Трамп его разрушить. Это статус-кво сложилось после 1945 г. в результате формирования открытой, основанной на правилах многосторонней системы торговли и платежей, управляемой бреттон-вудскими институтами – сначала Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем ВТО. Основами созданного глобального торгового режима стали недискриминация и взаимность, воплощенные в принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который предполагает, что любая уступка, предоставленная одному торговому партнеру, должна распространяться на всех остальных. К сожалению, в последние два десятилетия авторитет и функциональность ВТО пошатнулись, чему причиной в немалой степени явились торговые войны 2018–2019 гг., инициированные Вашингтоном. Теперь Трамп, похоже, готовится нанести куда более серьезный удар по ВТО. Новоизбранный президент вводит дестабилизирующие всю мировую торговлю пошлины и де-факто отвергает принцип РНБ, который на протяжении восьми десятилетий являлся стержнем глобальной торговой системы, основанной на правилах (Rules-based-System). Впрочем, Трамп одновременно пытается делать вид, что остается в правовом поле. Вот наглядный пример.
1 февраля 2025 г. президент Трамп объявил о введении тарифов против Канады, Мексики и Китая, сославшись на Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях 1977 г. (IEEPA), как на основополагающий документ. IEEPA может быть использован «для борьбы с любой необычной и чрезвычайной угрозой, источник которой полностью или в значительной степени находится за пределами США, национальной безопасности, внешней политике или экономике Соединенных Штатов», если президент объявит национальную чрезвычайную ситуацию в соответствии с Законом о национальных чрезвычайных ситуациях (NEA) в отношении этой угрозы. IEEPA уполномочивает президента «регулировать» различные международные экономические операции, включая импорт. Вопрос о том, включает ли «регулирование» полномочия по введению тарифов, а также о масштабах и объеме тарифов, которые могут быть разрешены в соответствии со законом, остается открытым, поскольку ни один президент ранее не использовал IEEPA для введения тарифов. То есть элемент самодеятельности и произвола в обращении к данному закону со стороны Трампа в нынешней ситуации налицо.
Консервативные сторонники Трампа давно выступают против строгих многосторонних обязательств на том сомнительном основании, что они накладывают неприемлемые ограничения на свободу действий США и ставят под угрозу конституционное самоуправление, позволяя более слабым игрокам давить на Соединенные Штаты. Отход от многосторонних обязательств (мультилатерализма) становится важнейшей тенденцией не только торговой, но и в целом внешней политики США при президенте Трампе. Сегодня американская администрация разрушают институциональные рамки глобального сотрудничества, которые мир долгое время считал само собой разумеющимися. Как написал в своей недавней статье известный британский аналитик Стюарт Патрик, накануне 250-летия нации Трамп начал вторую американскую революцию. Он провозглашает независимость от мира, который создала Америка[3]. И если тарифные планы Трампа как часть этой революции, осуществятся, глобальную экономику ждут суровые времена.
Примечания:
[1] Saul D. Droits de douane de Donald Trump: tout ce qu’il faut savoir sur le «Jour de la libération». Forbes, 26.03.2025. URL: https://www.forbes.fr/business/droits-de-douane-de-donald-trump-tout-ce-quil-faut-savoir-sur-le-jour-de-la-liberation/
[2] Washington Weekly: The Tariff Rage. UBS. 28.03.2025. URL: https://www.ubs.com/us/en/wealth-management/insights/market-news/article.2051615.html
[3] Steward P. Trump Has Launched a Second American Revolution. This Time, It’s Against the World. URL: https://carnegieendowment.org/emissary/2025/03/trump-foreign-policy-second-american-revolution-nato-un?lang=en
Нет комментариев