Крупнейшие автоконцерны Европы против протекционизма ЕС

119


used image: Китайские электромобили готовы к экспорту // Inetrnet

© Портанский А.П., 09.07.2024

В конце минувшей недели Евросоюз объявил о дополнительных импортных пошлинах в размере до 37,6% на ввоз электромобилей из Китая, несмотря на предупреждения Пекина о том, что этот шаг может спровоцировать торговую войну. Однако еще более показательной оказалась реакция на решение Брюсселя крупного европейского бизнеса – с его резкой критикой выступили автоконцерны BMW и Volkswagen.

По словам председателя совета директоров BMW Оливера Ципсе, введение дополнительных импортных пошлин не укрепляет конкурентоспособность европейских производителей, а ведёт в тупик. «Это не только вредит бизнес-модели компаний, работающих на мировом уровне, но и ограничивает поставки электромобилей европейским потребителям и, следовательно, может даже замедлить декарбонизацию в транспортном секторе. Подобные меры серьёзно нарушают принцип свободной торговли, который также пропагандируется ЕС», – подчеркнул он[1]. С ним согласился представитель Volkswagen, добавив, что негативные последствия этого решения перевешивают любые выгоды для европейской и особенно немецкой автомобильной промышленности. Осенью 2023 г. Европейская комиссия открыла расследование в отношении китайских производителей электромобилей, чтобы выяснить, не наносят ли государственные субсидии в КНР ущерб европейским автопроизводителям. И это расследование, с точки зрения Брюсселя, показало, что у Евросоюза имеется достаточно оснований для повышения пошлин.

Как и следовало ожидать, китайские автопроизводители призвали свое правительство принять жёсткие контрмеры, предложив временно повысить тарифы на автомобили из стран ЕС с мощными бензиновыми двигателями, сообщила государственная газета Global Times[2].

Китай и ЕС являются крупнейшими торговыми партнёрами друг для друга. В 2023 г. товарооборот между ними составил 739 млрд евро. В общем импорте Евросоюза Китай оказался на первом месте с долей 20,5% и на третьем месте по экспорту из ЕС – 8,8%. При этом в двусторонней торговле у Евросоюза остается значительный дефицит, который в 2023 г. удалось снизить более чем на 100 млрд евро, доведя его до 291 млрд евро. Именно размер этого дефицита является серьёзным ограничителем для Брюсселя в повышении импортных пошлин[3].

Новые пошлины ЕС очевидно нанесут ущерб потенциальным покупателям китайских электромобилей в странах ЕС. Но последствия могут быть глубже. Если в 2023 г. КНР экспортировала в ЕС электромобилей на 10 млрд евро, то общий экспорт европейских автомобилей в том же году составил около 200 млрд евро. То есть в случае, если Китай введёт ответные меры, европейским производителям грозят весьма чувствительные потери, которые скорее всего превзойдут потери китайской стороны.

Китай способен также ввести встречные пошлины на ряд других экспортных товаров из стран ЕС – от французского коньяка до молочных продуктов. Кроме того, Китай может временно повысить пошлины на ввозимые автомобили с двигателями внутреннего сгорания с объёмом более 2,5 л. В этом случае под ударом могут оказаться автомобили таких германских гигантов как BMW, Volkswagen, Mercedes, которые получают на китайском рынке более 20% всей своей прибыли. Под прицелом Пекина могут также оказаться европейский авиапром, поставки которого в Китай составляют около 7 млрд евро, а также продукция фарминдустрии. И тогда о дальнейшем снижении дефицита в торговле с Китаем Европе можно будет позабыть.

По всей видимости, именно эта логика побудила крупнейшие германские автоконцерны раскритиковать решение Еврокомиссии о повышении пошлин на китайские электромобили. Позицию автоконцернов в принципе поддерживает и канцлер ФРГ Олаф Шольц, полагающий, что Европа не закрывает рынки для иностранных компаний, потому что не хочет столкнуться с аналогичными мерами для своих компаний[4].

Китайская сторона, как и следовало ожидать, осудила решение Евросоюза о повышении пошлин на электромобили, квалифицировав расследование в отношении своих внутренних субсидий как «типичный случай протекционизма». И вот здесь проявляется самый сложный и противоречивый момент торговой коллизии. На первый взгляд, мера ЕС, безусловно, воспринимается как протекционистский барьер. Однако, с точки зрения торговой политики, всё не так однозначно. С начала XXI века на повестке ВТО одним из острейших вопросов остаются субсидии, особенно в их современных, порой скрытых, изощрённых формах. Во многих случаях субсидия трактуется как протекционизм, хотя это зачастую приходится доказывать одной из сторон, что бывает весьма непросто. Китайские госсубсидии уже много лет являются объектом критики со стороны Запада как отход от рыночных принципов и искажение нормальной конкуренции. Пекин, разумеется, не соглашается с таким подходом и использует в противовес такие аргументы, как вмешательство новой промышленной политики Запада в торговлю, также ведущее к её искажению.

Что будет дальше? По мнению ряда экспертов, китайские производители в состоянии без особых проблем адаптироваться к высоким пошлинам, то есть их повышение может и не сказаться на объёмах экспорта китайских электромобилей в ЕС. Китайские компании могут поработать и себе в убыток на европейском рынке ради сохранения доли на нём. Что касается европейцев, то они вполне сознают свои проблемы. Китайские электромобили сегодня весьма конкурентоспособны на мировом рынке и дешевле своих европейских аналогов. Поэтому у представителей Старого Света есть все основания опасаться, что их автопром в обозримом будущем не сможет конкурировать с китайцами.

В этих условиях можно предположить, что стороны будут пытаться договориться, дабы избежать обострения конфликта. Варианты есть: вступление в силу решения по пошлинам может быть отсрочено, ставка пошлины может быть понижена или что-то иное. Достичь взаимовыгодного решения путем консультаций и переговоров – наилучшая практика в современной торговле. Это хорошо сознают и в Пекине, и в Брюсселе. Торговая война никому не нужна.

Примечания:

[1] German car industry urges EU to drop tariffs on China-made cars. https://europe.autonews.com/automakers/germanys-vda-urges-eu-drop-china-ev-tariffs-deadline-looms
[2] Chinese automakers act against EU’s tariffs. https://www.globaltimes.cn/page/202407/1315498.shtml
[3] Trade with China increasingly important. https://www.destatis.de/Europa/EN/Topic/Foreign-trade/EU_tradingPartner.html
[4] Germany Warns Against Trade Barriers as EU Readies EV Tariffs. https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-06-08/germany-warns-against-trade-barriers-as-eu-readies-ev-tariffs


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
17.07.2024

На сайте журнала «Россия в глобальной политике» опубликована статья Дарьи Моисеевой «Стратегия Орбана: ставка на суверенизм и игра против системы на грани фола». Венгерский премьер объединил суверенисткие партии в политическую группу «Патриоты за Европу», которая стала третьей силой в Европарламенте.

подробнее...

17.07.2024

Проходит очередное заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. На повестке дня – обсуждение о выдвижении работ сотрудников ИМЭМО РАН на соискание Премии имени академика Е.С. Варги, на соискание Премии имени Е.В. Тарле в 2024 году, другие вопросы.

подробнее...

Вышли из печати