
used image: US Capitol and Government Shutdown poster// Internet
© Кириченко Э.В., 17.03.2022
С опозданием на 5,5 месяцев в Соединенных Штатах был наконец принят федеральный бюджет на 2022 финансовый год, начавшийся 1 октября 2021 г.
В США утверждение бюджета на очередной финансовый год подчинено определенному графику. После того, как администрация отсылает проект бюджета в Конгресс в начале календарного года (по правилам, не позднее первого понедельника февраля), начинается сложный процесс его оценки и утверждения в соответствующих комитетах и подкомитетах обеих палат, согласования между Сенатом и Палатой представителей. При этом здесь сталкиваются интересы партий, администрации и Конгресса, федерального центра и штатов, лоббистов разных уровней. Подготавливаются резолюции, в которых фиксируются основные параметры будущих расходов, а затем сводятся воедино в так называемой бюджетной резолюции (budget resolution). На ее основании Палата представителей и Сенат должны представить 12 законопроектов об ассигнованиях основных направлений деятельности правительства (appropriations bills) на следующий финансовый год. В случае разногласий между двумя палатами Конгресса расхождения разрешаются в совещательном комитете. Законопроекты вступают в силу после подписания их президентом.[1] Однако на практике строгий график нарушается. Администрация Джо Байдена представила бюджет на 2022 фин.г. только 28 мая 2021 г.
Если дебаты между партиями затянулись, чтобы избежать приостановки деятельности государственных учреждений (shutdown), Конгресс широко прибегает к такому инструменту как резолюции о временном финансировании (continuing resolution – CR), которые после подписания президентом становятся законами.
За последние два десятилетия федеральный бюджет ни разу не был принят вовремя в полном объеме. Что касается финансирования правительства на 2022 фин.г., то было принято четыре «continuing resolution». 30 сентября с помощью CR «дата Х» была перенесена на 3 декабря, затем на 18 февраля. К этому времени Палата представителей одобрила девять из 12 необходимых законопроектов о федеральных расходах на 2022 фин.г., Сенат – только три. И ни один из этих законопроектов не попал на стол президента. Была принята новая резолюция, продлившая финансирование правительства до 11 марта.
Проблема в том, что финансирование на основе CR осуществляется в объеме, который был заложен в предыдущем бюджете. Это создает риски для федеральных агентств, а также для государственных подрядчиков, поскольку они вынуждены замораживать уровни расходов, отказываться от модернизации оборудования и запуска новых программ.
Так, Пентагон часто оттягивает заключение новых контрактов до второго или третьего квартала каждого нового финансового года. «К сожалению, к трем месяцам мы как-то привыкли, годовой CR – это наихудший возможный сценарий», – отметил в одном из выступлений контр-адмирал Джон Гамблтон, заместитель помощника министра ВМС по бюджету, указав, в частности на то, что ситуация не позволяет ВМФ и Корпусу морской пехоты потратить почти 8 млрд долл. на запланированные закупки нового оборудования[2]. Чем дольше правительство США действует в соответствии с постоянной резолюцией, тем выше вероятность того, что запуски космических аппаратов в целях национальной безопасности будут иметь серьезные задержки, заявил 18 января начальник отдела космических операций генерал Джон Рэймонд. Космические силы запросили финансирование для пяти запусков в целях национальной безопасности в 2022 фин.г. (в 2021 фин.г. в бюджете были одобрены расходы на 3 запуска). «Если мы получим бюджет в феврале, мы продолжим наши пять запусков, но если мы войдем в долгосрочный CR, нам придется сократить два из этих пяти запусков», – заявил Рэймонд на мероприятии Института Митчелла[3].
9 марта 2022 г. Палата представителей, и 10 марта – Сенат, наконец одобрили всеобъемлющий Консолидированный законопроект об ассигнованиях (Consolidated Appropriations Bill, HR 2471), в который вошли все 12 необходимых законов о финансировании деятельности правительства, а также несколько дополнительных разделов, в частности о помощи Украине. Сенат отправил 2741-страничный законопроект президенту на подпись в 20 часов вечера 10 марта. Обе палаты Конгресса приняли еще одну «continuing resolution», продлевающую финансирование администрации на четыре дня до 15 марта, и в этот день закон был подписан президентом.
Закон кодифицировал расходы правительства на оставшиеся месяцы финансового года на сумму в 1,5 трлн долл. Основная борьба развернулась вокруг размеров финансирования оборонных (приоритет республиканцев) и необоронных (приоритет демократов) статей бюджета. Законопроект предусматривает рост в 6,7% на необоронные расходы и 5,6% на оборону.[4] Чтобы достигнуть компромисса, демократам пришлось отказаться от пакета в 15 млрд долл. на программу Pandemic Relief.
Парадокс в том, что Конгресс должен уже работать над федеральным бюджетом на 2023 фин.г. В последние 30 лет администрация отсылает в Конгресс свое бюджетное послание вместе с запросом на финансирование своей деятельности на следующий финансовый год после обращения президента к нации. Джо Байден выступил с таким обращением перед двумя палатами Конгресса 1 марта.
Примечания:
[1] См. подробнее: A Brief Overview of the Congressional Budget Process. Congressional Research Service. July 29, 2020. R46468. Режим доступа: https://crsreports.congress.gov/product/details?prodcode=R46468
[2] https://www.nationaldefensemagazine.org/articles/2021/9/27/continuing-resolutions-could-extend-well-into-2022
[3] https://spacenews.com/federal-budget-stalemate-having-ripple-effects-on-national-security-space-missions/
[4] https://federalnewsnetwork.com/congress/2022/03/senate-passes-2022-federal-spending-bill-sends-to-bidens-desk/
Нет комментариев