В Абу-Даби открывается 13-я Министерская конференция ВТО

374


used photo: Opening session of the WTO's 13th Ministerial Conference (MC13), 26 February // © WTO/Prime Vision

© Портанский А.П., 26.02.2024

26 февраля с.г. в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) открывается 13-я Министерская конференция Всемирной торговой организации (МК-13), работа которой должна продлиться до 29 февраля. Министерская конференция, высшая инстанция ВТО, обычно собирается раз в два года, в ней участвуют все члены организации – страны или таможенные союзы. Министерская конференция уполномочена принимать решения по всем вопросам в рамках любого многостороннего торгового соглашения, входящего в правовую базу ВТО.

Созданная в 1947 г. многосторонняя торговая система, сначала в виде ГАТТ, затем с 1995 г. в виде ВТО, стала крупнейшим достижением ХХ в. в области международных экономических отношений, снабдив мировую торговлю солидной правовой основой и правилами, принятыми всеми членами. Тем самым была обеспечена устойчивость мировой торговой системы, сохраняющаяся в своих основных чертах по сей день. Однако в XXI в. эта система подвергается небывалым испытаниям на прочность.

Тупик начавшихся в 2001 г. торговых переговоров Доха-раунда, финансовый кризис 2008 г., торговая война между США и Китаем, пик которой пришелся на 2018–2019 гг., пандемия COVID-19, украинский конфликт и распространение эффекта антироссийских санкций на торговлю, атаки хуситов на торговые суда в Красном море – все эти события повлекли за собой разрушение цепочек поставок, рост торгового протекционизма и отход, в конечном счете, от базовых принципов и правил международной торговли. Особенно опасным для торговли становится сегодня воздействие геополитических факторов, которое неизбежно ведет к её фрагментации. Красноречивый пример тому – френдшоринг, (то есть торговля преимущественно с теми, кто разделяет ваши ценности), в пользу которого стали активно высказываться в последние годы в США и который прямым образом нарушает ключевой принцип ВТО – взаимное предоставление РНБ (режима наибольшего благоприятствования).

Проведение в таком контексте форума, на котором, согласно традиции ГАТТ/ВТО, решения между 164 членами принимаются посредством механизма консенсуса, очевидно, выглядит довольно сложной и рискованной задачей.

Активная работа по подготовке МК-13 началась в Женеве на уровне старших должностных лиц делегаций еще за 100 дней до ее начала. За истекшее время были выработаны основные пункты итогового документа (Министерской декларации) конференции. Ими стали: сельское хозяйство; рыболовные субсидии; вопросы торговли и развития; реформа разрешения торговых споров; реформирование ВТО. Среди других элементов планируемых договоренностей, которые пока не вошли в основной проект Министерской декларации, фигурируют торговля и промышленная политика, трансфер технологий, трансграничное предоставление услуг телемедицины и др[1].

В проекте программы по сельскому хозяйству указан вектор развития переговоров по всем направлениям – от внутренней поддержки (субсидии) и доступа на рынки до экспортных ограничений и запретов. Например, поддерживается стремление членов ВТО к переходу от наиболее искажающих торговлю субсидий к менее искажающим формам поддержки.

В части рыболовных субсидий будет отмечен прогресс по ратификации членами ВТО подписанного в июне 2022 г. первого Соглашения, которое запрещает применение субсидий в целях так называемого ННН-промысла (незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла), и в нерегулируемых районах Мирового океана, а также субсидий, способствующих перелову[2]. Однако число стран, ратифицировавших соглашение, пока недостаточно для его вступления в силу.

Несколько положений проекта Министерской декларации посвящены непосредственно вопросам развития, включая содействие наименее развитым странам (НРС), малым и уязвимым экономикам, а также развивающимся странам, не имеющим выхода к морю. Это отражает общую тенденцию в предоставлении развивающимся странам “изъятий” из общих правил – происходит постепенная градация таких стран на более и менее развитые, когда на реальные послабления могут рассчитывать лишь последние. Надо сказать, что данный вопрос уже в течение ряда лет остается камнем преткновения на переговорах внутри ВТО в связи с неизменной негативной реакцией США на сохранение льгот для тех развивающихся стран, экономики которых давно по факту стоят в ряду развитых (Китай, Южная Корея, Сингапур и др.).

Непростая работа предстоит в сфере реформы системы разрешения споров, учитывая, что функционирование ключевого элемента этой системы, Апелляционного органа, остается заблокированным по вине США с начала 2020 г. В подготовленном проекте министерского решения по этому вопросу отмечен достигнутый на данный момент определенный прогресс, на основе которого восстановление системы разрешения споров может быть ускорено.

В ходе подготовки к МК-13 появлялось немало предложений относительно будущего и перспектив ВТО, ее реформирования. Здесь заметные разногласия между членами остаются. Так, инициативы США, Канады, Японии, Австралии и ряда других экономически значимых членов ВТО содержат в большей степени “технические” решения по улучшению работы ВТО и повышению эффективности деятельности ее органов. С другой стороны НРС и некоторые развивающиеся страны ставят, как и прежде, существенные для них вопросы, предусматривающие предоставление реальных торговых преференций при выходе на рынки развитых стран. Разумеется, определяющее значение для реформирования ВТО имеют позиции двух экономических сверхдержав – США и Китая, которые пока далеки от сближения. Уместно в этой связи упомянуть опубликованный Министерством торговли Китая в августе 2023 г. первый “Доклад о соответствии торговой политики США обязательствам страны в ВТО”[3], который можно расценивать, как симметричный ответ Пекина на постоянные обвинения в свой адрес со стороны Вашингтона в нарушении правил ВТО.

На конференции ожидается также присоединение к ВТО двух новых членов из числа наименее развитых стран – Коморы и Восточного Тимора. В процессе присоединения к организации остаются многие НРС, а также такие партнеры России, как Узбекистан и Туркменистан.

В условиях отмеченной выше всей сложности условий, в которых предстоит работать МК-13, стоит вспомнить слова, произнесенные Генеральным директором ВТО Нгози Оконджо-Ивеалой при закрытии предыдущей МК-12: “Пакет достигнутых вами соглашений изменит к лучшему жизнь людей во всем мире. Результаты демонстрируют, что ВТО на самом деле способна реагировать на чрезвычайные ситуации нашего времени”.

Российская сторона, как и на прежних форумах ВТО, намерена принять активное участие в работе МК-13. Россия в рамках ВТО всегда проводила политику, направленную на укрепление многосторонней торговой системы, что в современных условиях крайне важно для предостережения скатывания мировой торговли к фрагментации. Делегацию РФ в Абу-Даби должен возглавить Министр экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетников.

Примечания:

[1] Тонких П. Что МК грядущая нам готовит? WTO, 21.02.2024 // https://wto.ru/our-blog/chto-mk-gryadushchaya-nam-gotovit-/
[2] AGREEMENT ON FISHERIES SUBSIDIES. 22.06.2022 // https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN22/33.pdf&Open=True // https://www.wto.org/english/tratop_e/rulesneg_e/fish_e/fish_e.htm
[3] 2023 Report on WTO Compliance of he United States. August, 2023 // http://images.mofcom.gov.cn/sms/202308/20230811165019325.pdf


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
22.05.2025

Виктор Комаровский выступил в рамках пленарного заседания на международной научно-практической конференции «Сотрудничество правоохранительных органов зарубежных государств и Российской Федерации в противодействии незаконной миграции».

подробнее...

21.05.2025

Ирина Семененко выступила на научной конференции «Память о Второй мировой войне как фактор международных отношений» в Российском государственном гуманитарном университете.

подробнее...

Вышли из печати