В Абу-Даби завершилась 13-я Министерская конференция ВТО

1094


used photo: Closing Ceremony, WTO's 13th Ministerial Conference (MC13), 1 March // © WTO/Prime Vision

© Портанский А.П., 04.03.2024

2 марта 2024 г. в Абу-Даби завершилась 13-я Министерская конференция Всемирной торговой организации (МК-13), работа которой была продлена на сутки. В повестке дня форума значились вопросы сельского хозяйства, рыболовных субсидий, торговли и развития, реформы разрешения торговых споров, реформирования самой ВТО, электронной торговли, упрощения инвестиций и некоторые другие1.

Прорыва в виде подписания каких-либо новых соглашений не произошло, да на это, в общем, никто особенно и не рассчитывал, учитывая известное ослабление ВТО в последние годы, существующие разногласия и противоречия между членами организации и целый ряд факторов негативного свойства, таких, как геополитические риски, под воздействием которых находится сегодня мировая торговля. В этих обстоятельствах даже принятие финальной Министерской декларации министров (на МК-11 в 2017 г. и этого не удалось добиться) и позитивных решений по некоторым пунктам повестки уже следует рассматривать как приемлемый результат.

Одна из наиболее глубоких и сложных проблем – реформирование ВТО, о необходимости которой заговорили уже вскоре после начала функционирования организации на рубеже ХХ–XXI вв. Тупик переговоров Доха раунда, невозможность разрешить имеющимися у ВТО инструментами торговый конфликт США–Китай, появившиеся за три десятилетия существования правовой базы ВТО в виде соглашений Уругвайского раунда новые сферы торговли в том числе, связанные с цифровизацией мировой экономики, защитой окружающей среды – всё это требует новых правил международной торговли, которые необходимо согласовать на многостороннем уровне. Но разные страны имеют различные экономические приоритеты и подходы к решению указанных проблем. Поэтому поиск компромиссов на переговорах в ВТО занимает, как правило, достаточно много времени.

Что касается реформы разрешения споров, то здесь, как известно, препятствием является блокирование с конца 2019 г. Соединенными Штатами Апелляционного органа (АО) в системе разрешения споров. Как пояснил зам. главы Минэкономразвития Владимир Ильичев на полях конференции в Абу-Даби в интервью «Интерфаксу», – нельзя сказать, что критика Апелляционного органа со стороны США полностью лишена оснований. Некоторые аргументы американцев справедливы: нередко на стадии апелляции с легкостью опровергались выводы третейских групп (то есть, собственно панели судей), иногда давались интерпретации правил ВТО, весьма далекие от первоначального смысла, который был в них заложен. Да и сама эта стадия зачастую использовалась проигравшей стороной лишь как возможность затянуть разбирательство, сохраняя при этом в силе меры, признанные в ходе спора не соответствующими нормам ВТО. Однако тактика, которую выбрали США, – «подвесить» назначение арбитров в АО, «заморозив», таким образом, его работу, – сделала всех остальных участников организации заложниками их амбиций.

Коллективная критика в адрес США в ходе подготовки предыдущей МК-12 возымела действие: американцы согласились взять обязательство запустить работу по реформе системы разрешения споров с целью ее завершения в 2024 г. В течение последних месяцев на площадке ВТО проходили предметные дискуссии и вырабатывались проекты решений, способствующие восстановлению и модернизации этой системы. Российские эксперты принимали в них самое активное участие.

В итоге на МК-13 принято решение, признающее прогресс, достигнутый в целях создания полностью и хорошо функционирующей системы разрешения споров, доступной для всех членов в 2024 г. Министры поручили своим постоянным делегациям в Женеве ускорить обсуждения данной темы.

Важным вопросом повестки ВТО на протяжении нескольких десятилетий остается электронная торговля. Переговоры по выработке соответствующего соглашения ведутся в плюрилатеральном формате (то есть, в них участвуют не все члены ВТО). На протяжении последних лет процесс подготовки документа продвигался относительно медленно, ибо речь идет об абсолютно новой для ВТО сфере. При этом во многих юрисдикциях (США, ЕС, КНР) в данной сфере уже сформировались национальные регулятивные нормы, и они зачастую противоречат друг другу на концептуальном уровне. В конце 2023 – начале 2024 г. переговоры заметно ускорились и вполне могут завершиться до конца этого года.

Россия, как и многие другие члены организации, предлагала либо сделать мораторий на таможенные пошлины на электронные трансмиссии постоянным, либо хотя бы продлить его действие, как это происходило на нескольких предыдущих министерских конференциях подряд. Однако некоторые крупные развивающиеся страны, как например, Индия, пока блокируют такие решения. Аргумент индийских представителей заключается в том, что прекращение действия моратория создает возможности для увеличения фискальных поступлений в бюджеты развивающихся стран, которые можно было бы направить на индустриализацию их экономик. Но проблема в том, что у стран-членов отсутствует единое определение электронных трансмиссий – собственно предмета взимания пошлин. Поэтому существуют опасения, что такие пошлины могут использоваться в качестве инструмента несправедливой конкурентной борьбы. По итогам обсуждений на МК-13 принято решение продлить в очередной раз до следующей конференции мораторий на таможенные пошлины на электронные трансмиссии. Как пояснил в этой связи В. Ильичев, данный мораторий на текущий момент фактически единственная «специальная» договоренность ВТО в сфере электронной коммерции.

Другой важный вопрос повестки – выработка соглашения об упрощении инвестиций, подготовка которого началась еще на МК-11 в Буэнос-Айресе. Вырабатываемый документ должен пополнить правовой пакет ВТО в виде плюрилатерального соглашения. Оно, как сообщили в российской делегации, должно облегчить российским инвесторам доступ на рынки развивающихся стран за счет снижения бремени излишних административных барьеров. В то же время участие России в этой договоренности будет способствовать повышению доверия к российскому рынку со стороны инвесторов из дружественных государств. Однако пока некоторые партнеры РФ по БРИКС (Индия, ЮАР) сохраняют осторожное отношение к идее соглашения. Работа по соглашению об упрощении инвестиций будет продолжена в Женеве.

Не удалось добиться ожидавшегося продвижения по рыболовным субсидиям для вступления в силу соответствующего соглашения и по сельскому хозяйству. Переговоры по этим и другим вопросам также будут продолжены в Женеве.

Как и ожидалось, МК-13 одобрила присоединение к ВТО двух новых членов – ими стали Коморы и Восточный Тимор. Из постсоветских республик в процессе присоединения к ВТО находятся Азербайджан, Беларусь, Туркменистан и Узбекистан.

Примечания:

1 В Абу-Даби открывается 13-я Министерская конференция ВТО (imemo.ru, 26.02.2024) // https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/the-13th-wto-ministerial-conference-opens-in-abu-dhabi


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
16.04.2025

Делегация Центра международных политических исследований (Center for International Policy Research, Государство Катар) провела встречу с сотрудниками Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН.

подробнее...

16.04.2025

Сотрудники ИМЭМО РАН выступили с докладами на международной конференции «Современная политика: общественные вызовы и безопасность» в Институте философии РАН.

подробнее...

Вышли из печати