© 13.01.2015, Трофимова О.Е.
Серия терактов с захватом заложников и многочисленными жертвами еще раз показала, что проводимая Францией политика в отношении проживающих в стране мусульман требует не просто корректировки, а пересмотра ее основных положений. Во Франции проживает самая многочисленная в Европе мусульманская диаспора (по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек, то есть 7,5–10% населения страны). По данным американского Pew Research Center, в Париже мусульмане составляют почти 15% населения. Более 25% населения Марселя – выходцы из стран Магриба1. Более 2 млн. мусульман имеют французское гражданство2.
Мусульмане в основном концентрируются в центре страны вокруг Парижа в регионе Иль-де-Франс (более 35%), на юго-востоке страны в регионах Прованс – Альпы – Лазурный берег и Рона – Альпы (20 и 15% соответственно) и на севере страны в регионе Нор-Па-де-Кале (10%)3.
Процесс увеличения численности мигрантов во Франции первоначально был связан с привлечением иностранной рабочей силы, в основном из стран Южной Европы, для восстановления экономики после Второй мировой войны. Следующая, более многочисленная миграционная волна, относится к 1950–1970 годам, когда после распада колониальной системы во Францию хлынул поток иммигрантов из мусульманских стран Магриба. Французские власти в этот период поддерживали строительство дешевого муниципального жилья и мечетей, так как первое поколение выходцев из арабских стран охотно интегрировалось во французское общество, а ислам не вступал в противоречие со светскими ценностями.
Эвианские соглашения 1962 года гарантировали свободное передвижение граждан между Францией и Алжиром, ранее являвшимся территорией Франции. Поэтому алжирцы представляют собой самую крупную мусульманскую диаспору во Франции (более 1,5 млн. по данным на 1998 г., из них почти 1 млн. – это граждане Франции). Существуют три категории французских мусульман: «харки» – алжирцы, служившие в войсках и полиции Алжира и вынужденные покинуть родину из-за репрессий после получения страной независимости, «беры» – арабы, приехавшие во Францию на работу, и французы, принявшие ислам (их число превышает 50 тыс. человек). Среди последних - известный философ Роже Гароди, входивший в руководство компартии Франции, академик Морис Бюкай, автор книги «Коран и современная наука» и другие.
Процесс воссоединения семей с 1976 года способствовал усилению притока мигрантов из стран Магриба, Африки южнее Сахары и Турции. До сих пор значительное число мигрантов пребывают во Францию по семейным мотивам, а не являются трудовыми мигрантами, что приводит к значительной нагрузке на социальную систему страны. Несмотря на принимаемые еще с 1970-х годов меры по ограничению притока выходцев из североафриканских стран, этот процесс уже приобрел необратимый характер.
Второе и третье поколения мусульман, рожденных во Франции и имеющих французское гражданство, выросли в неблагоприятных городских зонах, представляющих собой гетто без нормальной экономической и социально-культурной инфраструктуры, где компактно проживают бедные иммигранты, недовольные своим положением людей «второй категории». Уровень безработицы среди мусульманского населения почти в два раза выше, чем у коренных французов, а среди молодежи он достигает 50%. При этом многие из них предпочитают не заниматься тяжелой работой, а жить на пособия и пользоваться благами французского общества (социальное жилье, медицинское обслуживание, пенсии, пособия по безработице и нетрудоспособности, получение образования и др.). В будущем это может привести к кризису системы социальной защиты во Франции, где уже начались проблемы с финансированием социальной сферы.
Французская модель интеграции иммигрантов подразумевает ассимиляцию и принятие либеральных и демократических ценностей, но без учета культурных и религиозно-этнических ценностей различных групп населения. Ее основными элементами являются образование в светских школах, знание языка, приобщение к национальной культуре. Теория классического мультикультурализма основывалась на либеральном подходе к культурному многообразию общества, что привело впоследствии к превращению французского общества в многонациональное, с различными религиозными, культурными и расово-этническими элементами. Однако в условиях нарастающих противоречий между ценностями ислама и светским либерализмом политика создания мультикультурного общества доказала свою несостоятельность, о чем заявили еще в 2010 году лидеры Германии, Франции и Великобритании.
С конца 1980-х годов важным элементом во французском религиозном пейзаже становится «французский ислам» молодого поколения, для которого стремление к мусульманской идентичности как бы компенсирует неспособность, а иногда и нежелание интегрироваться в демократическое общество. Превращение ислама во вторую религию страны означает фактическое «вторжение» мусульман, чему способствовало создание религиозной инфраструктуры при поддержке французских властей в период первой волны мусульманской миграции, а также постановка вопроса о статусе ислама во французском светском государстве. Многие мусульмане считают себя французами, говорят на французском языке, имеют образование и мало интересуются страной своего происхождения, но при этом их социализация идет через обращение к исламской религиозной практике.
Хрупкое равновесие между властями и мусульманской диаспорой все чаще стало нарушаться из-за усиления роли ислама и исламизации Франции в силу достаточно либеральной и не всегда дальновидной миграционной политики. Страна не в состоянии обеспечить минимально комфортный уровень жизни своим гражданам мусульманского происхождения, но при этом продолжает принимать все новых трудовых мигрантов. Тем самым создается почва для роста радикальных настроений у маргинальной части молодежи. И эти настроения успешно эксплуатируются идеологами исламизма, которые предлагают идеи, доступные для понимания малообразованных и экономически уязвимых масс. Радикальный ислам постепенно становится идеологией социального протеста и создает угрозу безопасности страны.
Основные факторы исламизации Франции - высокие темпы роста мусульманского населения, отчуждение от культурной и социально-экономической жизни, возрастающее влияние исламистов на молодежь, готовую не только принимать участие в боевых действиях (в частности, в Сирии), но и осуществлять теракты на территории европейских стран, участвующих в операциях против исламских боевиков в зонах военных конфликтов. Однако большинство французских мусульман не относятся к террористам и фундаменталистам. По некоторым данным, только 5% из них можно отнести к фундаменталистам, из которых представляют опасность лишь 3–5% (примерно 10 тыс. человек)4. В настоящее время их численность увеличивается из-за экономической стагнации и роста безработицы в ЕС и притока мигрантов из стран «арабской весны», где усилилось влияние организации «Братьев-мусульман» и североафриканской ветви «Аль-Каиды», возникшей в 2007 году.
Отсутствие долгосрочной и обдуманной миграционной политики ведет к проникновению исламских ценностей в либеральное французское общество. Для устранения угрозы его фрагментации и появления «параллельного» мусульманского сообщества необходимо не только усилить борьбу с нелегальной миграцией и использовать практику отбора вновь прибывших мигрантов, но и предоставить им возможность работать, получать образование, адаптироваться к светскому характеру принимающего государства, а не становиться для него обузой. Иначе во Франции сохранится благоприятная почва для роста радикализма, экстремизма и терроризма.
Примечания:
1 A. Taylor. Map: France`s growing Muslim population. Washington Post, 9 January 2015.
2 Islam in France. Euro-Islam: News and Analysis on Islam in Europe and North America. Available at: http://www.euro-islam.info/country-profiles/france/.
3 Ibid.
4 The Radicalisation of Muslim Youth in Europe. The Reality and the Scale of the Threat / European Strategic Intelligence and Security Center. 27 April 2005.
Нет комментариев