«Стратегические глубины»: готова ли Норвегия вступить в гонку за ресурсы морского дна?

423

used image: Norwegian Flag at Sea // Internet

© Белухин Н.Е., 27.12.2023

Норвежское коалиционное правительство в составе Рабочей и Центристской партий заявило 5 декабря 2023 г. о том, что получило со стороны оппозиции (Консервативная партия и Партия прогресса) поддержку по вопросу об открытии района континентального шельфа Норвегии в Баренцевом и Гренландском морях (между островом Ян-Майен и архипелагом Шпицберген) для добычи рудных и других негорючих полезных ископаемых на морском дне.[1] Таким образом, в настоящий момент в норвежском парламенте Стортинге наблюдается подавляющее большинство голосов (133 из 169) в пользу потенциального одобрения коммерческих планов по добыче глубоководных ресурсов. Иные парламентские силы («Зелёные», либералы из «Венстре», ультралевые «Красные» и Социалистическая левая партия) резко осудили действия правительства. Спикер по вопросам окружающей среды от партии «Красные», к примеру, отметил, что нет никакой потребности в выдаче лицензий именно на коммерческую добычу, а Норвегия должна просто продолжать научные исследования морского дна без привлечения бизнеса.[2] Но все же явно недостаточно количества мест, занимаемых этими партиями (32 из 169), для того, чтобы помешать планам правящей коалиции.

Эти – ещё далекие от практического воплощения – намерения добывать глубоководные ископаемые, однако, уже вызвали масштабную критику со стороны министерства климата и окружающей среды Норвегии[3], ещё в январе 2023 г. указавшего в официальном комментарии на значительные правовые, экологические и технологические пробелы в правительственном докладе о последствиях глубоководной добычи на континентальном шельфе.[4] С министерством солидарны представители экозащитного движения и многие учёные. Если министр нефти и энергетики Терье Осланд в июне 2023 г. после представления Стортингу стратегии глубоководной добычи на континентальном шельфе[5] говорил о предпосылках появления новой перспективной отрасли норвежской промышленности, в которой нуждается «сама Норвегия, Запад и остальной мир»,[6] то глава Академии наук Норвегии Лисе Эвреос в ноябре 2023 г. в связи с позицией правительства сожалела, что сейчас просто «стыдно представлять норвежскую науку на международной арене».[7] На международном уровне подобные планы также «подмочили» норвежскую репутацию: так, в сентябре 2023 г. журнал Nature назвал Норвегию одной из стран, которые «подрывают прогресс на пути к устойчивому развитию океана».[8] Хотя Норвегия является государством-основателем и руководителем (наряду с Палау) международной Группы высокого уровня по устойчивой экономике океана, получается, что она в то же время фактически игнорирует экологические риски и соображения на национальном уровне, принимая решения о новых нефтегазовых проектах и вдобавок планируя стать одной из первых стран, разрешивших противоречивую глубоководную добычу негорючих полезных ископаемых. Вместе с тем Норвегия проявляет интерес к глубоководным проектам и в глобальном масштабе. Так, в марте 2023 г. норвежская компания Loke Marine Minerals приобрела британскую UK Seabed Resources, ранее принадлежавшую Lockheed Martin, и получила в своё распоряжение лицензии на разведку ресурсов морского дна в зоне Кларион-Клиппертон в Тихом океане. Тем самым существенно географически расширила зону норвежских интересов.[9] Как же оценивать подобные намерения и действия Норвегии, которые среди прочего не всегда совпадают с желанием Осло быть «апологетом сохранения арктической природы» в рамках программы председательства в Арктическом совете в 2023–2025 гг.?[10]

С одной стороны, такую позицию норвежских политиков можно трактовать в русле общей североевропейской тенденции по планированию и развитию целого ряда проектов добывающей промышленности – они рассматриваются как необходимые для ресурсного обеспечения «зелёного перехода» и стратегического снижения внешних зависимостей европейской промышленности в целом.[11] При этом подобное решение норвежских парламентариев вызвало неоднозначную реакцию не только среди экологов, но и в норвежских деловых кругах. К примеру, генеральный секретарь Ассоциации компаний добывающей промышленности (норв. Norsk Bergindustri) заявила, что вместо добычи глубоководных ресурсов, которые, вероятно, «станут доступны только примерно через 10 лет», лучше сделать ставку на разработку наземных, главным образом горных, месторождений, где у Норвегии большой потенциал, а также упростить соответствующее законодательство и ускорить процедуры получения лицензий на добычу.[12] Более того, с 1 января 2024 г. на базе комплекса Фён (норв. Fensfeltet) на юге Норвегии, содержащем крупные залежи лёгких редкоземельных элементов, и месторождений в Гренландии начнётся реализация общеевропейского проекта SUPREEMO, который получил финансирование на 4 года в рамках научной программы ЕС Horizon Europe. Этот проект впервые в истории ЕС направлен на разработку и апробацию всего производственного процесса от добычи и переработки редкоземельных элементов до изготовления готовых магнитов.[13] Конечным результатом этой инициативы должно стать тестирование полноценной цепочки стоимости, в том числе создание демонстрационного производственного объекта на основе европейских технологий и ресурсов и производство 50 кг магнитов.[14] Отметим, что в сентябре 2023 г. в Нарве уже началось строительство первой в ЕС фабрики по производству постоянных магнитов, которая должна заработать к 2025 г.[15]

С другой стороны, в глобальном контексте Норвегия присоединяется к таким странам, как Китай, Папуа-Новая Гвинея, Новая Зеландия и другим, которые также проявляли интерес к проектам глубоководной добычи. Но предложенный норвежским правительством район глубоководной добычи затрагивает и шельф Шпицбергена. А это, в свою очередь, вновь ставит вопрос о трактовке положений Договора о Шпицбергене 1920 г., который обеспечивает полное равенство более 40 участников договора в сфере хозяйственного освоения архипелага, о чём Норвегии уже успела напомнить Исландия.[16] Помимо риска новых судебных разбирательств как с Россией, так и ЕС[17], другими участниками по поводу правоприменения положений Договора 1920 г., норвежские проекты глубоководной добычи могут потенциально нанести ущерб норвежскому и зарубежному рыболовному промыслу в Гренландском и Баренцевом морях. Это касается и установленной Норвегией в 1977 г. рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена, которую не признаёт Россия, что также способно обострить возможные конфликты по поводу природопользования на пространстве архипелага.[18] Нельзя не обратить внимание на мнение Оле Эльвестуена, члена Стортинга от либеральной партии «Венстре», участвующего в комитете по энергетике и окружающей среде. Он считает, что выдача Норвегией лицензий на разведку и последующую добычу глубоководных ресурсов лишь придаст легитимность и стимул амбициям Китая, уже получившего от Международного органа по морскому дну 5 из 31 лицензии на разведку ресурсов международного района морского дна (больше, чем любая другая страна). Это ещё сильнее подстегнёт гонку глубоководных технологий и инноваций с непредсказуемыми экологическими последствиями. Более того, западные и норвежские компании, по его мнению, рискуют уступить в этом соперничестве китайским конкурентам.[19]

Как бы то ни было, полноценная добыча негорючих ископаемых континентального шельфа, вероятно, начнётся не раньше 2030 г., а на ближайшую перспективу речь, скорее, идёт о привлечении частного сектора к исследованиям ресурсного потенциала морского дна, а также о тестировании существующих и создании новых технологий глубоководной добычи, которые ещё не применялись в рамках крупных коммерческих проектов. И, наконец, о разработке методов экологического мониторинга этой новой отрасли.[20] При этом норвежские учёные, в частности Маттиас Форвик, глава Института наук о Земле при университете Тромсё – ведущего центра арктических исследований в Норвегии, пока не планируют вступать в открытые дискуссии и теледебаты с привлечением крупных СМИ о последствиях глубоководной добычи, а заинтересованы лишь в фундаментальных исследованиях. Хотя ранее этот институт уже получил крупный грант на разработку и совершенствование процесса добычи и переработки глубоководных ископаемых и также участвует в консорциуме по снижению экологического воздействия глубоководной добычи.[21] Любопытно, что, как и в случае с подготовкой обоснования заявок о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО, привлечение властями Норвегии (позиционирующей себя как лидера в области использования всего спектра морских ресурсов) широкой общественности к обсуждению знакового промышленного проекта стратегической важности пока сведено к минимуму, несмотря на то, что все необходимые юридические процедуры проводятся оперативно и без лишних проволочек. С октября 2022 г., когда был представлен правительственный отчёт о последствиях глубоководной добычи, прошло всего чуть более года, а окончательное решение планируется принять уже в начале 2024 г. Более того, Дания и Гренландия, чью акваторию норвежские проекты могут затронуть в первую очередь, пока также заняли скорее выжидательную позицию, не требуя от норвежской стороны более подробных разъяснений. Тем не менее датское Агентство по окружающей среде в ответ на норвежский доклад об экологических последствиях указало в январе 2023 г., что Норвегии всё же следует провести анализ трансграничных рисков на затрагиваемых морских пространствах.[22] Таким образом, в будущем нельзя исключать и возможное обострение отношений Норвегии с соседями в связи с глубоководной добычей.

Несмотря на заинтересованность ЕС в обеспечении ресурсной автономии и снижение внешней зависимости, норвежская инициатива может и не найти понимания у европейских партнёров. Не только потому, что как Франция, так и Германия пока что выступают против глубоководной добычи, но и исходя из положений директивы ЕС о критических типах сырья (англ. Critical Raw Materials Act), предложенной в марте 2023 г. Европейской комиссией[23] и принятой 12 декабря 2023 г. Европейским парламентом (ЕП)[24]. Как ожидается, после одобрения Советом ЕС директива вступит в силу в январе 2024 г. Это будет означать, что проекты глубоководной добычи вряд ли получат стратегический статус на уровне ЕС из-за угрозы «непоправимых потерь морского разнообразия и ущерба экосистемам», как это зафиксировано в поправках, внесенных ЕП в сентябре 2023 г. в изначальный текст директивы. При этом значение ресурсного потенциала континентального шельфа Норвегии для ЕС не стоит переоценивать, так как его конкретные параметры по-прежнему еще необходимо уточнить. Хотя в январе 2023 г. Норвежский нефтяной директорат (норв. Oljedirektoratet) представил отчёт о разведанных и прогнозируемых полезных ископаемых на планируемом для глубоководной добычи районе континентального шельфа, в нем не содержалось оценок того, какая часть этого ресурсного потенциала может быть реально добыта с учётом нынешних технологий и экологический соображений.[25] Наиболее крупные и значимые для ЕС прогнозируемые ресурсы указанного района составляют 38 млн тонн меди, 230 тыс. тонн лития, 4,1 млн тонн кобальта, 8,4 млн тонн титана, 56 тыс. тонн скандия, 15 тыс. тонн тербия и 86 тыс. тонн диспрозия.[26] По мнению Эббе Хартца, ведущего геолога компании Aker BP, наибольшую ценность для норвежского экспорта представляет скандий, добыча которого на континентальном шельфе может «почти полностью закрыть глобальный спрос» на этот элемент.[27] Для сравнения: сегодня 67% поставок скандия на мировой рынок приходится на Китай.[28]

20 декабря 2023 г. профильный парламентский комитет по энергетике и окружающей среде одобрил экономическую стратегию норвежского правительства по освоению ресурсного потенциала континентального шельфа. Окончательно же вопрос об открытии планируемого района для глубоководной добычи полезных ископаемых Стортингу по плану предстоит решить уже 9 января 2024 г. Оппозиция по-прежнему призывает отложить рассмотрение вопроса до проведения более фундаментальных исследований морского дна. С нею солидарны и европарламентарии: 119 членов ЕП в ноябре 2023 г. направили в норвежский Стортинг письмо, в котором также выразили обеспокоенность по поводу недостаточного понимания последствий глубоководной добычи для морских экосистем. [29] При этом надо понимать, что сегодняшний коммерческий интерес к глубоководной добыче может оказаться недолговечным, ведь первые подобные проекты начали разрабатываться ещё в 1960–70-х годах на фоне роста ресурсного национализма и биполярного противостояния, но так и не были воплощены по мере снижения цен на полезные ископаемые.[30] Не исключено, что таким же будет итог нынешних норвежских планов.

Примечания:

[1] Bergskaug E. Flertal for udvinding af mineraler på havbunden i Norges del af Arktis. Altinget, 05.12.2023. Available at: https://www.altinget.dk/arktis/artikel/flertal-for-udvinding-af-mineraler-paa-havbunden-i-norges-del-af-arktis (accessed: 23.12.2023)
[2] Lier T. Regjeringen enig med Høyre og Frp om å åpne for gruvedrift på havbunnen. E24, 05.12.2023. Available at: https://e24.no/naeringsliv/i/zEpx1O/regjeringen-enig-med-hoeyre-og-frp-om-aa-aapne-for-gruvedrift-paa-havbunnen (accessed: 25.12.2023)
[3] Bergskaug E. Kraftig advarsel mot åpning for havbunnsmineraler fra Miljødirektoratet. Altinget, 03.02.2023. Available at: https://www.altinget.no/klima/artikkel/kraftig-advarsel-mot-aapning-for-havbunnsmineraler-fra-miljoedirektoratet (accessed: 23.12.2023)
[4] Подробнее см.: Konsekvensutredning - undersøkelse og utvinning av havbunnsmineraler på norsk kontinentalsokkel. Del av åpningsprosessen etter Lov om mineralvirksomhet på kontinentalsokkelen (havbunnsmineralloven) 27. oktober 2022 ¬ Høringsdokument, Olje- og Energidepartementet, 27. Oktober 2022, 119 s.; Høring - konsekvensutredning for mineralvirksomhet på norsk kontinentalsokkel ogutkast til beslutning om åpning av område. ­Miljødirektoratets kommentarer, 27.01.2023. Available at: https://www.regjeringen.no/contentassets/613111b7e02c464ca95b3e5bb364cc14/miljodirektoratet.pdf?uid=Milj%C3%B8direktoratet (accessed: 26.12.2023)
[5] Mineralverksemd på norsk kontinentalsokkel – opning av areal og strategi for forvaltning av ressursane. ¬ Melding til Stortinget, Meld. St. 25 (2022 –2023), Det Kongelege Olje- og Energidepartement, 20. juni 2023, 78 s.
[6] Aasland T. Norges minister for olie og energi: Havbundsmineraler er begyndelsen på ny gren af norsk forsyningsindustri. Altinget, 26.06.2023. Available at: https://www.altinget.dk/forsyning/artikel/norsk-minister-for-olie-og-energi-havbundsmineraler-er-starten-paa-en-ny-gren-af-norsk-industri (accessed: 24.12.2023)
[7] Bjørnstad L., Kjørstad E. Gruvedrift på havbunnen: – Pinlig å være norsk forsker. Forskning.no, 29.11.2023. Available at: https://www.forskning.no/havet-teknologi/gruvedrift-pa-havbunnen-pinlig-a-vaere-norsk-forsker/2278526 (accessed: 24.12.2023)
[8] Hypocrisy Is Threatening The Future of The World’s Oceans. Nature, 05.09.2023. Available at: https://www.nature.com/articles/d41586-023-02746-8(accessed: 24.12.2023)
[9] Jones F. Norway’s Loke Marine Minerals Acquires UK Seabed Resources In A Move Towards Green Tech. Available at: https://www.power-technology.com/news/norway-deep-sea-mining-green-tech/?cf-view (accessed: 24.12.2023)
[10] Тимошенко Д. С. Программа председательства Норвегии в Арктическом совете. // Аналитические записки Института Европы РАН, Выпуск IV, № 25, 2023 (№ 322), сс. 18-25.
[11] Белухин Н. Е. «Редкоземельная лихорадка»? Северная Европа и ресурсная автономия ЕС. ИМЭМО, 14.08.2023. Available at: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/redkozemelynaya-lihoradka-severnaya-evropa-i-resursnaya-avtonomiya-es (accessed: 23.12.2023)
[12] Hall A. H. Havbunnsmineraler må ikke bli en sovepute. Norsk Bergindustri, 08.12.2023. Available at: https://www.norskbergindustri.no/nyheter/2023/havbunnsmineraler-ma-ikke-bli-en-sovepute/ (accessed: 23.12.2023)
[13] Rare Earth Elements From Fensfeltet in Norway Are Taken Out In Europe. Sintef, 04.12.2023. Available at: https://www.sintef.no/en/latest-news/2023/rare-earth-elements-from-fensfeltet-in-norway-are-taken-out-in-europe/ (accessed: 24.12.2023)
[14] Kjørstad E. Sjeldne jordarter fra Telemark skal brukes til å lage supermagneter. Forskning.no, 20.12.2023. Available at: https://www.forskning.no/geologi/sjeldne-jordarter-fra-telemark-skal-brukes-til-a-lage-supermagneter/2295527 (accessed: 25.12.2023)
[15] Neo Launches Construction Of Permanent Rare Earth Magnet Facility in Estonia. Magnetics, 27.09.2023. Available at: https://magneticsmag.com/neo-launches-construction-of-permanent-rare-earth-magnet-facility-in-estonia/ (accessed: 24.12.2023)
[16] Alberts E. C. Norway Proposes Opening Germany-Sized Area of Its Continental Shelf To Deep-Sea Mining. Available at: https://news.mongabay.com/2023/04/norway-proposes-opening-germany-sized-area-of-its-continental-shelf-to-deep-sea-mining/ (accessed: 24.12.2023)
[17] Ранее между Норвегией и ЕС уже были противоречия по поводу прав на использование ресурсов архипелага Шпицбергена в рамках дела о промысле снежного краба, которого наряду с нефтью, газом и другими ресурсами Верховный суд Норвегии отнёс к ресурсам морского дна и соответственно признал исключительное право Норвегии на хозяйственное освоение континентального шельфа вокруг Шпицбергена в марте 2023 г. Подробнее см.: In Сase Affecting Oil, Norway Supreme Court Says EU Ships Cannot Fish Arctic Snow Crab. Reuters, 20.03.2023. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/case-affecting-oil-norway-supreme-court-says-eu-ships-cannot-fish-arctic-snow-2023-03-20/ (accessed: 25.12.2023); «The Svalbard Treaty does not give a Latvian shipping company the right to catch snow crab on the continental shelf outside Svalbard. ­Supreme Court judgment 20 March 2023, HR-2023-491-P, (case no. 22-134375SIV-HRET), civil case, appeal against judgment.»­ Supreme Court of Norway, 20.03.2023. Available at: https://www.domstol.no/en/supremecourt/rulings/2023/supreme-court-civil-cases/HR-2023-491-P/ (accessed: 26.12.2023)
[18] Hvinden I. S. Er gruvedrift på havbunnen nær Svalbard en god idé? Aftenposten, 20.06.2023. Available at: https://www.aftenposten.no/meninger/kronikk/i/WRXvJa/er-gruvedrift-paa-havbunnen-naer-svalbard-en-god-ide (accessed: 24.12.2023)
[19] Drefvelin C. Ut mot regjeringen: - Nyttige idioter. Børsen, 27.11.2023. Available at: https://borsen.dagbladet.no/nyheter/ut-mot-regjeringen-nyttige-idioter/80506639 (accessed: 24.12.2023)
[20] Kjørstad E., Bjørnstad L. Slik kan verdiene på havbunnen hentes opp: – Det er en gullgruve der ute. Forskning.no, 12.11.2023. Available at: https://www.forskning.no/havet-mineraler-teknologi/slik-kan-verdiene-pa-havbunnen-hentes-opp-det-er-en-gullgruve-der-ute/2277586 (accessed: 24.12.2023)
[21] Arnesen M. Instituttleder i e-post: Ønsket ikke mediedebatt om gruvedrift på havbunnen. Khrono, 22.12.2023. Available at: https://www.khrono.no/instituttleder-i-e-post-onsket-ikke-mediedebatt-om-gruvedrift-pa-havbunnen/836466 (accessed: 24.12.2023)
[22] Сложность состоит в том, что датское агентство практически не занимается экологическим мониторингом акватории Фарерских островов и Гренландии, что также затрудняет оценку трансграничных рисков норвежских инициатив. Grunnet C., Hebsgaard T. Hej Norge. Skal vi lige tale om, at I gerne vil åbne miner på havbunden? Kh Danmark. Zetland, 21.08.2023. Available at: https://www.zetland.dk/historie/senBGMdl-a8yvV4M2-5c344 (accessed: 24.12.2023)
[23] Framework for ensuring a secure and sustainable supply of critical raw materials. Amendments adopted by the European Parliament on 14 September 2023 on the proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council establishing a framework for ensuring a secure and sustainable supply of critical raw materials and amending Regulations (EU) No 168/2013, (EU) 2018/858, (EU) 2018/1724 and (EU) 2019/1020 (COM(2023)0160 – C9-0061/2023 – 2023/0079(COD). ¬ European Parliament, 15.09.2023. Available at: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2023-0325_EN.pdf (accessed: 24.12.2023)
[24] CRMA: Parliament Adopts Outcome Of Negotiations. Table Europe, 12.12.2023. Available at: https://table.media/en/europe/news/crma-parliament-adopts-outcome-of-negotiations/ (accessed: 24.12.2023)
[25] Ressursvurdering havbunnsmineraler. ¬ Oljedirektoratet, 27.januar 2023, 124 s. Available at: https://www.npd.no/globalassets/1-npd/fakta/havbunnsmineraler/publikasjoner/2023/ressursvurdering-havbunnsmineraler-202301272.pdf (accessed: 25.12.2023)
[26] Havbunnsmineraler: Store ressurser på norsk sokkel. Oljedirektoratet, 27.01.2023. Available at: https://www.npd.no/aktuelt/nyheter/generelle-nyheter/2023/havbunnsmineraler-store-ressurser-pa-norsk-sokkel/ (accessed: 25.12.2023)
[27] Setså R. 1 km2 kan gjøre Norge selvforsynt. Geo365, 07.11.2023. Available at: https://geo365.no/1-km2-kan-gjore-norge-selvforsynt/ (accessed: 25.12.2023)
[28] Eggestad S. J. Jakten på dette sjeldne metallet kan føre til stormaktskonflikt i Norges bakgård. Filternyheter, 05.12.2023. Available at: https://filternyheter.no/jakten-pa-dette-sjeldne-metallet-kan-fore-til-stormaktskonflikt-i-norges-bakgard/ (accessed: 25.12.2023)
[29] Gruvedrift på havbunnen: - En forvaltningsskandale. NTB Kommunikasjon, 20.12.2023. Available at: https://kommunikasjon.ntb.no/pressemelding/18033702/gruvedrift-pa-havbunnen-en-forvaltningsskandale?publisherId=17848172&lang=no (accessed: 24.12.2023)
[30] Hyldmo H. S., Carboex Y. Debatten om dypvannsgruver mangler et historisk perspektiv. Aftenposten, 19.12.2023. Available at: https://www.aftenposten.no/meninger/debatt/i/abVjVd/debatten-om-dypvannsgruver-mangler-et-historisk-perspektiv (accessed: 25.12.2023)


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.04.2024

16 апреля 2024 г. исполняется 70 лет известному ученому, доктору экономических наук, академику РАН, руководителю научного направления Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН ВАСИЛИЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ МИХЕЕВУ.

подробнее...

14.04.2024

Иван Зайцев выступил с видеолекцией в рамках цикла передач «Влияние буддизма на политику Мьянмы» на канале «Proshloe: исторический журнал».

подробнее...

Вышли из печати