used images: Leaders of the Indo-Pacific Quad on the online conference, Moon Jae-In // Internet.
© Давыдов О.В., 15.03.2021
Событием, привлекшим к себе значительное международное внимание, стал виртуальный саммит лидеров четырех стран – США, Японии, Австралии и Индии, на котором обсуждался широкий круг региональных вопросов, включая климатические изменения, борьбу с COVID-19, экономическое сотрудничество, противодействие терроризму, проблемы безопасности. В совместном заявлении, принятом по итогам мероприятия, отмечается, что руководители «четверки» до конца года организуют свою очную встречу, а главы внешнеполитических ведомств и старшие должностные лица будут на постоянной основе проводить отдельные переговоры и консультации.
Следует сказать, что заслуга в перезапуске (после многолетнего перерыва) и активизации взаимодействия в рамках четырехстороннего диалога по проблемам безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, Quad) принадлежала еще Д. Трампу, который рассматривал его в качестве важного инструмента реализации своей стратегии «свободной и открытой Индо-Пацифики». В данном случае Дж. Байден, несмотря на в целом критическое отношение к «наследию» бывшего президента, не только не отверг этот формат, но на напротив – уже на раннем этапе предпринял шаги для того, чтобы придать ему «новое дыхание». Помощник главы администрации по национальной безопасности Дж. Салливан подчеркнул на днях, что США и их партнеры рассчитывают сделать работу «четырехсторонки» постоянно действующим фактором многосторонней дипломатии в Индо-Тихоокеанском регионе.
Особенностью нынешнего этапа эволюции Quad является стремление его учредителей придать деятельности группировки респектабельный характер с целью привлечь к кооперации с ней как можно большее число пока еще колеблющихся азиатских «демократий». При этом в перечне потенциальных участников чаще всего упоминаются такие страны как Вьетнам, Индонезия, Новая Зеландия и Республика Корея. Усилия, в частности, направлены на то, чтобы избавиться от присущего в недалеком прошлом конфронтационного стиля в работе этого формата, и имевших место акцентов на подчеркнуто антикитайскую повестку, что с настороженностью воспринималось большинством государств региона.
В настоящее время нет недостатка в многообещающих заявлениях и идеях, в которых вырисовывается новый привлекательный облик четырехстороннего формата. Многие официальные лица, эксперты, представляющие исследовательские институты США и Австралии полагают, что прежний узкий фокус на проблемах военной безопасности сегодня уже не в полной мере отвечает интересам и потребностям партнеров. Подчеркивается, что данный диалог должен быть не альянсом, направленным против кого-либо, а стать авторитетным «мозговым центром», способным своевременно выявлять назревающие региональные вызовы и во взаимодействии с «государствами-единомышленниками» искать действенные методы реагирования на них.
Эта информационная работа приносит свои плоды. На днях представитель Голубого дома (резиденция президента РК), пусть и в неофициальном порядке, заявил, что правительство Южной Кореи находится в тесном контакте с участниками Quad по вопросам их деятельности, и рассматривает возможность присоединения к группировке на основе принципов «транспарентности, открытости и инклюзивности».
Американская сторона давно уже демонстрирует заинтересованность в подключении своего ключевого союзника в АТР к работе четырехстороннего формата. Но, если во времена Трампа эти усилия не принесли заметной отдачи из-за опасений Сеула спровоцировать гнев Пекина, то теперь, с учетом продвигаемой группировкой обновленной повестки своей деятельности, ситуация начинает постепенно меняться. Другая причина состоит в определенном улучшении в последние месяцы американо-южнокорейских отношений, несколько пошатнувшихся в период предыдущей администрации США. Оперативное решение Вашингтоном некоторых острых проблем альянса, включая болезненный для Сеула вопрос об увеличении бремени финансовых расходов по размещению в стране военного контингента США, сняло многие сложности в отношениях между двумя странами, открыв путь для расширения рамок взаимодействия.
В материале, подготовленном в феврале 2021 г. американским Центром стратегических и международных исследований, подчеркивается, что присоединение Южной Кореи к расширенной «Quad Plus» повысит международное доверие к этому механизму и позволит придать дополнительный импульс его деятельности. Что же касается интересов самой Южной Кореи, то она, как полагают, сможет не только укрепить свой вес в решении глобальных и региональных проблем, но также добиться более зримой поддержки своих внешнеполитических инициатив со стороны США и других участников данной группировки.
Эти тезисы во многом перекликаются с сегодняшними умонастроениями южнокорейской политической элиты. Внимание, в частности, фокусируется на усилиях «четверки», заявленных в ходе прошедшего видеосаммита по борьбе с пандемией COVID-19. Эта тема особенно близка Сеулу, который еще в сентябре прошлого года выдвинул инициативу о создании многосторонней структуры в Северо-Восточной Азии для борьбы с «короной» и другими опасными заболеваниями.
Вместе с тем, гораздо более серьезным мотивом для взаимодействия с Quad становятся опасения администрации Мун Чжэ Ина насчет того, что в случае отказа от участия в этом диалоге страна может остаться в стороне от обсуждения злободневных проблем Корейского полуострова. Как следует из текста совместного заявления, в ходе прошедшей встречи лидеры «четверки» подтвердили свою приверженность «полной денуклеаризации Северной Кореи в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН». Одновременно они высказались за скорейшее решение вопроса о гражданах Японии, похищенных в прошлом северокорейскими спецслужбами.
Следует сказать, что в Сеуле сейчас испытывают определенную нервозность вследствие того, что урегулирование ядерной проблемы вот уже длительное время находится в тупике, а администрация РК по-прежнему никак не может повлиять на позицию Белого дома, который затягивает подготовку обзора своей политики на Корейском полуострове. В этой связи делаются тревожные прогнозы в том смысле, что Вашингтон в близкой перспективе может вновь обратиться к пассивной политике «стратегического терпения 2.0» в отношении КНДР в духе той, что проводилась во времена Б. Обамы. Для Южной Кореи это по существу означало бы крах надежд на достижение реального прорыва в корейском урегулировании в период пребывания у власти президента Мун Чжэ Ина, срок полномочий которого истекает в мае следующего года. По этой причине внешнеполитические эксперты Голубого дома в последние недели недвусмысленно говорят о том, что вступление в расширенную «четверку» могло бы стать не только хорошим жестом в сторону США, но и позволило бы укрепить взаимное доверие, способствуя тем самым созданию нового формата диалога для обсуждения ядерной проблемы.
Следует, конечно, понимать, что приведенные оценки представителей экспертного сообщества, хоть и являются важным маркером политических настроений в РК, все же не исчерпывают до конца всех аспектов и особенностей подхода этой страны по вопросу о взаимоотношениях с Quad.
Серьезной «головной болью» для Сеула, как и раньше, остается китайский фактор. В Южной Корее свежи воспоминания о жесткой реакции Пекина на размещение на ее территории американских противоракетных комплексов THAAD в 2016 году, что было воспринято КНР как непосредственная угроза национальной безопасности. Тогда китайская сторона пошла на введение беспрецедентных ответных рестриктивных политических и экономических мер, некоторые из которых остаются в силе до сих пор. Поэтому у южнокорейцев есть, видимо, определенные основания полагать, что нечто подобное может произойти также и в случае присоединения РК к четырехстороннему формату, который однозначно воспринимается северным соседом как структура, преследующая целью сдерживание КНР. Сегодня Южная Корея крайне заинтересована как в развитии широкого торгово-экономического сотрудничества с Китаем (на его долю приходится до 25% всего внешнеторгового оборота страны), так и в получении помощи и поддержки от Пекина по проблемам отношений с КНДР. В силу этого вопрос о подключении к Quad, даже в условиях меняющейся роли этого механизма, становится непростым решением, требующим должного учета всех связанных с этим возможных долгосрочных последствий.
Примечательно то, что и официальные представители США, по крайней мере в своих публичных заявлениях, в настоящее время весьма сдержанны в оценках перспектив взаимодействия РК с «четырехсторонкой». Все комментарии сводятся к тому, что Вашингтон заинтересован в укреплении взаимодействия с Сеулом по проблемам Индо-Тихоокеанского региона – будь то в двустороннем или в многостороннем форматах. Вместе с тем американская сторона утверждает, что сейчас еще преждевременно говорить о том, в каком направлении и в каких формах будет происходить развитие четырехстороннего диалога. Наблюдатели полагают, что данная проблематика может стать важной темой обсуждения в ходе предстоящего на этой неделе визита в РК госсекретаря США Э. Блинкена и министра обороны Л. Остина, которые встретятся с президентом Мун Чжэ Ином и проведут интенсивные переговоры со своими южнокорейскими коллегами.
Нет комментариев