© Солянова М.В., 14.11.2023
Пакт о безопасности между Австралией, Великобританией и США (AUKUS) был заключен в сентябре 2021 г. и с тех пор является предметом многочисленных обсуждений. Ключевой вопрос состоит в том, присоединится ли Канада к этому пакту, преобразовав его в CAUKUS? Существует ряд факторов, которые могут повлиять на решение Канады присоединиться к AUKUS. К ним относятся:
- Геополитические соображения: AUKUS рассматривается как инструмент противостояния растущему влиянию Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Канадское правительство заинтересовано в поддержании региональной стабильности и безопасности, а присоединение к AUKUS стало бы способом продемонстрировать его приверженность и намерения реализовать эту цель.
- Экономические соображения: присоединение к AUKUS могло бы предоставить Канаде доступ к новым технологиям и рынкам. Пакт, помимо прочего, направлен на разработку и совместное использование передовых технологий, что позволило бы Канаде сотрудничать с другими странами в сфере передовых исследований и разработок.
- Внутриполитические соображения: решение о присоединении к AUKUS осложняется отсутствием внутриполитического консенсуса. И сторонники, и противники такого решения предоставляют веские аргументы, которые правительству необходимо тщательно взвесить, прежде чем принимать решение.
Хотя в канадской прессе стали появляться сообщения о том, что в правительстве рассматриваются варианты присоединения Канады к трехстороннему пакту[1], однако пока нет никаких официальных указаний на это. Отдельные представители канадского правительства периодически лишь выступали с заявлениями, что Канада «крайне заинтересована» в более тесном сотрудничестве со странами пакта в области оборонных технологий[2].
При этом существует ряд причин, в связи с которыми страна пока не решается присоединиться к AUKUS. Во-первых, пакт сосредоточен на разработке атомных подводных лодок и совместном их использовании. Канада не имеет опыта работы с этой технологией, и нет существенной общественной поддержки идеи приобретения Канадой ядерного оружия. Во-вторых, пакт подвергается критике со стороны некоторых стран – союзниц Канады. Так, Франция сочла, что она была исключена из переговоров о заключении военного союза[3]. В-третьих, присоединение к AUKUS стало бы значительным финансовым бременем для Канады. Стоимость разработки и приобретения атомных подводных лодок оценивается в миллиарды долларов. В-четвертых, в Канаде существует значительная оппозиция идее присоединения к военному союзу, что затрудняет получение общественной поддержки этой идеи.
Внутриполитическая дискуссия по вопросу присоединения страны к AUKUS разворачивается и внутри правительства, и между правящей и оппозиционными партиями. Сторонники идеи присоединения утверждают, что это стало бы серьезным механизмом углубления канадско-американских отношений, укрепления безопасности страны, а также фактором противостояния растущему влиянию КНР в Индо-Тихоокеанском регионе. Оппоненты отмечают дороговизну исполнения обязательств в рамках AUKUS, а также негативные последствия для двусторонних отношений с Францией. Отсутствие межпартийного согласия также осложняет решение вопроса о вступлении в союз. Так, Консервативная партия в целом поддерживает присоединение, тогда как Новая демократическая партия и Партия зеленых выступают против. Либералы же пока не артикулируют четкую позицию по этому вопросу.
В то же время в канадском обществе отмечается выраженная поддержка вступления страны в AUKUS. Например, исследование общественного мнения, проведенное в январе 2022 г. Институтом Макдональда-Лорье[4], показало, что 75% канадцев выступают за присоединение к пакту и только 20% – против[5]. Таким образом, правительство будет тщательно взвешивать различные аргументы в процессе принятия такого важного для канадского общества решения, а также оценивать, каковы будут преимущества членства и как присоединение к союзу поможет Канаде решить ее собственные проблемы в области безопасности.
Вместе с тем при анализе возможности присоединения Канады к AUKUS необходимо учитывать ряд моментов, которые будут оказывать непосредственное влияние на решение правительства:
- натянутые отношения с Китаем как одним из крупнейших торговых партнеров Канады могут еще больше ухудшиться и осложнить процесс освобождения канадских граждан, находящихся под арестом в КНР;
- членство в AUKUS может положительно сказаться на процессе утверждения Канадой своего суверенитета в Арктике, но значительно осложнить отношения с другим арктическим игроком – Россией.
С уверенностью сказать, присоединится Канада к AUKUS в будущем или нет, на сегодняшний день не представляется возможным. Решение является сложным и будет зависеть от ряда факторов, включая исход продолжающихся переговоров между членами военного пакта, меняющуюся ситуацию в сфере безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и внутриполитический ландшафт в Канаде. Многие представители канадских ведомств в сфере обороны и безопасности выражают обеспокоенность в связи с тем, что Канада не является участником пакта в сфере обмена информацией в таких важнейших вопросах как технологии и разведданные[6]. Очевидно, что AUKUS оказывается значительным фактором влияния в Индо-Тихоокеанском регионе и будет играть существенную роль в глобальной расстановке сил. За решением Канады будут внимательно следить ее союзники, а также региональные игроки. Положительное решение может стать одним из действенных инструментов политики Канады в ИТР, что увеличит ее политическое и военное влияние.
С юридической точки зрения процедура присоединения будет включать несколько шагов со стороны Канады:
- выражение заинтересованности в членстве (посредством официального дипломатического запроса, публичного заявления премьер-министра или министра иностранных дел);
- получение согласия членов AUKUS на встрече лидеров стран либо посредством письменного соглашения;
- ратификацию соглашения о партнерстве в парламенте (данный этап осложняется внутриполитической ситуацией, в которой оказалась правящая партия после выборов 2021 г., так как для принятия любого решения Либеральная партия вынуждена проводить консультации с другими парламентскими партиями для достижения политического компромисса).
Помимо этого, существует еще ряд юридических соображений, которые могут осложнять процесс присоединения Канады к AUKUS. Ключевым является необходимость приведения решения о присоединении в соответствие с канадским внутренним законодательством и международными обязательствами страны. Процесс присоединения может потребовать пересмотра и обновления существующих законодательных актов, например в области экспортного контроля и обеспечения совместимости канадской системы классификации с системами ее партнеров по AUKUS. Это затронет также область интеллектуальной собственности – нормативно-правовая база Канады должна быть способна защитить конфиденциальные технологии, которыми она сможет делиться со своими партнерами, а также обеспечить, чтобы участие Канады в AUKUS не противоречило ее обязательствам в области прав человека.
Также потребуется разработать правовую базу для сотрудничества с партнерами по AUKUS по целому ряду вопросов, включая:
- обмен конфиденциальной информацией и технологиями: необходимо будет заключить соглашения с партнерами по AUKUS, чтобы создать безопасную и регулируемую систему, в частности разработку общих стандартов и процедур безопасности;
- сотрудничество по вопросам обороны и безопасности:
- заключение рамочных соглашений по таким проблемам, как безопасность на море, кибербезопасность, борьба с терроризмом, а также обновление действующих стратегий и политики,
- институционализацию, то есть создание правительственного института, ответственного за координацию участия Канады в AUKUS и надзор за соблюдением соглашения,
- разработку процедуры обмена данными и технологиями, требующую создание новых учебных программ, проведение тренингов для персонала разного уровня и внедрение новых мер безопасности,
- формирование планов и стратегий проведения совместных учений.
В целом Канаде потребуется серьезно обновить свою правовую базу в сфере обмена конфиденциальной информацией и оборонными технологиями, провести переговоры по новым соглашениям с другими странами, в том числе по вопросу формирования правовой системы для сотрудничества по вопросам обороны и безопасности с партнерами по AUKUS, а также адаптировать систему правового регулирования в данной области. Например, необходимо будет юридически обеспечить, чтобы участие страны в AUKUS не противоречило ее обязательствам в рамках НАТО и НОРАД.
Оценка экономических и политических последствий присоединения к пакту для канадско-китайских отношений, как указывалось выше, также станет значимым фактором на пути присоединения. КНР не раз выражала обеспокоенность по поводу формирования AUKUS, и канадское правительство окажется в сложной ситуации, взвешивая риски и выгоды своего членства на фоне растущего недовольства Китая и ухудшения двусторонних отношений. Таким образом, присоединение Канады к пакту является сложным и длительным по времени процессом, усугубленным рядом юридических и политических факторов.
Примечания:
Нет комментариев