США и ЕС попытаются выровнять условия конкуренции в рамках “зеленого перехода”

275

Фото из Интернет

© Портанский А.П., 13.03.2023

10 марта 2023 г. президент США Джо Байден принял в Овальном кабинете Белого дома Председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен. В совместном заявлении по итогам встречи, в частности, сказано, что “обе стороны предпримут шаги, чтобы избежать любых сбоев в трансатлантической торговле и инвестиционных потоках, которые могут возникнуть в результате их соответствующих инициатив. Мы работаем против конкуренции с нулевой суммой, чтобы наши стимулы максимально способствовали внедрению чистой энергии и созданию рабочих мест”.

Как известно, чуть более месяца назад глава Еврокомиссии представила свой план “Зеленая сделка” по развитию европейской индустрии чистых технологий, который стал ответом Евросоюза на пакет субсидий США на сумму 370 млрд долл., предусмотренных принятым в США Законом о снижении инфляции (The Inflation Reduction ActIRA).

Как подчеркнуто в документе Белого дома, главная цель IRA, вступившего в силу 1 января 2023 г., заключается в обеспечение лидерства США в технологиях, производстве и инновациях в сфере чистой энергии. Инвестиции в размере $370 млрд, предусмотренные Законом о снижении инфляции, позволят снизить стоимость энергии для семей и малого бизнеса, ускорить частные инвестиции и решения в области чистой энергии в каждом секторе экономики и в каждом уголке страны, укрепить цепочки поставок  от важнейших минералов до эффективных электроприборов, а также создать хорошо оплачиваемые рабочие места и новые экономические возможности для работников. Для достижения поставленной цели вводятся налоговые льготы в отношении инвестиций, рассчитанных на экологически чистые технологии, налоговые льготы для потребителей, приобретающих электромобиль или другой экологически чистый продукт, произведенный в США, а также в Канаде или Мексике[1].

В Евросоюзе сочли, что IRA носит откровенно дискриминационный характер по отношению к аналогичной продукции, импортируемой из других стран и нарушает правила торговли. В наибольшей степени это коснулось автопрома. Дело в том, что Европа субсидирует покупку электромобилей, независимо от места их производства, в то время как в США дискриминируют автомобили, произведенные в Евросоюзе. Как полагают в Брюсселе, массовые субсидии США своей “зеленой” промышленности могут привести к деиндустриализации ЕС, побуждая европейские компании мигрировать за океан. Как полагают, в частности, во французском правительстве, последствия применения американского закона чреваты для Франции потерей 10 млрд евро инвестиций в экономику страны и 10 тыс. потенциальных рабочих мест[2].

Опасения европейцев подтвердились в начале марта этого года, когда концерн Volkswagen объявил, что откладывает строительство запланированного завода по производству автомобильных аккумуляторов в Восточной Европе и отдает предпочтение аналогичному предприятию в Северной Америке. Причина банальна: как сообщил крупнейший европейский автопроизводитель чиновникам ЕС, он рассчитывает получить от 9 до 10 млрд евро в виде субсидий и кредитов в рамках IRA и других американских программ в течение  срока эксплуатации завода.

Закон о сокращении инфляции поставил  европейскую экономику в сложнейшее положение: на развитие высокотехнологичных отраслей, таких как производство автомобильных аккумуляторов, в странах ЕС потрачены годы и немалые средства, однако сегодня некоторые европейские предприятия намерены перебазироваться через Атлантику, пользуясь более выгодными условиями в Новом Свете и одновременно опасаясь обострения конкуренции со стороны Китая. В Старом Свете пытаются скорректировать ситуацию: в развитие плана “зеленой сделки” Урсулы фон дер Ляйен Еврокомиссия должна опубликовать на днях закон о промышленности “Net Zero”, который позволит ослабить правила государственной поддержки и пересмотреть возможность введения субсидий на уровне ЕС. Закон должен стать ответом на “зеленые” инициативы США.

Однако представленный на прошлой неделе проект закона, по мнению руководителей европейского автопрома, не отвечает требованиям. Если сложить цифры вместе, полагают они, то условия, которые предлагают в США, гораздо интереснее, чем те, которые обещают в Европе. Производитель батарей Northvolt, со своей стороны, также предположил, что он может предпочесть США, а не Германию при выборе места для своего нового предприятия, если Брюссель не окажет более конкретную поддержку. Менеджеры Northvolt посчитали, что смогут получить более 8 млрд. евро субсидий из США на один завод.

Лоббистская группа Transport & Environment предупредила, что более двух третей европейских проектов по производству аккумуляторов находятся под угрозой отмены, задержки или сокращения. А по словам главного финансового директора Volkswagen Арно Антлица, автопроизводитель в любом случае построил бы завод по производству батарей в Северной Америке, но новые субсидии ускорили его планы. “IRA дает нам попутный ветер с точки зрения скорости и последствий, поэтому благодаря IRA у нас есть возможность еще быстрее расширить наше глобальное присутствие в США”[3].

В упомянутом вначале совместном заявлении по итогам встречи президента США Джо Байдена и Председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен сказано о достижении прогресса, который состоит в том, что стороны договорились безотлагательно начать переговоры о предоставлении исключений для европейских производителей, стремящихся экспортировать критически важные минералы для батарей электромобилей. То есть определенным видам материалов, которые были созданы или переработаны в Европейском союзе, будет предоставлен доступ на американский рынок, как если бы они были получены на американском рынке. Соответственно, должны быть учтены налоговые льготы на экологически чистые автомобили, предусмотренные IRA.

Удастся ли, однако, реализовать в полной мере достигнутые договоренности? Для администрации Байдена очевидны приоритеты внутренней политики с учетом приближающихся президентских выборов в США в 2024 г. Прежде всего, как было отмечено выше, речь идет о создании хорошо оплачиваемых рабочих мест, снижении стоимости энергии для семей и малого бизнеса, ускорении частных инвестиций в области чистой энергии в каждом секторе экономики. Однако, с другой стороны, для нынешней администрации важна задача максимальной координации с Европой политики в отношении украинского конфликта, а также усилий по сдерживанию Китая, где у ЕС есть собственные интересы. За эту координацию Вашингтону, возможно, придется заплатить Брюсселю определенными уступками в торгово-экономической сфере.

Примечания:
[2]Normand G. Emmanuel Macron à Washington pour tenter de préserverl'industrieeuropéenne. La Tribune. 30.11.22
[3]VW puts European battery plant on hold as it seeks €10bn from US. Financial Times. 08.03.2023.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.01.2025

Материал ИА «Интерфакс» об очередном ежегодном прогнозе ИМЭМО РАН «Россия и мир» на текущий 2025 г. В этом выпуске речь пойдет о российской экономике, а точнее о проблемах, которые стояли перед российской экономикой в предыдущие годы.

подробнее...

15.01.2025

Представляем вашему вниманию четвертый выпуск научного сетевого журнала «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН». В выпуске четыре рубрики – «Прогнозные исследования», «Тренды и риски развития», «Динамика социальных и политических пространств» и «Глобальная и региональная безопасность». 

подробнее...

Вышли из печати