Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и вице-президент США Камала Харрис // youtube
© Давыдов О.В., 25.05.2021
Завершившийся на днях официальный визит в США президента Мун Чжэ Ина стал первой его поездкой за рубеж за длительное время с начала пандемии COVID. Главной целью было содействовать укреплению взаимных отношений, что важно в условиях быстро меняющейся международной и региональной обстановки, наладить личные контакты с нынешним главой Белого дома.
Следует сказать, что отношения Сеула с прежней американской администрацией с самого начала не заладились. Руководство РК упрекало Д. Трампа в том, что он пренебрегает жизненными интересами союзника, навязывает односторонние решения по важным вопросам, включая политику в отношении Северной Кореи. После своего избрания на пост президента Джо Байден постоянно подчеркивал, что он приложит усилия для исправления всех прошлых ошибок и недочетов, а при формировании своей стратегии на Корейском полуострове будет в должной мере прислушиваться к мнению партнера. Соответственно, восстановление подорванных в прошедший период связей, а также определение будущей платформы для выстраивания союзнических отношений рассматривались Сеулом и Вашингтоном как наиболее значимая задача текущего момента.
С учетом накопившихся за длительное время проблем повестка дня переговоров оказалась внушительной. Помимо ситуации в самом альянсе это были вопросы, связанные с северокорейской ядерной проблемой, обстановкой на Корейском полуострове, но также борьба с пандемией.
Предсказуемо на первый план выдвинулась тема борьбы с COVID и сотрудничество в области вакцин. В недавнем прошлом Южная Корея добилась немалых успехов в сдерживании распространения пандемии путем применения эффективных карантинных мер, а также широкого тестирования населения. Вместе с тем, до сих пор правительство так и не смогло создать достаточный запас вакцин в стране, вследствие чего выдвинутый ранее план массового вакцинирования с целью достижения к ноябрю этого года коллективного иммунитета был поставлен под угрозу.
В этой ситуации сотрудничество с США рассматривалось как оптимальный путь для выхода из сложной ситуации. В конкретном плане речь шла о получении американских технологий и исходного материала для выпуска препаратов в Южной Корее с использованием ее немалых производственных возможностей в данной области. В развитие договоренности о «всеобъемлющем партнерстве» в сфере вакцин между лидерами двух стран корейская компания Samsung Biologics подписала соглашение с американской Moderna о развертывании производства вакцины на своих предприятиях в РК уже в третьем квартале текущего года. Одновременно SK Bioscience заключила лицензионное соглашение с Novavax о передаче технологий для выпуска препарата, а также о проведении совместных исследований с целью разработки эффективных средств борьбы с новыми штаммами коронавируса. Кроме того, по официальной линии США уже в ближайшее время передадут вакцины для прививки 550 тыс. южнокорейских военнослужащих.
Подобную модель государственно-частного партнерства между двумя странами, сформированную в ходе визита, в Сеуле считают наиболее гибкой и эффективной для противодействия пандемии. В случае если вышеописанные схемы реально заработают, Южная Корея, как полагают, сможет в скором времени не только обеспечить собственные потребности, но и стать ведущим региональным центром по производству вакцин для их поставок в третьи страны.
На этом фоне обсуждение в ходе саммита проблематики Корейского полуострова больших сенсаций не принесло. Хотя тема возобновления диалога с КНДР по ядерной проблеме и межкорейским отношениям фигурировала в качестве одной из главных, Мун Чжэ Ин и Байден так и не смогли публично представить развернутый план действий на этих направлениях. Знаковым, тем не менее, стало заявление двух лидеров о намерении выстраивать взаимодействие с Северной Кореей на базе всего массива соглашений и договоренностей, заключенных с этой страной в последние годы. Как известно, до сих пор Белый дом считал сингапурскую совместную декларацию между Трампом и Ким Чен Ыном неудачной сделкой и был готов её отвергнуть. Однако в конечном итоге администрация США пошла навстречу пожеланиям союзника, который считал принципиально важным сохранение преемственности в политике двух стран на северокорейском треке.
Также обратило на себя внимание высказывание Джо Байдена о принципиальной готовности встретиться с Ким Чен Ыном, правда лишь в том случае, если тот будет готов недвусмысленно обсудить вопрос о полном отказе КНДР от ядерного оружия и соответствующих военных программ.
Доминирующей темой переговоров на этот раз стали вопросы, связанные с расширением рамок экономического партнерства. В Вашингтоне по достоинству оценивают быстро растущий потенциал союзника в области науки, образования, высоких технологий и рассматривают его в качестве важного ресурса в деле обеспечения американского лидерства в глобальных и региональных делах. В итоговом Совместном заявлении перспективные сферы сотрудничества обозначены развернуто и масштабно. Это – био- и квантовые технологии, космос, ядерная энергетика, водородное топливо, коммуникации, сети G5 и G6, искусственный интеллект, экология.
Предмет особого интереса Вашингтона – участие Южной Кореи в создании новых производственно-сбытовых цепочек для поставок чипов и полупроводников на мировые рынки в соответствии с теми правилами игры, в установлении которых жизненно заинтересованы американские производители. В данной связи крупным прорывом стало решение ведущих южнокорейских бизнес-групп, таких как Samsung, Hyundai, SK и LG осуществить инвестиции в американскую экономику на общую сумму 39,45 млрд долл. для создания предприятий по производству микросхем, полупроводников, батарей и электромобилей, что поможет стимулировать рост американской экономики и создать новые рабочие места.
По итогам визита весьма зримо обозначилось стремление Вашингтона подтянуть Южную Корею к более плотному взаимодействию в целях реализации американской стратегии «свободной и открытой Индо-Пасифики». До последнего времени фирменным внешнеполитическим курсом Сеула в регионе была политика «равноудаленности», которая предусматривала балансирование между США – как военным союзником и Китаем – являющимся крупнейшим торгово-экономическим партнером.
Однако теперь США все более настойчиво призывают южнокорейцев к солидарным действиям для формирования регионального порядка, «основанного на правилах». Позиция действующей администрации сводится к тому, что Вашингтон готов учитывать интересы и прислушиваться к мнению союзника в важных для него вопросах, однако же и Сеул должен действовать солидарно, особенно в тех случаях, когда речь идет о защите и продвижении «общих ценностей».
В совместных документах по итогам саммита и публичных заявлениях лидеров двух стран Китай никак не упоминается. Вместе с тем получили звучание такие темы – как «обеспечение мира и стабильности» в Тайваньском проливе, а также свободы судоходства в Южно-Китайском море, от освещения которых в официальном Сеуле в прошлом старались уклоняться.
Несмотря на все эти подвижки, прогнозы многих экспертов о том, что в ходе визита президент Мун Чжэ Ин примет решение о присоединении к Quad (четырехсторонний диалог в области безопасности с участием США, Японии, Индии и Австралии) не подтвердились. Данная тема действительно обсуждалась, но президент РК пока ограничился обтекаемыми высказываниями о важности «открытого, транспарентного и инклюзивного» многостороннего сотрудничества в регионе, включая и деятельность четырехстороннего формата. В этой связи сейчас делаются предположения о том, что Сеул рассматривает для себя возможность постепенного подключения к некоторым рабочим группам, созданным ранее в рамках Quad, однако от полноценного участия в его деятельности пока будет воздерживаться.
Довольно неожиданным для многих стало решение США и РК снять все ограничения для разработки и создания на Юге Кореи ракет и ракетных технологий, в том числе и военного назначения, которые были предусмотрены двусторонними «руководящими принципами» в данной области. В соответствии с этим Южная Корея обладала правом производить баллистические ракеты с дальностью не более 800 километров. Пока о дальнейших планах РК в ракетной области ничего не известно, однако эксперты не исключают того, что Сеул возможно уже осуществляет НИОКР в целях выпуска ракет дальнего радиуса действия, предназначенных для поражения целей за пределами Корейского полуострова. Как бы то ни было, нынешние шаги двух союзников могут вызвать обеспокоенность не только в Пхеньяне, но и в странах, соседствующих с Корейским полуостровом.
По словам Мун Чжэ Ина, прошедший визит превзошел все ожидания и стал наиболее успешным за всю последнюю историю американо-южнокорейских отношений. Однако даже если отбросить неизбежный в таких случаях пафос, следует признать, что итоги саммита определили новую точку отсчета в эволюции альянса. Традиционное взаимодействие по военным вопросам и в сфере безопасности на Корейском полуострове теперь, судя по всему, будет постепенно дополняться актуальной повесткой, сопряженной с ускоренным развитием экономического партнерства и совместным поиском ответов на новые вызовы и угрозы.
В принципе такой подход отвечает амбициям Сеула, который давно уже претендует на более весомую роль в международной и региональной политике, соответствующей возросшему национальному потенциалу. Вместе с тем, южнокорейские исследователи пока весьма осторожны в оценке всех возможных последствий, полагая, что политический вес страны пока не позволяет ей рассчитывать на равноправное сотрудничество с США на широкой внешней арене. С другой стороны, более тесная привязка к политике Вашингтона в АТР, имеющей цель сдерживание Китая, может иметь своим следствием осложнение отношений с Пекином, что неблагоприятно сказалось бы на ключевых интересах Южной Кореи.
Нет комментариев