Южная Корея в битвах на мировых рынках микроэлектроники

313

used images: Xi Jinping, Joe Biden, Yoon Seok-youl, microchips on board // Internet

© Давыдов О.В., 10.03.2023

На днях было объявлено о предстоящем государственном визите Президента Республики Корея Юн Сок Ёля в США, который состоится в последней декаде апреля. Поездка приурочена к 70-летнему юбилею альянса между двумя странами.

После прихода к власти в мае прошлого года южнокорейский лидер последовательно проводит линию на укрепление «глобального всеобъемлющего стратегического альянса» с Вашингтоном. Поэтому визит, по мнению официальных кругов и оценкам экспертов, призван будет продемонстрировать зрелость двусторонних отношений, базирующихся на «общих ценностях, принципах и целях». Кроме того, для Сеула это удобный повод заявить о намерениях играть более весомую роль в Индо-Тихоокеанском регионе в рамках согласованного с США внешнеполитического курса.

Важная тема, которая с недавнего времени неизменно фигурирует в повестке американо-южнокорейского диалога на всех уровнях – это экономическая безопасность или выстраивание «технологического альянса». В этой области происходят примечательные события, которые, возможно, окажут решающее влияние на будущие региональные расклады.

В конце февраля в Вашингтоне было объявлено о запуске программы предоставления субсидий и налоговых льгот производителям интегральных микросхем, работающим в Соединенных Штатах. Соответствующие положения на этот счет предусмотрены «Законом о чипах и науке», который был принят Конгрессом еще в августе прошлого года. Данное законодательство стало ответом на новые глобальные вызовы, связанные с растущей международной конкуренцией на рынках наукоемкой продукции и обостряющимся соперничеством между Пекином и Вашингтоном в экономической области. В этих условиях США стремятся укрепить лидирующие позиции на рынках электроники, замкнуть на себя мировые производственные и торговые цепочки при опоре на своих союзников и партнеров из числа стран, добившихся успехов в создании высокотехнологичной продукции.

В числе претендентов на получение указанных льгот – южнокорейские гиганты “Samsung Electronics” и “SK hynix”, которые давно уже работают в США и строят планы осуществить масштабные инвестиции в американскую экономику. Samsung приступает к строительству предприятия по производству полупроводников в штате Техас стоимостью в 17 млрд долл., а SK предполагает вложить около 22 млрд долл. с целью создания мощностей по сборке чипов, производству аккумуляторов для электромобилей и экологического оборудования.

Вместе с тем, правила предоставления льгот из федеральных фондов, опубликованные в конце февраля министерством торговли США, содержат целый ряд условий и ограничительных мер, снижающих положительный эффект от получения стимулов. Во-первых, потенциальным реципиентам предложено взять на себя обязательства, ограничивающие их возможности по расширению и модернизации своих предприятий, производящих полупроводники, в «иностранных государствах, вызывающих озабоченность». Во-вторых, компаниям, получающим финансирование из федеральных фондов, будет запрещено участвовать в проведении совместных НИОКР, передаче чувствительных технологий иностранным юридическим лицам государств вышеуказанной категории. Не трудно догадаться, что речь в данном случае идет в первую очередь о Китае.

Наряду с этими в принципе уже известными требованиями правила министерства торговли предусматривают и ряд новых предписаний, которые стали неприятной неожиданностью для южнокорейского бизнес-сообщества. Иностранные компании, участвующие в программе получения стимулов, должны будут возвращать часть средств правительству США, если полученные ими прибыли будут превышать порог, установленный плановыми заданиями. Компаниям, по-видимому, также придется предоставить федеральным органам широкий пакет «сопутствующей» информации, включая сведения о перспективных научных разработках, реальном движении денежных средств. По сути дела их хозяйственная деятельность будет поставлена под плотный скрининг со стороны контролирующих органов США. Это открывает для последних широкий доступ к бизнес-планам корейских компаний, что чревато рисками утечек коммерческих секретов.

Министр торговли Республики Корея, который в срочном порядке отправился в Вашингтон для обсуждения создавшихся проблем, сообщил, что новые требования, которые выдвинуты американской стороной, не соответствуют глобальным стандартам и являются нарушением прав южнокорейских компаний. Поэтому правительство РК будет настаивать на совместном поиске путей для снятия возникших разногласий.

Если по вопросам чисто коммерческого свойства американцам и южнокорейцам, возможно, удастся договориться, то политические противоречия, связанные с условиями ведения бизнеса в Китае корейскими фирмами, носят уже трудноразрешимый характер. Как известно, в октябре прошлого года правительство США установило меры экспортного контроля в отношении поставок в Китай чувствительных технологий, необходимых для производства самых современных полупроводников. Тогда “Samsung Electronics”, равно как и некоторые другие производители чипов, получили освобождение от выполнения этого предписания сроком на один год. Однако теперь становится очевидным, что действие этой льготы по истечении отведенного срока, скорее всего, продлеваться не будет.

Сейчас удержание «китайской площадки» для ведения бизнеса крайне важно для интересов РК. КНР потребляет до 40% всех интегральных микросхем, производимых южнокорейскими предприятиями (или около 60% вместе с Гонконгом). Samsung за период с 1997 по 2020 гг. инвестировала в производство чипов на территории Китая 17 млрд долл., а SK – 24,9 млрд долл. Достаточно сказать, что на Китай приходится до 40% всех производимых этими компаниями модулей памяти DRAM и около 50% флэш-накопителей NAND. Однако, как подчеркивают южнокорейские менеджеры, если не заниматься систематически модернизацией производства и совершенствованием технологического обеспечения, то проигрыш в конкурентной борьбе неизбежен.

До недавнего времени южнокорейцам удавалось сохранять баланс между двумя стратегическими конкурентами – США и Китаем, но теперь это становится делать все труднее в связи с ужесточением подходов администрации Байдена в отношении Пекина. В настоящее время корейским компаниям приходится постепенно пересматривать инвестиционные планы и стратегии ведения бизнеса в Китае в сторону отказа от новых проектов и свертывания имеющихся производств. Ущерб очевиден, учитывая не только потери рынков сбыта и неполученную прибыль, но и возможность введения ответных рестрикций, о чем китайцы, собственно говоря, ранее уже предупреждали своих партнеров.

Однако, несмотря на все эти обстоятельства, лидеры южнокорейского крупного бизнеса дают понять, что, если они будут поставлены перед необходимостью сделать окончательный выбор между двумя важнейшими партнерами, то он однозначно будет сделан в пользу сотрудничества с США. И дело здесь не только в разделяемых ценностях или приверженности «порядку, основанному на правилах», но и в возможностях, открывающихся для достижения новых экономических высот и успехов в конкурентной борьбе на международных рынках микроэлектроники. Ведь Южная Корея это, прежде всего – крупные промышленные компании, масштабные производственные мощности, в то время как США – это услуги проектных и дизайнерских фирм, оборудование и технологии для производства ультрасовременных проводников, без доступа к которым корейцам сейчас не обойтись.

Естественно, дилеммы, с которыми сталкивается сегодня Южная Корея в экономической сфере, не имеют однозначного решения. Вместе с тем, в Сеуле довольно четко улавливают суть происходящих в регионе перемен. Новый мировой порядок, в основе которого будет лежать борьба за овладение и контроль над самыми современными технологиями, сейчас находится в стадии активного формирования, и южнокорейцы борются за места в клубе ключевых участников, которые будут определять правила будущей игры.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.12.2024

Выходит в свет последний в уходящем году № 12 журнала «Мировая экономика и международные отношения».

подробнее...

12.12.2024

Мария Павлова выступила на международной научной конференции «Центральная Европа: 35 лет после "бархатных революций". Достижения, вызовы, перспективы» с докладом «Трансформация польской политики памяти в первой четверти XXI в.: на примере памяти о Холокосте» в Институте Европы РАН.

подробнее...

Вышли из печати