
© 11.02.2014, Трофимова О.Е.
9 февраля 2014 г. в Швейцарии прошел референдум по вопросам введения квот для мигрантов, в том числе из стран Евросоюза. Его итоги стали сюрпризом для правительства и федерального парламента страны, с точки зрения которых свобода перемещения рабочей силы и капиталов вносит значительный вклад в экономическое развитие Конфедерации. Четыре года назад Швейцарская народная партия (SVP) выступила с законодательной инициативой «Против массовой иммиграции», в которой содержались требования начать с Евросоюзом новые переговоры о пересмотре существующего между ЕС и Швейцарией соглашения о свободе перемещения – одного из основополагающих принципов европейской интеграции. В предыдущие годы SVP, представляющая интересы «евроскептиков», оказывала влияние на миграционную политику Швейцарии, но без принятия радикальных мер.
По результатам референдума от 9 февраля 2014 г. 50,4% граждан Швейцарии высказались за восстановление миграционных квот для стран Евросоюза и ограничение числа мигрантов из приграничных районов стран ЕС и потока беженцев. Эти меры будут вводиться в течение трех лет. Максимальную поддержку инициативе на референдуме оказали жители немецкоговорящих и итальянских кантонов, а во франкоязычных кантонах ее поддержало меньшинство. Больше за восстановление квот выступали в сельских районах, тогда как против проголосовали жители таких городов, как Базель, Цюрих, Женева. Такое неравномерное распределение голосов было связано с недовольством швейцарцев гражданами Германии, которые в основном заняты в сфере услуг, а их число достигает 270 тыс. человек.
Ежегодный приток трудовых мигрантов в Швейцарию составляет около 80 тыс. человек, что в первую очередь связано с экономическим благополучием этой страны и сложной ситуацией в Евросоюзе. Однако рост числа мигрантов требует создания новой инфраструктуры, ведет к перегруженности транспортной системы, оказывает влияние на рынок труда и жилья, образовательную систему, сдерживает рост зарплаты. Подавляющее число мигрантов из стран ЕС имеют трудовые соглашения, заключенные еще до приезда в Швейцарию, а также право на получение пятилетнего вида на жительство, продлеваемое без каких-либо ограничений.
Доля иностранных граждан в Швейцарии на конец 2012 г. составила 23,6% (общее население страны превысило 8,1 млн. человек), то есть больше, чем в Германии, Франции, Великобритании, где эта цифра составляет 9–11%. При этом в Швейцарии, одной из самых благополучных стран Европы, уровень безработицы в 2013 г. был всего 3,2%, в то время как в странах ЕС он колебался от 7% в Германии до 30% в южно-европейских странах.
Право на свободу передвижения и поиск работы для граждан Евросоюза стало постепенно вводиться с 2002 г. после вступления в силу соглашения о свободе перемещения между Швейцарией и ЕС в обмен на беспошлинную торговлю. Это соглашение лежит в основе первого пакета двусторонних соглашений, утвержденного на референдуме (за него проголосовали более 67% избирателей). В 2005 г., а затем в 2009 г. оно распространилось на новые страны-члены ЕС. Второй пакет, утвержденный парламентом в 2004 г., охватывает Шенгенское и Дублинское соглашения, вопросы налогообложения и борьбы с отмыванием денег и уклонением от налогов, а также образования. Третий пакет пока еще находится в процессе подготовки, так же как и институциональные вопросы.
С июня 2007 г. соглашение о свободе передвижения граждан распространилось на так называемых фронтальеров, трудовых мигрантов из приграничных стран Евросоюза, также был отменен принцип обязательного их проживания в определенных приграничных районах. Как правило, фронтальеры автоматически получают разрешение на работу при условии их возвращения не реже одного раза в неделю на постоянное место проживания.
Миграционные процессы в Швейцарии имеют свои особенности. Во-первых, почти 75% трудовых мигрантов приходится на развитые европейские государства, а именно Францию, Италию, Германию, Португалию, и только около 25% – это выходцы из развивающихся стран. Во-вторых, по данным ОЭСР, высококвалифицированные специалисты составляют почти 70% всех мигрантов из стран ЕС, где эта цифра равняется лишь 35%, несмотря на введение «голубой карты» для привлечения квалифицированных специалистов. В-третьих, после 2007 г. в Швейцарии значительно выросла маятниковая миграция из приграничных стран Евросоюза (Франции, Италии, Германии, а также Австрии). Более 270 тыс. жителей европейских государств, работающих в Швейцарии, каждый день возвращаются к себе на территорию Евросоюза. За последние 10 лет число фронтальеров, имеющих разрешение на работу в Швейцарии, выросло почти в два раза.
Итоги прошедшего референдума могут значительно осложнить отношения Евросоюза со Швейцарией. В своем коммюнике Еврокомиссия уже заявила, что «этот шаг противоречит принципу свободы перемещения людей между ЕС и Швейцарией; и Евросоюз изучит последствия этой инициативы и ее влияние на отношения со Швейцарией в целом». Введение нового законодательства, по мнению многих экспертов, скажется на экономике страны, так как почти 60% ее экспорта идет в страны ЕС.
Экономические и политические последствия введения квот для иммигрантов можно будет оценить только через несколько лет. Но уже сейчас ясно, что выход из системы двусторонних соглашений с ЕС означает возврат Швейцарии в 1960-е гг., когда потоки мигрантов регулировались квотами и контингентами, а получение отдельных разрешений на работу было сильно забюрократизировано. Возможно, обе стороны не захотят осложнения взаимовыгодных отношений, и новые переговоры по пересмотру действующих соглашений о свободе перемещения между Конфедерацией и ЕС приведут к определенному сближению позиций двух сторон по проблемам ограничения миграции и введению для этого дополнительных механизмов регулирования. К тому же содержащиеся в инициативе положения являются слишком общими и неудачно сформулированными. Однако это не исключает охлаждения отношений ЕС с Конфедерацией вплоть до денонсации первого пакета соглашений. Но, скорее всего, Евросоюз использует различные способы и механизмы влияния на Швейцарию, касающиеся свободы обмена товарами и услугами, свободного перемещения капитала, что приведет к тому, что квоты будут достаточно большими, а ограничения – незначительными.
Нет комментариев