Швейцария: коронавирус и его последствия для экономики

1658

used photo: Switzerland by Martin Abegglen (Interlaken-Oberhasli, Kanton Bern, Schweiz) // www.flickr.com/photos/twicepix/

© Трофимова О.Е., 23.04.2020

Участие Швейцарии в Шенгенском соглашении стало основным фактором появления в стране новой коронавирусной инфекции. Конфедерация долго не закрывала границы для иностранной рабочей силы из близлежащих районов соседних стран – так называемых маятниковых трудовых мигрантов или фронтальеров: только из Италии на работу в Швейцарию ежедневно приезжали 68 тыс. человек. Именно поэтому больше всего случаев заражения было зафиксировано в пограничных кантонах – Женеве, Вале, Во, Базеле, Граубюндене и италоязычном Тичино. К 22 апреля число заболевших в Швейцарии достигло 28268, умерших – 1478. Смертность от коронавируса (5,4% от общего числа зараженных) в этой стране выше, чем в Германии, но ниже, чем в Италии, Франции и Испании.

Первый случай заболевания в Швейцарии был зафиксирован 25 февраля 2020 г., и уже 16 марта было объявлено об экспоненциальном росте случаев инфицирования. Федеральный совет (правительство) Швейцарии оценил эту ситуацию как «чрезвычайную». С 16 марта 2020 г. был ограничен въезд в страну, за исключением швейцарских граждан и иностранцев, имеющих вид на жительство. До 26 апреля 2020 г. (с возможным продлением федеральными и кантональными властями) были закрыты школы; а также рестораны, бары и другие заведения сферы услуг. Был введен запрет на проведение публичных и частных мероприятий. С 15 марта 2020 г. парламент страны прервал все свои текущие заседания, а дата референдума, запланированного на 17 мая, была перенесена[1]. Реализуя план «Карантин», Федеральный совет объявил усиленный пограничный режим, ввел проверки на границах с соседними странами (Германия, Австрия, Франция, Италия), ограничил действие Шенгенского соглашения.

Реализация строгих мер привела к закрытию практически всех предприятий малого и среднего бизнеса, являющегося важным элементом швейцарской экономики. Ряд компаний был переведен на режим укороченного дня (это коснулось почти четверти активного населения) и работу онлайн. Закрытие фабрик и заводов привело к отсрочке поставок продукции. Часть предприятий, особенно в химической промышленности и электронике, испытывает нехватку компонентов и запчастей для производства товаров. Значительно сократился экспорт в страны ЕС и Китай. За вероятными корпоративными банкротствами могут последовать невыплаты кредитов банкам, что в свою очередь вызовет сокращение ипотечного кредитования и стагнацию в сфере капитального строительства.

По разным оценкам, падение ВВП в первые два квартала 2020 г. составит от 5 до 7-10%[2]. Но последствия будут ощущаться в течение всего года. Производство уже упало в среднем на 25%. Аналитики швейцарского экономического института KOF рассматривают три варианта развития экономики. Худший из них предполагает падение ВВП в 2020 г. на 2,3%, обусловленное сокращением инвестиций, объема производства, а также личного потребления. При оптимистичном сценарии ВВП вырастет на 1,2%. Однако наиболее вероятным является его снижение в первом полугодии и рост (за счет более успешных третьего и четвертого кварталов) по итогам года на 0,3%[3]. Оценки роста ВВП в 2021 г. разнятся от 2 до 3,2%[4].

Связанные с пандемией ограничения негативно отразились на ситуации с занятостью: порядка 30% работников (1,5 млн человек) уже стали частично безработными. Министр экономики Ги Пармелен не исключил роста безработицы до 7% и призвал серьезно готовиться к ожидающему страну кризису на рынке труда.

Для противодействия рецессии швейцарские власти приступили к мерам господдержки предприятий и начали масштабные финансовые вливания в экономику. По максимальным оценкам, на это придется израсходовать до 200 млрд швейцарских франков, что составляет примерно треть годового объема экономики страны. Пока Федеральный совет Швейцарии в рамках срочной программы помощи, принятой 3 апреля, выделил на поддержку экономики 60 млрд франков.

Больше всего от коронавируса пострадали туризм, доля которого в ВВП в 2018 г. составляла 8%, и связанные с ним отрасли сферы услуг. Из-за карантина, отмены авиасообщения и закрытия границ спрос на эти услуги может упасть на 80-95%. Полного восстановления этих отраслей можно ожидать только к 2022г.

Для постепенного смягчения карантина и оживления экономической деятельности был разработан трехэтапный план открытия предприятий и школ. С 27 апреля планируется разрешить работу парикмахерских, цветочных магазинов и стоматологических кабинетов. Количество клиентов в помещениях будет ограничено. По-прежнему будут закрыты магазины, кроме продовольственных, рестораны и кинотеатры. С 11 мая в Швейцарии откроют средние школы и специальные учебные заведения, основные магазины. Бары и рестораны, музеи и зоопарки, а также остальные учебные заведения могут открыть только 8 июня. Дополнительное решение по этому вопросу ожидается 27 мая. Несмотря на децентрализацию власти в стране, федеральное правительство будет препятствовать принятию самостоятельных решений региональными органами в отношении отмены ограничений.

Успешному преодолению рецессии в Швейцарии будут способствовать такие факторы, как низкий государственный долг (24% ВВП), дифференцированная структура экономики, бюджетные компенсации и финансовая поддержка компаний со стороны государства, самостоятельная денежно-кредитная политика Национального банка Швейцарии. Есть, однако, и негативные факторы, которые могут осложнить адаптацию страны к новым экономическим реалиям. Среди них – излишняя зависимость от экспорта, завышенный курс национальной валюты, уязвимость малого и среднего бизнеса в кризисных ситуациях и постепенная отмена «банковской тайны», которая может отпугнуть часть иностранных вкладчиков, размещающих свои средства в швейцарских банках. Тем не менее, Швейцарии, вероятнее всего, удастся сохранить конкурентоспособность и эффективность своей экономики за счет более активного развития кластерной модели и инновационных отраслей, а также «нишевой» специализации, то есть уже имеющихся преимуществ. Многое также зависит от того, как будут преодолевать последствия пандемии страны Евросоюза, с которыми тесно связана швейцарская экономика.

Примечания:

[1] В Швейцарии значительная часть важных (как для страны в целом, так и для отдельных кантонов) вопросов традиционно решается на референдумах. Общенациональные референдумы, как правило, проводятся четыре раза в год.

[2] Le Secrétariat d'Etat à l'économie table sur une récession de 7% à 10% en Suisse. URL: http://www.rts.ch/info/suisse/11238278-le-secretariat-d-etat-a-l-economie-table-sur-une-recession d7-a10-en-suisse.html.

[3] Экономику Конфедерации ждёт жесткая рецессия? Швейцария деловая. 19.03.2020. URL: http://dusiness-swiss.ch/2020/03/jekonomiku-konfederacii-zhestkaja-recessija.

[4] Switzerland: Slow exit from the lockdown and severe recession in sight. URL: https://think.ing.com/articles/switzerland-slow-exit-from-the-lockdown-and-severe-recession-in-sight.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.09.2024

Представляем вашему вниманию второй в 2024 г. выпуск научного сетевого журнала «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН». В выпуске две рубрики – «Тренды и риски развития» и «Глобальная и региональная безопасность».

подробнее...

12.09.2024

В журнале «Россия в глобальной политике» (№5(129), 2024) опубликована статья Константина Богданова, Ирины Кобринской и Бориса Фрумкина «Гонка на Глобальном Юге, или Битва за мировое большинство».

подробнее...

Вышли из печати