Североатлантический венчурный альянс?

214

used image: EDT (Emerging and disruptive technologies) Illustration // www.nato.int

© Павлов А.Е., 03.12.2024

В 2024 г. ряд европейских стартапов и венчурных фондов, работающих в сфере ИИ, автономных и роботизированных систем, космических технологий и новых материалов, впервые получили[1] финансирование из недавно созданного Фонда инноваций НАТО (NATO Innovation Fund, NIF). История совместных научных исследований и разработок альянса уходит корнями в начало 1950-х гг. С тех пор альянсом создана разветвленная система научного сотрудничества, административных и научно-консультативных структур по вопросам оборонных и гражданских НИОКР, однако вышеупомянутое событие отражает новое явление в функционировании НАТО, а именно ее растущее внимание к проблематике т.н. «новых и прорывных технологий» (emerging and disruptive technologies или EDT).

Общепринятого определения этого термина пока не выработано. В НАТО под ним понимают[2] группу технологий, которая достигнет зрелости в период 2020–2040 гг. и будет иметь потенциал для революционного изменения методов ведения войны и соотношения сил в мире. К таковым относят технологии в следующих областях[3]: искусственный интеллект (ему уделяется особое внимание), автономные системы, квантовые технологии, биотехнологии и технологии усиления потенциала человека (human enhancement), космос, гиперзвуковые системы, новые источники энергии и энергетические установки, следующее поколение сетей связи[4]. Важно выделить следующие сущностные черты EDT: 1) они находятся на ранней стадии разработки или внедрения; 2) они не поддаются четкому разделению на военные и невоенные; 3) первенство в их развитии и внедрении принадлежит гражданскому сектору при высокой роли венчурного бизнеса. Все это затрудняет просчет конкретных форм влияния EDT на международную безопасность и осложняет контроль над ними.

Водоразделом в политике НАТО можно считать 2019–2020 гг., когда тематика EDT, ранее рассматривавшаяся, скорее, в качестве отраслевой[5], была резко поднята на политический уровень (ранее тот же путь «проделали» кибертехнологии). Примечательно, что это произошло на фоне обострившихся противоречий между членами НАТО вокруг «справедливого распределения» оборонных расходов. Важным фактором стал и более агрессивный курс США по отношению к КНР в вопросах торговли и технологий[6], который потребовал адаптации со стороны американских союзников.

Контуры нового подхода альянса очерчены в докладе[7] высокопоставленных экспертов, опубликованном в 2020 г. Положения доклада были включены в новую Стратегическую концепцию НАТО 2022[8] и ряд других программных документов[9], а также реализуются на практике. Его политическое содержание можно резюмировать следующим образом.

В ближайшее десятилетие альянсу придется оперировать в условиях растущей конкуренции между великими державами, которая будет структурирована вокруг противопоставления демократия – авторитаризм, а ее основным полем станут «новые и прорывные технологии», прежде всего, искусственный интеллект. Альянсу придется реагировать на угрозу двойственной природы: военной (риск подвергнуться нападению с использованием новых средств поражения, как то гиперзвуковое оружие) и экономико-технологической (риск утраты технологического превосходства). Стратегическим приоритетом альянса должна быть конкуренция с «крупными авторитарными» государствами за доминирование в ключевых EDT, а ее роль – служить центральной площадкой по выработке стратегии, обмену информацией и практическому взаимодействию в области EDT между союзниками. В докладе явно прочитывается попытка подвести базу под более активное вовлечение союзников США в американо-китайскую технологическую гонку.

Интерес представляют и некоторые рекомендации доклада, в частности: 1) интегрировать проблематику EDT в процесс оборонного планирования альянса (это ключевая бюрократическая процедура координации и программирования развития вооруженных сил стран-членов под задачи альянса)[10]; 2) разработать позицию для обсуждения военного применения EDT в рамках международного контроля над вооружениями (этот пункт увязан с ограничением доступа оппонентов к соответствующим технологиям); 3) наладить сотрудничество с высокотехнологичным частным сектором (перспективными стартапами) за пределами традиционной оборонной промышленности по образцу Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) и Европейского оборонного фонда[11] (EDF).

Последний пункт, будучи рецепцией американского подхода к военным инновациям, представляет собой новое направление в деятельности НАТО. Остановимся на его реализации подробнее.

В 2022 г. в качестве вспомогательной (subsidiary) организации НАТО создан Акселератор оборонных инноваций для Северной Атлантики (DIANA)[12]. Его функция – как и у обычного бизнес-акселератора – служить интерфейсом взаимодействия между перспективными стартапами, носителями технической экспертизы (исследовательскими лабораториями), а главное – крупными инвесторами и потенциальными заказчиками со стороны оборонных компаний и ведомств. В деловых терминах – найти перспективные технологии двойного назначения на стадии опытных образцов и «продать» их потенциальным инвесторам, обеспечив им выход на рынок. Одна из задач DIANA – формирование пула лояльных инвесторов (Allied Capital Community). Его участники должны придерживаться специально разработанных политических и этических принципов[13], включая ограничение доступа к технологиям со стороны «стратегических конкурентов» альянса.

Как заявлено, DIANA опирается на сеть из более чем 20 акселераторов и 180 военных и гражданских центров тестирования. Среди них прикладные исследовательские организации германского Общества Фрауэнхофера, Генеральной дирекции по вооружению Франции (DGA) и одна из лабораторий Массачусетского института технологий США. В 2023 г. партнерами DIANA стали американские бизнес-акселераторы, связанные с Пентагоном и Кремниевой долиной. По состоянию на 2024 г. в акселерационную программу DIANA отобраны 44 компании[14].

С 2023 г. функционирует вышеупомянутый Фонд инноваций НАТО (NIF)[15]. Задача NIF – прямые и портфельные инвестиции (в т.ч. в составе консорциума с другими игроками) в перспективные высокотехнологичные компании и венчурные фонды. Несмотря на название, NIF формально не является организацией НАТО (в отличие от DIANA), однако в состав его наблюдательного совета входит помощник генерального секретаря НАТО, курирующий технологические инновации, что, по-видимому, обеспечивает плотную координацию с альянсом. Фонд учрежден 24 странами, которые выступают партнерами с ограниченной ответственностью (limited partners). В их числе такие крупные державы, как Германия, Великобритания, Турция, а также новички альянса – Финляндия и Швеция. Обращает на себя внимание отсутствие среди учредителей таких стран как Франция и США. Последнее компенсируется более чем представительным участием в органах управления NIF американских предпринимателей и менеджеров высокотехнологического бизнеса, в т.ч. тесно аффилированных с Министерством обороны США. Так что, будучи ориентированным на европейский высокотехнологичный сектор, NIF остается «под присмотром» старшего союзника.

Капитал фонда составляет всего 1 млрд евро на 15 лет[16], но есть вероятность, что он будет увеличен в ближайшие годы с учетом декларируемого стремления альянса к технологическому превосходству. По состоянию на 2024 г. NIF инвестировал в 12 компаний и фондов[17] на территории Европы, главным образом, в Германии и Великобритании.

Пока рано судить об эффективности инструментов НАТО по развитию EDT. Выстраивание на трансатлантическом пространстве единого цикла от поиска и развития до вывода на рынок интересующих технологий двойного назначения, а также их внедрения и защиты от «посторонних» – это сверхамбициозная цель, не говоря уже о лидерстве в разработке глобальных стандартов их ответственного применения. Многое здесь будет зависеть от соотношения элементов партнерства и конфликта между США при новой администрации Д. Трампа и их союзниками, а также динамики их восприятия КНР и России как источников угроз. Однако уже сегодня понятно, что тематика высоких технологий открывает перед НАТО очередное стратегическое направление деятельности, а значит, дает новые аргументы сторонникам укрепления альянса.

Примечания:

[1] NATO Innovation Fund makes first investments. NATO Innovation Fund. 18.06.2024. URL: https://www.nif.fund/news/nato-innovation-fund-makes-first-investments-to-secure-the-future-of-the-alliances-1-billion-citizens/
[2] Science & Technology Trends 2020-2040. NATO Science & Technology Organization. 2020. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2020/4/pdf/190422-ST_Tech_Trends_Report_2020-2040.pdf
[3] Emerging and disruptive technologies. NATO (official website). 08.08.2024. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_184303.htm
[4] Исследователи ИМЭМО предлагают называть их перспективными технологиями стратегического уровня. Международная безопасность: новый миропорядок и технологическая революция / отв. ред.: А.Г. Арбатов, К.В. Богданов, О.В. Гусарова, М.Г. Евтодьева. ИМЭМО РАН. 2023. с. 162–178.
[5] NATO Science & Technology Strategy 2018. URL: https://www.sto.nato.int/NATODocs/NATO%20Documents/Public/NATO-Science-and-Technology-Strategy-Public-Release.pdf
[6] Данилин И.В. Концептуализация стратегии США в технологической войне против КНР: экономика, политика, технонационализм. Международная аналитика. 2020; 11(4). C.21–38. URL: https://doi.org/10.46272/2587-8476-2020-11-4-21-38
[7] Он был подготовлен по образцу доклада «трех мудрецов» НАТО 1956 г., основополагающего документа о способах укрепления невоенного сотрудничества в альянсе, который, среди прочего, способствовал институциализации научно-исследовательской программы альянса. См. NATO 2030: United for a New Era. 25.11.2020. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2020/12/pdf/201201-reflection-group-final-report-uni.pdf
[8] NATO 2022 Strategic Concept. 29.06.2022. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf
[9] Так, в 2019 г. и 2021 г. НАТО приняла дорожную карту и стратегию в сфере EDT соответственно. Они остаются конфиденциальными.
[10] NATO Defence Planning Process.
[11] European Defence Fund – инструмент Еврокомиссии по софинансированию совместных исследований и разработок.
[12] Defence Innovation Accelerator for the North Atlantic. Official website. URL: https://www.diana.nato.int/
[13] Allied Capital Community Investment Principles. URL: https://www.diana.nato.int/resources/site1/general/acc%20investment%20principles.pdf
[14] 2024 Cohort of Companies. Defence Innovation Accelerator for the North Atlantic. Official website. URL: https://www.diana.nato.int/about-diana/2024-cohort-of-companies.html (дата обращения: 01.12.2024).
[15] NATO Innovation Fund. Official website. URL: https://www.nif.fund/ (дата обращения: 01.12.2024).
[16] Для сравнения ассигнования только для американского агентства DARPA в 2024 г. составляли 4,1 млрд долл. См. Budget and Finance. Defense Advanced Research Project Agency. URL: https://www.darpa.mil//about-us/budget-and-finance (дата обращения: 01.12.2024).
[17] Portfolio. NATO Innovation Fund. Official website. URL: https://www.nif.fund/portfolio/ (дата обращения: 01.12.2024).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.01.2025

Материал ИА «Интерфакс» об очередном ежегодном прогнозе ИМЭМО РАН «Россия и мир» на текущий 2025 г. Основным выводом, к которому приходят ученые, является то, что «фактором-2025» станет усиливающаяся с начала года неопределенность ближайшего будущего практически по всем направлениям мировой политики и экономики.

подробнее...

10.01.2025

В журнале «Россия в глобальной политике» (№ 1, 2025) опубликованы статьи Марии Павловой «Из просто жертвы – к главной жертве», Дмитрия Стефановича «Многомерное поле технологического противоборства» и Константина Богданова «Не здороваться через порог».

подробнее...

Вышли из печати