«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд»*: Сенегал и Чад не рады французским войскам в Африке

304

used image: French military // Internet

© Пихтов К.О., 11.12.2024

В пятницу 29 ноября лидеры Сенегала и Чада – двух стран, которые Париж традиционно относит к сфере своего влияния, сделали громкие заявления, отражающие меняющуюся роль Франции на африканском континенте.

Первым был президент Сенегала Бассиру Диомай Фай, пришедший к власти после победы на выборах в апреле 2024 г. и называющий себя «панафриканистом». Он заявил в интервью газете Le Monde, что суверенитет его страны несовместим с идеей нахождения на её территории иностранных военных баз[1]. По его словам, даже уже согласованного сокращения французского контингента в Сенегале с 350 до 100 военнослужащих будет недостаточно и необходимо ликвидировать всю оставшуюся иностранную военную инфраструктуру. Фай обратил внимание на то, что Дакар сотрудничает в разных сферах не только с Францией, но и с другими державами – США, Китаем и Турцией, подчеркнув при этом, что отношения Сенегала с Парижем остаются дружественными и важными, но требуют пересмотра в некоторых аспектах.

Буквально через несколько часов пришли новости из Республики Чад, где правительство объявило о том, что оно разрывает франко-чадское соглашение в области безопасности и обороны, подписанное ещё в 1976 г. и текст которого был обновлен в 2019 г.[2] Новость об этом опубликовал на своих страницах в социальных сетях глава МИД Чада Абдераман Куламала. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что это заявление было опубликовано буквально в считанные минуты после завершения африканского турне министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро, едва последний вылетел из аэропорта Нджамены. Важно подчеркнуть, что в ходе этого визита Барро и Куламала посетили лагерь беженцев из Судана и объявили о выделении помощи Чаду в размере 7 млн евро для устранения последствий гуманитарного кризиса[3]. Из заявления властей в Нджамене следует, что «Франция остаётся важным партнером, но теперь она должна учитывать, что Чад вырос, повзрослел и является суверенным государством». Куламала разъяснил журналистам, что речь не идёт о разрыве связей с Парижем, «как это было в Нигере или других странах», а об их пересмотре. Таким образом, Нджамена намерена разорвать сотрудничество с Парижем лишь в области безопасности, для кооперации в других сферах Чад остаётся открытым. Приём транша на 7 млн евро только подтверждает это.

Подобные высказывания свидетельствуют о продолжающемся кризисе влияния Франции во франкофонной Африке. Чад, в частности, оставался последней страной в регионе Сахеля, где Париж сохранял своё военное присутствие. Теперь же примерно тысяча дислоцирующихся там французских военнослужащих должна будет покинуть страну. Учитывая, что за последние несколько лет Франция была вынуждена вывести свои войска из Мали, ЦАР, Буркина-Фасо и Нигера, можно предположить, что вывод французских сил из Сенегала и Чада становится вопросом времени. Осталось дождаться официальных сроков вывода, которые французам обозначат власти в Дакаре и в Нджамене.

Вывод войск из немногих остающихся в Африке баз явно не вписывался в планы Парижа, поскольку только в июне 2024 г. в структуре ВС Франции начались преобразования для более эффективного осуществления операций на Чёрном континенте. В частности, создано отдельное Африканское командование ВС Франции, которого не существовало даже во времена одновременного проведения таких масштабных операций, как «Сангарис» в ЦАР (2013–2016) и «Бархан» в Сахеле (2014–2022).

В то же время и в Сенегале, и в Чаде весной этого года прошли президентские выборы и оба избранных лидера активно использовали в своей риторике панафриканскую повестку. Особенно сложной ситуация оказалась в Сенегале, где в ноябре в результате внутреннего кризиса прошли досрочные парламентские выборы. Их абсолютным победителем стала партия действующего президента Фая – PASTEF (130 мест в парламенте из 165), тогда как её оппонент – партия экс-президента Маки Салла (2012–2024), выступавшего за углубление отношений с Францией, утратила большинство и почти полностью потеряла влияние в парламенте[4]. Тем самым, новый лидер Сенегала, ощущая внутреннюю поддержку, решился уже на весьма смелые высказывания. Отметим, что 22 ноября Б.Д. Фай провёл телефонный разговор и с президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В ответ на приглашение посетить Москву сенегальский лидер указал, что его страна открыта к сотрудничеству со всеми странами, которые готовы инвестировать в её экономику. Не помогло и то, что Э. Макрон буквально за день до рокового интервью направил Фаю в Дакар письмо, в котором впервые признал ответственность Франции за расстрел 1 декабря 1944 г. в пригороде Дакара сенегальских стрелков, протестовавших против плохих условий содержания и невыплаты жалования. Французское командование восприняло это как мятеж и отдало приказ о расстреле протестующих. Сенегальцы десятилетиями добивались признания Парижем вины за содеянное.

В Республике Чад для Франции, на первый взгляд, складывались более благоприятные условия: на президентских выборах в мае этого года победил Махамат Деби, сын предыдущего лидера страны Идриса Деби, занимавшего это пост с 1990 по 2021 гг. и имевшего тесные связи с Парижем. К тому же, Деби-младший уже де-факто находился три года у власти как лидер переходного периода – после гибели своего отца в битве против повстанцев на севере страны в 2021 г. Обретение полной легитимности таким лидером сулило, как минимум, сохранение статуса-кво франко-чадских соглашений, а возможно и их укрепление. Стоит напомнить, что французская армия дважды спасала режим Деби-старшего от падения (в 2006 и 2008 гг.), а Э. Макрон был единственным западным лидером, присутствовавшим на его похоронах.

Но и здесь ситуация оказалась сложной для Парижа. Прежде всего, между лидерами Франции и Чада возникли недопонимания на межличностном уровне. В 2021 г. Франция и ЕС осудили провозглашение переходного периода вместо немедленного проведения досрочных выборов, а затем Макрон и вовсе пытался отговорить Махамата Деби от выдвижения своей кандидатуры на пост главы государства, настаивая на недемократичности перехода власти от отца к сыну. Возможно, именно тогда в Нджамене и возникла мысль о диверсификации сотрудничества с другими странами. За время переходного периода (2021–2024 гг.) Чад заключил соглашения в области обороны и безопасности с ОАЭ, Турцией и Венгрией, а в январе этого года М. Деби посетил Москву, что закономерно вызвало раздражение в Париже[5].

Далее, как оказалось, М. Деби испытывал недоверие к французским военным, поскольку они не вмешались в те самые бои с повстанцами, в ходе которых погиб его отец. В начале 2024 г. Эммануэль Макрон направил в страну своего спецпосланника по вопросам Африки, который предложил сократить французский контингент. Тогда принятые решения встретили положительный отклик в Нджамене.

Но ситуация снова осложнилась после того, как Национальная финансовая прокуратура Франции начала в июле 2024 г. предварительное расследование о растрате государственных средств против М. Деби. В основу дела легли подозрения, что деньги, выделенные Францией в качестве помощи Нджамене, были потрачены через подставную чадскую фирму на одежду стоимостью 900 тыс. евро для Деби. Французская пресса утверждала, что расследование трат на одежду африканского лидера будет дорого стоить Парижу. Неудивительно, что уже в августе Деби отказался прибыть во Францию на церемонию, посвящённую 80-летию высадки союзников в Провансе (в которой в том числе, принимали участие и части, состоящие из уроженцев Чада – первой африканской колонии, вставшей под знамена Шарля де Голля), что уже можно было считать неким сигналом недовольства со стороны Нджамены. Наконец, в конце лета стало известно, что Национальная прокуратура собирается вменить М. Деби новое обвинение – в незаконном приобретении недвижимости во Франции стоимостью более 30 млн евро[6].

Буквально накануне громких заявлений Фая и М. Деби, 26 ноября специальный посланник Э. Макрона по делам Африки Жан-Мари Бокель представил доклад о корректировке французского военного устройства в Африке. Согласно докладу, планы сокращения численности французских континентов с сохранением военной инфраструктуры были положительно встречены африканскими партнерами. Эта новость вписывается в планы реформирования французского военного присутствия, о которых Макрон впервые заявил в феврале 2023 г. накануне своего турне по странам Африки. Тогда он обозначил, что военные базы в своём исконном виде себя изжили и требуют переформатирования. Его стратегия подразумевала сокращение численности французских контингентов в Кот-д’Ивуаре, Габоне и Сенегале. Окончательно решение о необходимости этого шага было принято ещё в январе 2024 г.[7] При этом, последние два года Париж активно выделял средства на «информационную борьбу», чтобы бороться за влияние в Африке, где общественное мнение всё больше склоняется к необходимости отказа от сотрудничества с Парижем.

Становится ясно, что обновленная стратегия Франции на африканском направлении оказалась провальной. По данным СМИ, в Елисейском дворце всё громче звучат голоса тех официальных лиц, кто выступает за более реалистичную и прагматичную позицию по отношению к государствам, с которыми у Франции сохраняются противоречия, включая попытки восстановления отношений с Мали, Нигером и Буркина-Фасо[8].

Важнейшая загвоздка для Пятой республики заключается в том, что террористическая угроза в Африке, особенно в Сахеле, никуда не денется, и, как показывает практика, местные армии не могут справиться с ней самостоятельно. Подобный вакуум военной помощи, который непременно образуется после вывода французских контингентов, поспешат заполнить другие игроки, активно действующие в регионе: вероятно, Россия, уже активно сотрудничающая со странами Сахеля и ЦАР, а также Китай и Турция. Потенциально эту нишу могут снова занять и США, которые ищут новые возможности для размещения своих военных в регионе после вывода своего контингента из Нигера в сентябре 2024 г. Они уже передислоцировали часть своих военных в Кот-д’Ивуар, и можно ожидать, что Сенегал также привлечёт их внимание. Заметим, что американцы раньше уже держали в Чаде отряд спецназовцев (75 военнослужащих), но президент М. Деби потребовал их вывода накануне президентских выборов в апреле этого года. Однако, как стало известно в сентябре, Нджамена и Вашингтон вновь обсуждают размещение американского контингента в стране[9].

В целом, ход событий показывает, что формат постоянного военного присутствия в Африке, на который Париж опирался с 1960-х годов, в отношениях с бывшими колониями изживает себя. В последние десятилетия к власти на Чёрном континенте всё чаще приходят лидеры, выступающие в духе панафриканизма и стремящиеся отстаивать суверенитет своих стран. Присутствие французских военных в этом контексте не только идёт вразрез с этими принципами, но также не всегда помогает африканцам решать проблемы в сфере безопасности. Кроме того, в Париже до сих пор, как видно из дела против Махамата Деби, иногда используют тактику запугивания и давления на африканских лидеров, но в условиях, когда у Елисейского дворца уже нет монополии на всеобъемлющее сотрудничество с своими бывшими колониями, такой подход только вредит, подталкивая африканских лидеров искать других партнёров, в том числе и в сфере безопасности. На этом фоне вынужденный вывод контингентов из стран, которые Франция продолжает относить к своей исторической «сфере влияния», вряд ли укрепит её державный имидж, давая повод лидерам государств, где военное присутствие Парижа ещё сохраняется, задуматься о целесообразности его поддержания.

Хотя у Франции ещё остаются базы в трёх африканских государствах (Кот-д’Ивуаре, Габоне и Джибути), а правительства этих стран имеют тесные отношения с Пятой республикой и видят в наличии её военных на своей территории определенные гарантии безопасности, перед Елисейским дворцом явно назрела проблема смены формата взаимодействия с африканскими элитами. Необходимо действительно покончить с порочной системой опеки над бывшими колониями «Франсафрик». Об этом не раз заявляли и Э. Макрон, и Ф. Олланд, но многие методы взаимодействия Парижа с африканскими странами не изменились с момента обретения ими независимости. Между тем, в Африке выросло уже новое поколение, которое не приемлет такие отношения, и готово легко отказаться от сотрудничества с бывшей метрополией в пользу других акторов, особенно когда те готовы конкурировать с Францией.

Примечания:

* Николай Гумилев. Жираф.

[1] Bassirou Diomaye Faye: «Il n’y aura bientôt plus de soldats français au Sénégal». Le Monde. 28.11.2024. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2024/11/28/bassirou-diomaye-faye-il-n-y-aura-bientot-plus-de-soldats-francais-au-senegal_6419413_3212.html (accessed 09.12.2024).
[2] Du Sénégal au Tchad, le départ forcé de l'armée française. TV5 Monde. 29.11.2024. URL: https://information.tv5monde.com/afrique/du-senegal-au-tchad-le-depart-force-de-larmee-francaise-2750732 (accessed 09.12.2024).
[3] Soudan: au Tchad, la France exhorte les belligérants à cesser les hostilités. TV5 Monde. 28.11.2024. URL: https://information.tv5monde.com/afrique/soudan-au-tchad-la-france-exhorte-les-belligerants-cesser-les-hostilites-2750576 (accessed 09.12.2024).
[4] Sénégal: le Conseil constitutionnel valide la large victoire du parti au pouvoir aux législatives Mediapart. 27.11.2024. URL: https://www.mediapart.fr/journal/fil-dactualites/271124/senegal-le-conseil-constitutionnel-valide-la-large-victoire-du-parti-au-pouvoir-aux-legislatives (accessed 09.12.2024).
[5] Au Tchad, Mahamat Idriss Déby Itno et les costumes de la discorde. Jeune Afrique. 03.07.2024. URL: https://www.jeuneafrique.com/1584037/politique/au-tchad-mahamat-idriss-deby-itno-et-les-costumes-de-la-discorde/ (accessed 09.12.2024).
[6] L’enquête française qui fait trembler le Tchad. Mediapart. 23.08.2024. URL: https://www.mediapart.fr/journal/international/230824/l-enquete-francaise-qui-fait-trembler-le-tchad (accessed 09.12.2024).
[7] France : vers une baisse drastique des effectifs militaires en Afrique de l'Ouest (média). Anadolu Ajansi. 31.01.2024. URL: https://www.aa.com.tr/fr/afrique/france-vers-une-baisse-drastique-des-effectifs-militaires-en-afrique-de-louest-média/3123439 (accessed 09.12.2024).
[8] Armée française en Afrique: la fin de la coloniale. L’Opinion. 01.12.2024. URL: https://www.lopinion.fr/international/armee-francaise-en-afrique-la-fin-de-la-coloniale (accessed 09.12.2024).
[9] US troops heading back to Chad? Responsible Statecraft. 22.09.2024. URL: https://responsiblestatecraft.org/us-troops-chad/ (accessed 09.12.2024).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.01.2025

Материал ИА «Интерфакс» об очередном ежегодном прогнозе ИМЭМО РАН «Россия и мир» на текущий 2025 г. Основным выводом, к которому приходят ученые, является то, что «фактором-2025» станет усиливающаяся с начала года неопределенность ближайшего будущего практически по всем направлениям мировой политики и экономики.

подробнее...

10.01.2025

В журнале «Россия в глобальной политике» (№ 1, 2025) опубликованы статьи Марии Павловой «Из просто жертвы – к главной жертве», Дмитрия Стефановича «Многомерное поле технологического противоборства» и Константина Богданова «Не здороваться через порог».

подробнее...

Вышли из печати