Саммит США – Африка: догнать и перегнать

2911

used image: Biden Addresses US-Africa Summit // youtube

© Карамаев С.Г., 20.12.2022

Прошедший с 13 по 15 декабря 2022 г. в Вашингтоне саммит «США – Африка» выявил ряд положений, которые будут определять отношения Америки с этим континентом в ближайшей перспективе. И для США эти положения позитивными не выглядят, хотя Белый Дом уже поспешил оповестить об успехе мероприятия[1]. Во-первых, саммит показал, что какой-то единой разработанной осмысленной стратегии в отношении Африки у нынешней администрации не имеется. Во-вторых, у Соединенных Штатов нет каких-либо серьёзных инструментов влияния на большинство африканских стран. В третьих, Вашингтон, чрезвычайно озабоченный экспансией КНР (и в меньшей степени России) в Африке, намерен не столько её сдерживать (поскольку его возможности на этом поле ограничены), сколько пытаться в будущем обогнать Китай по степени влияния. Но сама постановка вопроса в парадигме «догнать и перегнать» уже указывает на положение отстающего.

Предыдущий саммит состоялся в 2014 г. по инициативе президента Б. Обамы – тогда было обещано, что мероприятие станет регулярным. Однако, сменившая демократов республиканская администрация Д. Трампа едва ли не демонстративно игнорировала африканское направление внешней политики страны, сосредоточившись на внутренних проблемах[2], что, с точки зрения африканских лидеров, выглядело крайне неприглядно. Спустя восемь лет созыв саммита воспринимается, как попытка наверстать упущенное.

На первом саммите было озвучено множество предложений и обещаний. Какая-то часть из них была выполнена, но большинство задач либо не достигли своей цели, либо находятся в начальной стадии. В частности, гигантский проект Power Africa по обеспечению стран континента электроэнергией предполагал генерирование 30 000 МВт. На настоящий момент проект сумел выработать чуть более 1/5 от заявленного: 6501 МВт[3]. Кроме того, обещанная Африке Б. Обамой президентская программа борьбы с распространением СПИД (PEPFAR) была не только не расширена, но, напротив, урезана[4]. За восемь прошедших лет прямые капиталовложения Соединенных Штатов в Африку снизились с 69,03 до 44,81 млрд долл. США, в то время как американский импорт из континента остался приблизительно на том же уровне (34,61 и 37,56 млрд долл., соответственно)[5] и большую его часть составляет нефть из Анголы и Нигерии.

На нынешнем саммите Африке обещаны: 55 млрд долл. в течение трёх лет; усилия по поддержке вступления Африки в G20 и включения африканских стран в число постоянных членов Совета Безопасности ООН; развитие цифровых платформ и решение вопросов продовольственной и общей безопасности. Однако подобные обещания звучали и восемь лет назад, о чем в африканских странах помнят, и нынешние американские обещания были встречены с определённым скепсисом. По мнению африканских экономистов, суммы, обещанные США (по 16 млрд долл. ежегодно), в масштабах континента не так уж и велики, тем более на фоне вложений США в Украину (около 50 млрд долл.)[6]. В 2021 году Африканский банк развития только на строительство многополосного шоссе Лагос-Абиджан выделил 15,56 млрд долл. К тому же, по мнению ряда глав государств, реализация обещаний президента Байдена зависит от одобрения данных инициатив Конгрессом США, а учитывая сложную ситуацию в американской экономике и вовлеченность страны в конфликт на Украине, африканская тема может быть в очередной раз отнесена к третьестепенным[7].

Главной темой саммита, которую американская сторона всячески избегала недвусмысленно озвучивать, стало китайское влияние на континенте – и, соответственно, намерение США вывести африканские страны из-под этого влияния и привлечь их на свою сторону. Перед Байденом стояла задача убедить африканских лидеров выбрать США, а не Китай – не упоминая при этом КНР[8]. Было очевидно, что руководство США очень хочет вынести «китайский вопрос» на повестку, однако приглашённые главы государств дали понять, что они нисколько не заинтересованы выслушивать постоянные напоминания о «растущем китайском влиянии»[9].

Именно поэтому американские государственные деятели были вынуждены, фигурально выражаясь, ходить вокруг да около, делая упор на будущее американо-африканское экономическое партнёрство и инвестиции, всячески избегая прямых разговоров на тему сотрудничества Китая и Африки[10]. Тем более, что со стороны Пекина, устами официального представителя МИД КНР в преддверии саммита прозвучало прямое предупреждение: «Африка – это не площадка для борьбы между крупными державами и уж тем более не объект для проведения политики выкручивания рук со стороны определённых стран и определённых лидеров. У африканских стран и народов, их населяющих, хватает мудрости в выборе партнёров для сотрудничества, которые будут действовать в африканских интересах. Они сами способны объявить всем желающим, что лучше для континента»[11].

В итоге, госсекретарь США Э. Блинкен в своём выступлении был вынужден подчеркнуть, что «речь не идёт о конкуренции с другими сторонами. Речь не идёт о том, чтобы сказать нашим друзьям и партнёрам – вы должны сделать выбор. Речь идёт о том, что мы предлагаем настоящий выбор и истинное партнёрство»[12].

Такой тщательный выбор слов, однако, показывает, что в администрации США есть понимание: попытки прямого давления на африканские страны могут привести к обратному результату. Об этом в ходе визита госсекретаря США в Африку летом 2022 г. предупреждали серьёзные аналитические центры: «Вместо того, чтобы грозить пальцем странам, которые сотрудничают с «Вагнером» или запускают у себя инфраструктурные китайские проекты, мы должны им предложить лучшую альтернативу. В этом случае африканские страны смогут действовать самостоятельно и выбрать свою собственную стратегию»[13].

Фактически США расписываются в том, что сегодня рычагов воздействия на африканские страны у них практически нет. По сравнению с Пекином, Вашингтон не может предложить Африке ничего конкретного, кроме символических идей о «новом экономическом взаимодействии». КНР расширяет своё влияние в сфере безопасности, в планах китайского руководства значится открытие военной базы в Западной Африке[14].

В вопросах технологий китайский телекоммуникационный гигант Huawei безоговорочно доминирует в создании и распространении сетей 4G –при этом США, считающие компанию угрозой национальной безопасности, не могут конкурировать с ней ни в вопросах построения инфраструктуры, ни в ценовой политике[15].

Таким образом, говорить о лидерстве США в гонке с КНР за Африку не приходится. Пока что представители Госдепартамента уклоняются от ответов на прямые вопросы из серии «переиграл ли Китай Америку на Чёрном континенте? [16]». Однако общее настроение в настоящий момент таково, что чем более США одержимы темой «Китай–Африка», тем более явно это указывает на угасающее влияние бывшего гегемона в международных отношениях, пытающегося сопротивляться новым реалиям[17]. И американо-африканские саммиты данное status quo изменить не способны.

Примечания:

[1] U.S.-Africa Leaders Summit: Strengthening Partnerships to Meet Shared Priorities https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/15/u-s-africa-leaders-summit-strengthening-partnerships-to-meet-shared-priorities/
[2] Trump wrongly ignores Africa https://thehill.com/opinion/international/357114-trump-wrongly-ignores-africa/
[3] US-AFRICASUMMIT: 4 things African leaders should try to get out ofit https://thebftonline.com/2022/12/15/us-africa-summit-4-things-african-leaders-should-try-to-get-out-of-it/
[4] Obama’s Disappointing Legacy in Africa https://newrepublic.com/article/138241/obamas-disappointing-legacy-africa
[5] US-Africa summit: how Washington’s confrontational foreign policy loses hearts and minds https://www.globaltimes.cn/page/202212/1281985.shtml
[6] US-Africa Summit: In whose interest? https://www.thecable.ng/us-africa-summit-in-whose-interest
[7] Biden Courts African Leaders, but Some Are Skeptical of Big Promises https://www.nytimes.com/2022/12/15/world/africa/biden-african-leaders-summit.html
[8] ‘If it’s just symbolic, it's going to be a disaster’: Biden’s Africa summit challenge https://www.politico.com//news/2022/12/12/biden-africa-summit-china-00073508
[9] Rwanda can't be 'bullied' into choosing between US and China: President Kagame https://www.semafor.com/article/12/14/2022/rwanda-cant-be-bullied-into-choosing-between-us-and-china
[10] The U.S. wants to counter China’s moves in Africa. But American officials try not to mention that https://www.nytimes.com/2022/12/14/us/politics/china-africa-us-relations.html
[11] Foreign Ministry Spokesperson Wang Wenbin’s Regular Press Conference on December 14, 2022 https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202212/t20221214_10990475.html
[12] US-Africa summit: how Washington’s confrontational foreign policy loses hearts and minds https://www.globaltimes.cn/page/202212/1281985.shtml
[13] Advice for the U.S. in Africa: Stop lecturing about China and Russia. Instead, offer better options https://www.grid.news/story/global/2022/08/11/advice-for-the-us-in-africa-stop-lecturing-about-china-and-russia-instead-offer-better-options/
[14] General Says China Is Seeking a Naval Base in West Africa https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/2969935/general-says-china-is-seeking-a-naval-base-in-west-africa/
[15] ‘If it’s just symbolic, it's going to be a disaster’: Biden’s Africa summit challenge https://www.politico.com//news/2022/12/12/biden-africa-summit-china-00073508
[16] The New Scramble for Africa: China Seen Outpacing US https://www.voanews.com/a/the-new-scramble-for-africa-china-seen-outpacing-us-/6526446.html
[17] Why is the US fixated on China’s rise in Africa? https://qz.com/africa/2154820/why-is-the-us-fixated-on-chinas-rise-in-africa


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
18.09.2024

Состоялось очередное заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. На повестке дня – вручение сотрудникам Института ведомственных наград Министерства науки и высшего образования РФ и наград Российской академии наук.

подробнее...

16.09.2024

Наталия Ромашкина выступила с докладом «Новейшие продукты ИКТ: сотрудничество в рамках БРИКС» на XVIII Международном форуме «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности».

подробнее...

Вышли из печати