© 07.11.2015, Рогожин А.А.
Лидеры Китая, Японии и Южной Кореи встретились 1 ноября с. г. в рамках мероприятия, которое изначально должно было стать ежегодным саммитом, однако не проводилось последние три года из-за разногласий между этими странами Северо-Восточной Азии по политическим и историческим вопросам. Премьер-министр Китая Ли Кэцян, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Южной Кореи Пак Кын Хе собрались в Сеуле (Южная Корея) на Шестой Трёхсторонний саммит, по итогам которого они выступили с совместной декларацией, в которой отмечается "полное восстановление" трёхстороннего сотрудничества и подчёркивается приверженность сторон решительно поддерживать подобное сотрудничество.
Встреча трёх лидеров, безусловно, является достижением сама по себе, учитывая тот факт, что ни один из тех спорных вопросов, что изначально привели к срыву регулярного проведения саммита, так и не были урегулированы. Морские территориальные споры – с участием Китая и Японии из-за островов Дяоюйдао/Сенкаку, а также Японии и Южной Кореи из-за островов Такэсима/Токто – продолжают оставаться причиной недавнего ухудшения отношений всех сторон. Также мало что удалось добиться в деле урегулирования конфликта между тремя странами, проистекающего из различных интерпретаций общей истории.
Справедливости ради следует признать, что, несмотря на наличие этих давних разногласий и паузы в проведении трёхсторонних саммитов лидеров в последние годы, данная встреча прошла в деловой атмосфере и включала в себя ряд рабочих форумов и встреч на уровне министров, посвящённых таким вопросам как окружающая среда, преодоление последствий катастроф и финансы. Учитывая тот факт, что потенциальное улучшение отношений между сторонами началось ещё раньше (президент Пак предложил провести трёхсторонний саммит с Китаем и Японией ещё в декабре 2014 г.; а министры иностранных дел трёх стран также проводили встречу в марте с. г. – впервые с 2012 г.), проведение саммита вызвало мало удивления.
Тем не менее, возобновление Трёхстороннего саммита стало достаточно важным событием для международных отношений в Восточной Азии, что обусловлено целым рядом причин.
Во-первых, Китай и Япония являются ведущими мировыми державами, а Южная Корея давно утвердилась в статусе региональной державы. Это три ведущие экономики в Восточной Азии (включающей в себя Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию), и каждая из этих стран входит в пятерку крупнейших торговых партнёров других участников саммита.
За пределами Северо-Восточной Азии Китай и Япония с начала 2010-х гг. являлись крупнейшим и вторым по значимости торговыми партнёрами АСЕАН в целом, а Южная Корея незначительно отставала от них. Кроме того, Китай является крупнейшим торговым партнёром некоторых отдельных стран Юго-Восточной Азии, тогда как Япония и Южная Корея занимают ведущие позиции в такой сфере, как прямые иностранные инвестиции в регион.
Все три страны также прочно встроены в региональную экономическую архитектуру с помощью двусторонних и многосторонних соглашений. Их масштабное экономическое присутствие в регионе позволяет предположить, что любые события в Северо-Восточной Азии, скорее всего, будут иметь последствия и громкий резонанс и за пределами этого региона.
Во-вторых, тот факт, что три страны смогли организовать встречу лидеров, несмотря на продолжающееся существование политических и территориальных разногласий, отражает важность политической воли в межгосударственных отношениях в Восточной Азии. Как известно, большинство горячих точек в области безопасности в Азии находится в Северо-Восточной Азии. И это не только морские территориальные споры, но также северокорейская проблема и вопрос Тайваня. Хотя Китай, Япония и Южная Корея в целом хотят сохранить региональный мир и стабильность, их интересы в вышеназванных вопросах фундаментально расходятся а, в некоторых случаях, вступают в прямой конфликт.
В этом отношении, без политической воли всех трёх лидеров и политиков их стран Трёхсторонний саммит едва ли бы возобновил свою работу. Эта особенность также характерна и для других многосторонних инициатив в более широком регионе Восточной Азии. Политическая воля, обусловленная прагматизмом, возможно, является наиболее важным фактором, обуславливающим диалог и сотрудничество в регионе, способствующим укреплению международного сообщества и интеграции, несмотря на вызовы, создаваемые потенциально раскалывающей регион динамикой китайско-американских отношений и сопутствующие проблемы.
Какие последствия этот Трёхсторонний саммит будет иметь для региона, принимая во внимание эти особенности региональной архитектуры? Для Соединённых Штатов встреча двух его наиболее важных союзников в Восточной Азии – Японии и Южной Кореи – является положительным знаком, учитывая те усилия, которые за последние несколько лет приложили США, чтобы свести вместе две эти страны Северо-Восточной Азии.
Встреча между Паком и Абэ – первые формальные двусторонние переговоры с момента прихода обоих к власти в своих странах – которая состоялась после Трёхстороннего саммита, может рассматриваться как первый шаг к дальнейшему укреплению американской сети региональных альянсов и, как следствие, укреплению своего доминирующего положения в регионе.
В то же самое время, возобновление трёхсторонних переговоров также свидетельствует о готовности Японии и Южной Кореи взаимодействовать и сотрудничать с Китаем, несмотря на то, что обе эти страны являются союзниками США. Эти усилия снизить "азиатский парадокс", выраженный в несоответствии между ухудшением связей в области политики и безопасности и одновременным ростом экономической взаимозависимости, также отражают желание других стран региона подстраховаться в отношении роста Китая. И хотя пока до конца не ясно, действительно ли Китай стремится изменить статус-кво и учредить некий новый региональный порядок, наилучшей стратегией, которая есть в распоряжении у стран региона, является одновременное выстраивание противовесов и сотрудничества с растущей державой.
И, наконец, следует ли АСЕАН, которая долгое время стремилась закрепить за собой центральные позиции в регионе, беспокоиться, что улучшение отношений в Северо-Восточной Азии может сделать возглавляемые АСЕАН переговорные платформы малозначимыми в глазах Китая, Японии и Южной Кореи? Полагаю, что в кратко- и среднесрочной перспективе АСЕАН едва ли утратит своё значение для трёх держав Северо-Восточной Азии.
В конечном итоге, последний Трёхсторонний саммит остаётся в большей степени символическим достижением, и серьёзные проблемы продолжают омрачать отношения между державами Северо-Восточной Азии, сохраняя вероятность новой приостановки проведения таких саммитов, если эти отношения вновь ухудшатся.
Соответственно, Китай, Япония и Южная Корея, скорее всего, продолжат считать возглавляемые АСЕАН форумы полезными, даже если они будут для них всего лишь поводами для организации встречи между их лидерами и министрами в более широком региональном контексте.
Как бы то ни было, учитывая целую серию ожидающихся в этом месяце встреч лидеров и министров стран АСЕАН, для политиков этих стран будет разумным рассмотреть способы поддержания – и даже укрепления – значимости Ассоциации для трёх стран Северо-Восточной Азии в долгосрочной перспективе. Это также поможет АСЕАН защититься от любых отрицательных последствий, возникающих вследствие колебаний трёхсторонних отношений.
Актуальный комментарий подготовлен в рамках совместного исследования РГНФ и Академии общественных наук Вьетнама, грант № 14-27-0900 "Пути укрепления безопасности и сотрудничества в Восточной Азии".
Нет комментариев