© 19.11.2015, Худякова Л.С.
Десятый саммит Большой двадцатки состоялся 15–16 ноября 2015 года в Анталье (Турция). Его итоги по финансовому направлению не стали неожиданными.
Напомним, что Большая двадцатка (G20) была создана в 1999 году в ответ на азиатский финансовый кризис 1997–1998 гг. по инициативе министров финансов стран G7 для ведения диалога с развивающимися государствами по ключевым вопросам финансово-экономической политики. Ее членами являются 19 крупнейших развитых и развивающихся государств, а также Европейский союз. Первоначально встречи G20 проходили на уровне министров финансов и глав центробанков этих стран.
События глобального финансового кризиса 2008–2009 гг. сделали G20 главным координатором реформирования международной финансовой системы, и с 2008 г. ее саммиты стали проводиться на уровне глав государств. Во время острой фазы кризиса и в последующие годы G20 сыграла важную роль в координации усилий по преодолению кризисных явлений и разработке основных направлений глобальной финансовой реформы. Однако впоследствии повестка дня саммитов, как и состав участников, расширились, произошло ее переформатирование от антикризисной направленности к выработке среднесрочной экономической стратегии. В рамках нынешнего формата G20 действуют Деловая двадцатка (B20), Гражданская двадцатка (C20), Трудовая двадцатка (L20), Молодежная двадцатка (Y20), Двадцатка мозговых центров (T20), а, начиная с нынешнего саммита, еще и Женская двадцатка (W20). Расширение повестки дня создает новые вызовы для эффективной работы данного международного форума.
При этом финансовый трек, в который традиционно включают вопросы глобальной реформы регулирования финансового сектора, международного сотрудничества по борьбе с уклонением от налогов, реформирования международной финансовой архитектуры, хотя и сохраняет свое значение, становится лишь одним из рутинных направлений работы G20. Прямые (личные) контакты глав государств на полях саммитов теперь чаще посвящены обсуждению наиболее острых на момент встречи политических вопросов, как это произошло и в этом году. В центре внимания была выработка совместной стратегии по борьбе с терроризмом, чему особую остроту придали теракты в Париже накануне саммита.
Согласование же решений по финансово-экономическим вопросам, которые предварительно разрабатываются в рамках Совета по финансовой стабильности в координации с МВФ, ОЭСР, стандартоустанавливающими организациями (Базельский комитет по банковскому надзору, Международная комиссия по ценным бумагам и др.), а затем обсуждаются на промежуточных заседаниях министров финансов и глав центробанков стран-членов, приобретает чисто формальный характер. Кроме того, существует определенная преемственность по финансовым и экономическим вопросам между саммитами, даются поручения международным структурам и организациям, которые затем отчитываются об их выполнении. В этих условиях большинство решений по финансовому направлению, принятых на саммите в Анталье, были вполне предсказуемы.
Одним из широко обсуждаемых в масс-медиа результатов стало одобрение уже окончательно доработанного и содержащего рекомендации по всем 15 пунктам Плана действий по борьбе с уклонением от налогов транснациональных компаний с использованием легальных схем. Основные направления этого Плана, подготовленного на основе доклада ОЭСР «Эрозия налогооблагаемой базы и перемещение прибыли» (план BEPS) впервые были озвучены на саммите в Санкт-Петербурге в 2013 году, а затем дорабатывались на саммите 2014 года в Брисбене. Главный постулат Плана – прибыль должна облагаться налогом там, где она создается, а не по месту регистрации дочерних фирм в низконалоговых юрисдикциях. Особого внимания заслуживает 15 пункт Плана, предусматривающий переход от двусторонних налоговых соглашений к подписанию многосторонней налоговой конвенции. На саммите было одобрено предложение о создании Рабочей группы с участием заинтересованных сторон для подготовки документа многосторонней конвенции к концу 2016 года, при этом подписание конвенции рассматривается как добровольное. Лидеры стран G20 подтвердили свои обязательства ввести в действие глобальный стандарт автоматического обмена налоговой информацией в 2017 или, самое позднее, в 2018 году.
Продвижение Международных стандартов налоговой прозрачности тесно связано с раскрытием информации по бенефициарным собственникам компаний. Было заявлено о решении внедрять Высокие принципы G20 по транспарентности бенефициаров и способствовать более активной их имплементации национальными юрисдикциями.
Саммит поручил ОЭСР осуществлять мониторинг выполнения рекомендаций Плана действий BEPS странами-членами G20, и одновременно включать в эту работу развивающиеся государства – не члены Большой двадцатки, оказывая им содействие в создании необходимой законодательной, административной и технологической базы. Тем самым должно достигаться выполнение одной из трех задач нынешнего саммита – достижение более инклюзивного, т.е. включающего все страны, экономического роста.
Одним из главных вопросов финансового направления остается глобальная реформа финансового регулирования. В докладе Совета по финансовой стабильности (СФС) саммиту G20 отмечалось, что достигнут значительный прогресс в имплементации уже согласованных стандартов по соглашению Базель III, что, по мнению СФС, способствовало укреплению устойчивости мировой банковской системы. На нынешнем саммите был одобрен последний норматив для глобальных системно значимых банков G-SIBs – коэффициент способности капитала абсорбировать гипотетические убытки (TLAC). Тем самым завершился процесс решения проблемы глобальных системно значимых банков – «слишком больших, чтобы обанкротиться» (too big to fail). Однако на повестке дня остается разработка аналогичных нормативов для глобальных страховых компаний и других финансовых посредников, а также реализация Дорожной карты по превращению теневой банковской системы в стабильную систему рыночного финансирования. При этом особое внимание должно быть уделено использованию рыночных методов финансирования реальной экономики (market based finance) при соответствующем риск-контроле. Также была отмечена необходимость укрепления трансграничного сотрудничества в области внедрения принципов упорядоченного банкротства глобальных банков и операций с деривативами.
СФС было поручено включить в план своей работы анализ проблем, с которыми сталкиваются страны с развивающимися рынками при имплементации международных стандартов, в том числе в отношениях между "домашними" (home) и принимающими (host) странами..
Важным направлением работы G20 в рамках обеспечения финансовой устойчивости является реформирование международной финансовой архитектуры. В итоговом коммюнике в очередной раз была высказана озабоченность торможением ратификации 14-ого изменения величины квот и права голоса и тем самым всей реформы МВФ. Страны G20 вновь обратились к США с призывом к скорейшей ратификации документа, однако, видимо, не будучи полностью уверены в успехе, дали поручение МВФ продолжить разработку промежуточного решения, которое бы позволило завершить 14-ое изменение квот и начать работу по 15-ому изменению.
В рамках борьбы с терроризмом страны G20 выразили свое твердое намерение пресекать каналы финансирования терроризма. Для этого было признано необходимым усилить трансграничное сотрудничество по обмену информацией и замораживанию активов террористов, в т.ч. разрабатывая нормы, обеспечивающие прозрачность денежных потоков. Для эффективной борьбы с финансовыми потоками террористических организаций необходимо отнести к преступной деятельности финансирование терроризма и применять режим финансовых санкций в отношении террористов и тех, кто их финансирует. Соответствующие поручения были даны Группе финансового противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ФАТФ).
Саммит в Анталье проходил под знаком трех «i» – инклюзивность, инвестиции, имплементация (inclusiveness, investments, implementation). Последнее «i» очень важно, так как для повышения эффективности работы G20, решения которой не носят обязательного характера, имплементация национальными юрисдикциями взятых на себя обязательств, приобретает особое значение. Не случайно в качестве одного из слоганов предыдущего саммита в Брисбене было: «Превратим слова в дела» (Words into Actions). Ведь именно за низкую эффективность, наряду с недостаточной легитимностью, чаще всего критикуют G20. Тем не менее, в условиях растущих глобальных вызовов, противостояние которым во многом зависит от сотрудничества национальных государств, G20 сохраняет свою значимость как важнейшая переговорная платформа между развитыми и развивающимися странами.
Нет комментариев