
used image: Здание МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва) // Internet
© Зенков А.Р., 30.03.2022
Проведение Россией специальной военной операции на территории Украины предсказуемо вызвало негативную и в многом однобокую реакцию со стороны западной части мирового сообщества. В попытках оказания влияния на ход разворачивающихся событий в отношении России предпринимаются не только ставшие уже традиционными меры политико-экономического давления, но используются и разнообразные инструменты мягкосилового воздействия. О «неприятии российской агрессии» и соответствующих «санкциях» заявляют в сфере культуры и спорта, не остается в стороне и образование.
Уже в конце февраля текущего года в средствах массовой информации появились сообщения об угрозах притеснения и рисках возможных отчислений по политическим мотивам обучающихся в зарубежных вузах российских граждан[i]. С призывом к отправке на родину студентов из России выступили конгрессмены Э. Суолуэлл и Р. Гальего. По мнению американских законодателей, предложенная мера должна была стать для российского политического руководства «мощным дополнительным стимулом» к прекращению боевых действий на Украине. И хотя сведения о массовых отчислениях учащихся не подтвердились (пока известно о единичных инцидентах, в том числе связанных с недопустимым отношением к русскоязычным студентам со стороны отдельных преподавателей), а предложения американских политиков не получили поддержки даже внутри страны[ii], говорить о том, что кризис не затронул сферу научно-образовательных отношений – было бы существенным упрощением ситуации. К настоящему времени рядом государств введены различные ограничительные меры, призванные если не разорвать, то, по крайней мере, заморозить официальные каналы взаимодействия с Россией по линии образования и науки.
Так, 26 февраля 2022 г. Федеральное министерство образования и науки ФРГ сообщило о прекращении сотрудничества с Россией в области научных исследований и профессиональной подготовки кадров. С поддержкой инициативы выступили такие крупные немецкие организации, как Альянс научных организаций (Allianz der Wissenschaftsorganisationen) и служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst)[iii]. Принятые решения свидетельствуют не только о сокращении интенсивности научно-образовательных контактов двух стран в ближайшем будущем, но и об осознанно выбранном курсе Германии на сворачивание академического сотрудничества с Россией. Вслед за ФРГ аналогичные шаги были сделаны Канадой, Данией, Нидерландами, Норвегией, Швейцарией, Финляндией, Латвией и Литвой.
7 марта 2022 г. Ассоциация университетов Европы (European University Association) приостановила членство в своих рядах для 14 российских университетов. Причиной принятого решения стало обращение Российского союза ректоров[iv], в котором руководители российских вузов выступили в поддержку президента страны В.В. Путина и решения о проведении специальной операции на территории Украины. Шаг отечественного ректорского корпуса в Ассоциации расценили как неприемлемый и идущий вразрез с «европейскими ценностями»[v]. Схожие формулировки можно встретить и в других подобных декларациях, появившихся в образовательных и научных кругах целого ряда стран в последние несколько недель.
К отдельной категории вводимых ограничительных мер можно отнести решения, связанные с изменениями в области международного научного сотрудничества. В частности, в недавнем заявлении Еврокомиссии было отмечено, что в «знак солидарности с украинскими народом» ЕС не просто замораживает сотрудничество с российскими научно-исследовательскими организациями и отказывается от заключения новых контрактов, но и приостанавливает все денежные выплаты в адрес российской стороны по уже реализуемым договорам и соглашениям[vi]. Под угрозой оказались программы академических обменов и двойных дипломов.
Отметим, что совершенно иной картина предстает для украинской стороны – и в части вузовского взаимодействия, включая академическую мобильность, и в части научного сотрудничества. В большинстве стран ЕС для Украины вводится «высший уровень гибкости», предполагающий упрощенные формы сотрудничества и, при необходимости, снятие тех или иных формальных требований для участия в международных научных и образовательных проектах[vii].
О заморозке образовательных связей с Россией заявила крупнейшая платформа массовых открытых онлайн-курсов (МООК) – Coursera. По сообщению главного исполнительного директора компании Дж. Маджионкальда, опубликованному непосредственно в день начала российской специальной операции, оператор МООК приостанавливает бизнес в России. На практике это означает, что доступ к ресурсам платформы на платной основе для российских пользователей – студентов и образовательных учреждений – будет закрыт, не будут доступными и курсы, созданные российскими университетами. При этом для всех студентов и учебных заведений Украины компания открывает возможность безвозмездного пользования площадкой по тарифу Coursera for Campus. Несколько позже об аналогичных мерах заявил еще один крупнейший поставщик онлайн-курсов – компания EdX.
О присоединении к антироссийским санкциям 23 марта 2022 г. заявили и в британской рейтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS) (на сегодняшний день QS является самым популярным рейтинговым проектом высших учебных заведений в мире). Как следует из пресс-релиза агентства, QS приостанавливает работу в России (и Белоруссии), все рейтинги, в которых значились российские и белорусские университеты, будут отредактированы (то есть, по-видимому, достижения университетов и сведения о них будут изъяты из соответствующих рейтинговых таблиц). Кроме того, в дальнейшем QS «прекратит продвигать российские университеты или Россию в качестве направления для обучения»[viii].
Список ограничительных мер в отношении российского образования, вводимых иностранными и международными организациями, с высокой долей вероятности будет расширяться. Однако есть и обратная, светлая сторона «санкционного» давления: уже на текущем этапе недружественные действия иностранных государств послужили не только толчком к началу достаточно интенсивной внутрироссийской дискуссии о перспективах развития отечественных систем науки и образования на ближнюю и более отдаленную перспективы (что ценно само по себе), но и привели к реализации некоторых важных решений оперативного характера.
Так, уже в первые дни Министерством науки и высшего образования России была организована «горячая линия» психологической помощи студентам и их родителям. По информации ведомства обращаться за поддержкой могут как россияне, так и украинцы. Для вынужденных переселенцев из Луганской и Донецкой народных республик предусмотрена возможность продолжения обучения в системе российского образования, в том числе и по программам профессиональной подготовки. Для этих целей квота бюджетных мест для иностранных граждан в 2022/2023 учебном году в российских вузах будет увеличена, по сравнению с текущим 2021/2022 учебным годом прирост составит 11,5 тыс. мест. Кроме того, в России осуществляется сбор гуманитарной помощи беженцам, активное участие в этом процессе принимают Международный детский центр «Артек» и Российское движение школьников.
На фоне упомянутых сообщений о возникающих трудностях, с которыми сталкиваются российские граждане, обучающиеся за рубежом, в России создаются необходимые условия для продолжения учебы такими студентами в федеральных и региональных университетах страны. Возможность учиться внутри страны гарантируется как иностранным гражданам, так и российским студентам, уехавшим на обучение за границу и возвращающимся в Россию. Для первых обучение будет осуществляться в рамках специальных квот, вторые же смогут продолжить обучение на бесплатной основе. По данным Минобрнауки РФ, с запросами на возвращение в российские университеты обратились (по состоянию на середину марта) более 500 человек[ix], а в числе стран-лидеров по оттоку российских студентов оказались Чехия, Польша, Великобритания.
Следует отметить, что проблема возврата или отправки студентов на учебу в иностранные учебные заведения в свете текущих событий не исчерпывается нюансами восприятия украинского конфликта в тех или иных государствах или конъюнктурными изменениями политико-экономического порядка (курсами валют, ограничениями авиасообщения, особенностями визовых режимов). Она также связана с более масштабными структурными переменами в данной сфере.
Показателен в этом отношении выход Российской Федерации из Совета Европы (СЕ), поставивший под вопрос исполнение конвенций и протоколов данной организации в будущем. Среди документов СЕ есть и нормативные акты, непосредственно относящиеся к сфере образовательных отношений – Конвенция о признании квалификаций[x] и Конвенция об эквивалентности дипломов[xi]. Положения первого документа распространяются как на членов СЕ, так и на страны-члены ЮНЕСКО, что позволяет как минимум говорить о том, что действие Конвенции в отношении РФ не прекращается. С Конвенцией об эквивалентности дипломов дела обстоят иначе, ее положения распространяются только на членов СЕ, что, в свою очередь, может уже в ближайшее время повлиять на порядок признания российских дипломов в европейских странах[xii], а значит – отразиться на масштабах международной академической мобильности и ее маршрутах.
Очевидно, что потребуются серьезные усилия по пересмотру федеральных образовательных стандартов и содержания образовательных программ. Под вопросом оказывается дальнейшая приверженность российской системы образования принципам Болонского соглашения[xiii], отказ от которого в перспективе может привести к созданию альтернативной региональной системы высшего образования, например, в рамках ЕАЭС. Для этого в настоящее время есть необходимые предпосылки: изменение геополитической ситуации формирует запрос на создание новых экономических зон и общих систем подготовки и развития кадров. Насколько успешно удастся реализовать связанный с перестройкой приоритетов образовательной политики позитивный потенциал – покажет время, однако уже сейчас очевидно, что для российского образования наступает время новых возможностей.
Примечания:
[i] В СПЧ заметили отчисления российских студентов из европейских вузов // ИА Красная Весна. – URL: https://rossaprimavera.ru/news/38a69792 (дата обращения: 21.03.2022)
[ii] Xenophobia Is the Wrong Response to Russia. – URL: https://nymag.com/intelligencer/2022/02/russian-students-in-u-s-shouldnt-be-expelled-over-ukraine.html (дата обращения: 18.03.2022)
[iii]Wissenschaft, Kultur, Sport – überall wächst der Druck auf das System Putin // Welt. – URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article237151661/Ukraine-Konflikt-Druck-auf-Putin-in-Wissenschaft-Kultur-und-Sport.html?icid=search.product.onsitesearch (22.03.2022)
[iv] Обращение Российского Союза ректоров // РСР. – URL: https://www.rsr-online.ru/news/2022-god/obrashchenie-rossiyskogo-soyuza-rektorov1/ (25.03.2022)
[v] EUA suspends membership of 14 Russian universities following statement by university leaders // EUA. – URL: https://eua.eu/news/842:eua-suspends-membership-of-12-russian-universities-following-statement-by-university-leaders.html (24.03.2022)
[vi] Commission suspends cooperation with Russia on research and innovation // European Commission. – URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_1544 (25.03.2022)
[vii] EU blocks new Russian research deals and payments. – URL: https://researchprofessionalnews.com/rr-news-europe-politics-2022-3-eu-blocks-new-russia-research-deals-and-payments/ (25.03.2022)
[viii] QS’ response to the invasion of Ukraine. – URL: https://www.qs.com/ukraine-crisis/ (25.03.2022)
[ix] Ректоры выработали стратегию работы университетов в новых условиях. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=48769 (25.03.2022)
[x] Конвенция о признании квалификаций, относящиxся к высшему образованию в Европейском регионе (СEД № 165). – URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=165 (25.03.2022)
[xi] Европейская конвенция о эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (СEД № 015) – URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=015 (25.03.2022)
[xii] Российские дипломы столкнутся с проблемами на Западе // Ведомости. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/03/17/914073-rossiiskie-diplomi-stolknutsya (23.03.2022)
[xiii] Болонский образовательный процесс не оправдал ожиданий – Степашин. – URL: http://www.rapsinews.ru/incident_news/20220316/307797367.html (22.03.2022)
Нет комментариев