Seoul, South Korea by Doug Sun Beams // www.flickr.com/photos/126817823@N08/
© 28.09.2020, Давыдов О.В.
30 сентября 1990 года между нашей страной и Южной Кореей были установлены дипломатические отношения. За прошедший период эта страна превратилась в одного из приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Большое значение имеет то, что в итоге совместной работы за это время была заложена достаточно солидная договорно-правовая база отношений, сформированы многочисленные каналы диалога и коммуникаций между двумя странами, а также эффективные механизмы сотрудничества. К настоящему моменту заключено более 60 крупных соглашений, которые регулируют важнейшие области взаимодействия: торговлю, инвестиции, финансы, науку и технику, рыбное хозяйство, культуру, туризм, взаимные поездки граждан. Между нашими странами осуществляется регулярный политический диалог на высшем уровне – Владимир Путин последний раз посетил Сеул с официальным визитом в ноябре 2013 года, а президент РК Мун Чжэ Ин побывал в Москве с государственным визитом в июне 2018 года.
Поддерживается устойчивое взаимодействие между внешнеполитическими ведомствами, а также по линии парламентов, правоохранительных органов, между военными структурами двух стран. Налажены связи и с участием представителей гражданских обществ, в рамках «Диалога Россия – Республика Корея», а также в сфере образования: в вузах России обучается около трех тысяч южнокорейских граждан, а в РК – более 500 российских студентов.
Хорошим стимулом для сближения и успешного развития сотрудничества являются взаимные симпатии и тяготение народов наших двух стран друг к другу, а также доверие, которое уверенно пробивает себе дорогу, несмотря на десятилетия политической и идеологической отчужденности в прошлом.
Для России взаимодействие с Южной Кореей, одной из ведущих экономик региона, представляет интерес в плане содействия развитию наших дальневосточных районов, а в широком ключе – в контексте решения задачи более тесной интеграции страны в АТР и формирующиеся здесь механизмы многостороннего сотрудничества. В Сеуле в свою очередь рассматривают отношения с Россией в русле долгосрочной национальной стратегии, нацеленной на укрепление мира и безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. Учитывая историческую вовлеченность России в корейские дела, в Сеуле рассчитывают на то, что наша страна сможет внести вклад в урегулирование ядерной проблемы, достижение примирения между Югом и Севером Кореи и развитие сотрудничества в регионе с участием как РК, так и КНДР.
Нашим двусторонним отношениям благоприятствует то, что между Россией и Республикой Корея не существует сложных политических или иных проблем, способных оказать сдерживающее воздействие на развитие контактов. Южная Корея, поддерживая тесные союзнические связи с США, стремится одновременно к сбалансированной и многовекторной внешнеполитической линии, не отягощенной идеологическими клише. Еще в 2008 году наши страны договорились об установлении отношений стратегического партнерства, что в числе прочего подразумевает уплотнение взаимодействия и координацию по ключевым глобальным и региональным проблемам. В этих целях наши страны тесно сотрудничают в ООН, а также в рамках Стратегического диалога, осуществляемого по линии МИД.
С подписанием в 2013 году соглашения о безвизовых поездках по обычным паспортам значительно расширились контакты между людьми. В прошлом году число взаимных визитов превысило 800 тыс. человек, при этом в России побывало порядка 430 тыс. южнокорейских туристов. К 30-летию установления дипломатических отношений было приурочено проведение Года взаимных обменов и Года культурных обменов. К сожалению, в условиях пандемии коронавируса в программу проведения запланированных мероприятий пришлось внести существенные коррективы.
В настоящее время торгово-экономические связи, инвестиции остаются одной из наиболее важных составляющих двустороннего сотрудничества. На протяжении последних лет РК устойчиво занимает 2-3 место в списке ведущих внешнеторговых партнеров России в АТР (в 2019 году взаимный товарооборот составил 24,4 млрд долл. США).
С начала 2000-х годов южнокорейский бизнес активно устремился в Россию в поисках новых перспективных проектов для инвестиций. В этот период флагманы корейской индустрии, такие как «Хёндэ Моторс», «Самсунг Электроникс», «Эл Джи Электроникс», «Лотте», «Орион», «Кориа Якурт», «Кориа Чжиншен энд Тобако» начали создавать свои производства в России. В настоящее время на российском рынке действуют около 150 крупных и средних фирм из Южной Кореи. Тем не менее, суммарный объем прямых капиталовложений из РК выглядит пока достаточно скромно: 2,63 млрд долл. (по состоянию на начало 2020 года) или около 0,5% от общего объема южнокорейских зарубежных инвестиций.
С приходом к власти в Южной Корее нынешней администрации (май 2017 года) связи и сотрудничество между нашими странами заметно активизировались, происходит поиск новых форм взаимодействия. Президент Мун Чжэ Ин выступает за превращение отношений с Россией в одно из ведущих направлений внешней политики РК, которое будет «балансировать» взаимоотношения с другими ключевыми партнерами, включая США и Китай. Свидетельством такого подхода стало провозглашение Сеулом «Новой северной политики», призванной обосновать долгосрочную стратегию на российском направлении, а также в отношениях с другими странами Евразии.
На третьем Восточном экономическом форуме во Владивостоке (сентябрь 2017 г.) Мун Чжэ Ин выдвинул концепцию «девяти мостов» российско-корейского сотрудничества, которая предусматривает осуществление совместных проектов в таких областях как развитие железнодорожного транспорта и морских портов, энергетика, природный газ, арктическое судоходство, судостроение, сельское хозяйство, рыболовство, создание технопарков, экология, образование и здравоохранение.
Общая цель – довести в ближайшее время объем товарооборота до 30 млрд долларов. Впрочем, корейские партнеры полагают, что в случае налаживания трехстороннего сотрудничества с участием России, РК и КНДР, прежде всего, в сфере инфраструктуры и энергетики, объемы взаимной торговли и инвестиций могут составить 50 млрд долларов и выше. Так, в случае решения ядерной проблемы и снятия международных санкций в отношении КНДР, Москва и Сеул готовы возобновить кооперацию по транспортно-логистическому проекту «Хасан-Раджин» для обеспечения морских перевозок российского угля и других грузов в южнокорейские порты.
Наряду с этими планами в настоящее время наши страны ведут переговоры с целью заключения соглашения о свободной торговле в сфере услуг и инвестиций. Это позволило бы создать предпосылки для стимулирования притока южнокорейских капиталовложений в экономику регионов Сибири и Дальнего Востока, в том числе – путем реализации достигнутой ранее договоренности об учреждении совместной инвестиционно-финансовой платформы.
Несмотря на многие впечатляющие достижения в наших отношениях и наличие больших планов на будущее, в последний период реальный прогресс в развитии практических связей несколько замедлился, а в торгово-экономической области даже наметился определенный спад.
В частности, пандемия существенно отразилась на объемах двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Так, в первой половине нынешнего года товарооборот снизился на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 9,2 млрд долларов. По оценкам экспертов, по итогам 2020 года он может потерять до 40%, а взаимные инвестиции – до 50%. Корень проблем видится в том, что структура нашей торговли хронически страдает от отсутствия диверсификации, поскольку до 80% российского экспорта приходится на поставки сырья, прежде всего, нефти и газа. Это делает наше сотрудничество уязвимым от конъюнктурных колебаний на международных рынках.
Приходится также констатировать, что всплеск инвестиционной активности, наблюдавшийся в прошлом, сейчас постепенно сошел на нет. Хотя вопрос о привлечении новых капиталовложений в Россию регулярно обсуждается сторонами на всех уровнях, реального движения на этом направлении не происходит. На данном этапе южнокорейский бизнес рассматривает экономическую ситуацию в России как достаточно сложную, а инвестиционный климат – не вполне благоприятным для своего участия в реализации крупных проектов.
За три десятилетия наши отношения с Республикой Корея довольно быстро прошли стадию бурного развития и роста количественных показателей. Однако сегодня старая схема сотрудничества в экономике, при которой Россия поставляла на корейский рынок преимущественно углеводороды в обмен на готовую продукцию, уже не в полной мере отвечает интересам и потребностям двух стран. Всё это актуализирует задачи поиска новых креативных решений, которые позволили бы придать «второе дыхание» нашему взаимодействию в практических областях при опоре на инновации, науку, технологии и современные методы ведения бизнеса.
Нет комментариев