
© 15.04.2014, Лузин П.А.
В начале апреля 2014 г. НАСА (космическое агентство США) заморозило все двусторонние контакты с Россией. Исключение составили российско-американское взаимодействие в рамках Международной космической станции (МКС) и участие представителей НАСА в многосторонних встречах за пределами России с участием российских представителей.
Вводимые Соединенными Штатами ограничения охватывают широкий спектр американо-российского взаимодействия:
- приостановка взаимодействия между НАСА и Роскосмосом;
- ограничение двустороннего сотрудничества в области фундаментальных космических исследований между американскими и российскими научными центрами;
- приостановка использования американскими разработчиками испытательных мощностей (крупноразмерной аэродинамической трубы) ЦАГИ;
- возможное ограничение участия НАСА в подготовке научной программы для российской межпланетной научной станции «Венера-Д», запуск которой намечен на 2016 г.;
- возможное ограничение российско-американского взаимодействия на встречах Комитета по космическим исследованиям (КОСПАР) и Международного совета по авиационным наукам.
Судя по всему, в силе остаются уже заключенные контракты на поставку нескольких российских приборов для американских спутников, а также использование нашими учеными нейтронного детектора ДАН российского же производства, установленного на американском марсоходе «Кьюриосити». Все вышеперечисленное говорит о том, что российско-американское космическое сотрудничество будет идти по инерции.
Помимо санкций НАСА решением государственного департамента и министерства торговли США 27 марта 2014 г. были приостановлены лицензии на экспорт в Россию военной продукции, продукции двойного назначения и оборонных услуг, произведенных в США. Это решение, судя по всему, также затронет и ракетно-космическую отрасль России.
Другие детали такого шага не опубликованы – остается открытым вопрос, какие еще области взаимодействия не будут приостановлены.
Со стороны США сотрудничество с Россией в Космосе осуществляется не только по линии НАСА, но также и американскими компаниями. Оно также находится в сфере ответственности министерства обороны США и Государственного департамента США (Директорат по регулированию торговли в сфере обороны).
Цели вводимых ограничений можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические. К первым относится реализация американского курса на противодействие России по вопросу политического будущего Украины. Однако едва ли не более значимыми являются внутриполитические процессы в самих Соединенных Штатах, связанные с развитием космической программы. Руководство НАСА, используя мотив обострения российско-американских отношений, пытается оказать давление на Конгресс США в ходе обсуждения бюджета агентства на 2015 финансовый год. Оно пытается убедить законодателей сохранить финансирование разработки новых американских пилотируемых кораблей, которое ведется частными компаниями, но страхование рисков здесь по факту осуществляется гарантированными контрактами НАСА. Другой внутриполитической целью является достижение консенсуса элит по вопросу развития американской космической программы в целом и парка ракет-носителей в частности.
На протяжении двадцати лет космическая деятельность США осуществляется в тесной взаимосвязи с Россией – это и Международная космическая станция, и доставка американских астронавтов на МКС российскими космическими кораблями, и закупка ракетных двигателей. Сегодня в условиях развития частной космонавтики и потенциального постепенного снижения значимости МКС для американской стороны Вашингтон подходит к необходимости изменить перспективные планы многих космических проектов.
О внутриполитическом подтексте вводимых санкций говорит дискуссия в американском Конгрессе, развернувшаяся еще в начале марта 2014 г. на первом этапе бюджетных слушаний. Тогда был поднят вопрос о перспективах использования ракет-носителей «Атлас-5» и «Дельта-4», созданных в 1990-е гг. и эксплуатируемых в рамках программы EELV для нужд министерства обороны США. На РН «Атлас-5» применяются как раз импортируемые российские двигатели РД-180 производства НПО «Энергомаш». Инициатором данной дискуссии стала Счетная палата, которая подвергла критике планируемое до 2030 г. увеличение с 35,7 млрд. долл. до 70 млрд. долл. стоимости программы EELV. В ответ на это Министерство обороны США приступило к анализу возможностей и рисков дальнейшего использования двигателей РД-180 на американских ракетах, а также перспектив разработки его американского аналога. Результаты анализа будут готовы не ранее мая 2014 г.
В ряде российских СМИ указывается на зависимость наряду с двигателем РД-180 американских частных ракет-носителей легкого класса «Антарес» от российских двигателей НК-33. Однако здесь надо иметь в виду, что в РН «Антарес» применяется модификация двигателя НК-33 – AJ-26, и сегодня происходит процесс локализации полного цикла производства этого двигателя на территории США.
Для России последствия вводимых США ограничений обещают быть довольно чувствительными. Так, научная составляющая российской космической программы может испытывать дополнительные трудности. В перспективе вероятно долгосрочное снижение американского спроса на российские двигатели РД-180, однако полного отказа от их закупки пока не произойдет. Правда США сейчас имеют двухгодичный запас этих двигателей.
Со стороны США возможны ограничения поставок космических систем и их комплектующих российским предприятиям, производящим спутники и другую космическую технику. Такие действия могут иметь негативные последствия, поскольку пока Россия не обладает достаточной базой для их полностью самостоятельного производства. Аналогичные санкции возможны и со стороны европейских поставщиков, хотя пока ЕС не собирается ограничивать космическую кооперацию с нашей страной. Однако, первым негативным сигналом здесь является замороженная 11 апреля 2014 г. Германией лицензия на поставку в Россию спутниковых радарных систем на сумму около 1 млрд. долл. Из-за этого политического решения потери понесли, прежде всего, европейские производители.
Несмотря на продолжение российско-американского сотрудничества в рамках работы МКС, в ближайшие годы оно будет неизбежно сокращаться. Американские частные компании разрабатывают несколько типов пилотируемых космических аппаратов:
- пилотируемый вариант корабля «Dragon» компании «SpaceX» (первый полет ожидается в 2016-2017 гг.);
- космический корабль CST-100 компании «Boeing»;
- пилотируемый исследовательский корабль «Орион» совместной разработки компаний «Boeing» и «Lockheed-Martin» (испытания начнутся в 2014 г., первый полет намечен на 2017 г.).
Уже сегодня коммерческие грузовые космические корабли «Dragon» и «Cygnus» (компания «OrbitalSciences») обеспечивают доставку американских грузов на МКС, и зависимость США от запусков российских грузовых кораблей «Прогресс» снижается.
Необходимость поддержания научно-технического сотрудничества с Россией в области пилотируемых полетов для Соединенных Штатов сокращается еще и потому, что дальнейшее развитие орбитальных станций также постепенно передается в частные руки. Так, компания «BigelowAerospace» занимается разработкой собственной космической станции, отдельные технологии которой отрабатываются на американском сегменте МКС.
Принятие США решения о санкциях, вне зависимости от деталей его реализации, которые самими американцами явно еще до конца не проработаны, говорит о том, что новых двусторонних и многосторонних проектов с участием России и США (либо их отдельных компаний) в области Космоса в ближайшие годы не появится. Такие действия Вашингтона создают дополнительные препятствия для выработки механизмов долгосрочного российско-американского сотрудничества за пределами МКС и после завершения ее работы.
Нет комментариев