Рейтинг международной конкурентоспособности Финляндии падает

3034

© 27.12.2016, Бурнаева Е.М.

Hakaniemi Market Square, Helsinki \\ by www.flickr.com/photos/discoveringfinland

Всемирный экономический форум (ВЭФ) в своем докладе о глобальной конкурентоспособности за 2016–2017 гг. вновь понизил рейтинг Финляндии — до 10-го места по сравнению с 8-м в прошлом году1.

Далеко в прошлом остались времена, когда Финляндия занимала первые строчки рейтинга ВЭФ. Взлет пришелся на период экономического бума в первой половине 2000-х гг.: 1-е место в 2001 г. и 2003 г. и 2-е — в 2002 г. и 2004–2006 гг. В дальнейшем страна утратила лидерство, переместившись в 2007–2010 гг. на 6–7-е место. Некоторое улучшение позиций в 2011–2014 гг. (3–4-е место) сменилось за последние два года более значительным ослаблением положения в рейтинге2.

В целом в Хельсинки не склонны драматизировать нынешнее перемещение на пару строчек вниз. Страна по-прежнему входит в десятку наиболее конкурентоспособных стран мира.

В то же время, как отмечает директор по научной работе Института исследований финской экономики ETLA П. Роувинен, определенную тревогу вызывает понижательный характер тренда. По его мнению, продолжительное и значительное ослабление позиций страны в рейтинге ВЭФ, который делает упор на оценку долгосрочной структурной конкурентоспособности, является свидетельством существования реальных проблем в экономике, а не случайной статистической ошибкой3. На это указывает также более низкий статус Финляндии (20-е место) в другом авторитетном рейтинге — швейцарского Института развития менеджмента IMD, оценивающем краткосрочную ценовую конкурентоспособность4.

Авторы доклада ВЭФ объясняют снижение рейтинга Финляндии главным образом ухудшением макроэкономической ситуации. Страна оказалась сильнее других затронута глобальным экономическим спадом из-за структурных проблем, связанных с падением мирового спроса на основные экспортные статьи — бумагу и электронику, а также чувствительностью финского экспорта к замедлению экономики в России. Это привело в 2011 г. к серьезному ухудшению положения с балансом текущих операций, который до этого многие годы сохранял активное сальдо. До сих пор объем ВВП остается ниже предкризисного уровня 2008 г. Государственный долг с 2008 г. удвоился и превысил 60% ВВП.

К другим проблемным факторам помимо узости внутреннего рынка ВЭФ относит более высокий, чем в ближайших странах-конкурентах (Германии и Швеции), уровень издержек, вызванный резким замедлением роста производительности труда при одновременном сохранении роста заработной платы.

Между тем в докладе подчеркивается, что ряд сильных фундаментальных факторов может помочь Финляндии преодолеть кризис. Среди них — эффективные и транспарентные институты, система высококачественного образования, а также передовая инновационная система5.

Для стимулирования экономики Финляндии рекомендуется исправить традиционную негибкость рынка труда, особенно сложную систему централизованных переговоров о зарплате между профсоюзами и работодателями, которая препятствует приведению зарплаты в соответствие с реальной ситуацией на рынке и тормозит рассасывание высокой безработицы.

Впрочем, отмеченные в международных сопоставлениях ВЭФ сильные и слабые стороны Финляндии хорошо известны. C ноября 2013 г. в рамках Европейского семестра Еврокомиссия проводит мониторинг ситуации с выявленными в стране нарушениями макроэкономического баланса, связанными в том числе и с потерей конкурентоспособности. Правительство премьер-министра Ю. Сипили, сформированное по результатам парламентских выборов 19 апреля 2015 г., в своей программе определило первоочередной задачей укрепление конкурентоспособности национальной экономики и компаний6.

В опубликованном в ноябре 2016 г. специальном докладе Еврокомиссии главным позитивным шагом по восстановлению ценовой конкурентоспособности названо принятие в феврале 2016 г. социальными партнерами рынка труда Пакта конкурентоспособности7, инициатором которого стало финское правительство. Договоренности предусматривают увеличение с 2017 г. продолжительности рабочего времени на 24 часа в год без дополнительной компенсации, временное снижение в 2017–2019 гг. для работников государственного сектора размера отпускных выплат на 30% (сейчас они составляют около половины месячной заработной платы), перенос на работников большей части социальных отчислений, оплачиваемых работодателем. Также в 2017 г. решено отказаться от централизованно согласованных повышений заработной платы. Следующий раунд переговоров о заработной плате на 2018 г. и последующие годы будет проводиться на отраслевом уровне с расширением возможностей ведения переговоров на уровне предприятий.

Пакт вступит в силу с 2017 г. и будет охватывать более 90% трудящихся. По оценкам министерства финансов Финляндии, эти меры позволят снизить издержки на рабочую силу для предпринимателей на 4% и создать 35–40 тыс. новых рабочих мест (около 1,5% всей рабочей силы).

Однако по-прежнему серьезным вызовом является улучшение неценовой конкурентоспособности, поскольку рост производительности труда остается медленным и структурные изменения в экономике ведут к увеличению доли отраслей с уровнем производительности труда ниже среднего. Над этим финскому правительству придется серьезно поработать, ведь рейтинги в Хельсинки уже давно рассматривают как инструмент экономической политики.

Примечания:

1 The Global Competitiveness Report 2016–2017. WEF. Geneve. 2016. Р. 7, 176–178.

2 Pajarinen M., Rouvinen P. Kilpailukyky à la IMD ja WEF. ETLA. Sarja B263. Helsinki. 2014. The Global Competitiveness Report за соответствующие годы.

3 Sajari P. Suomi on maailman kymmenneksi kilpailukykyisin valtio — sijoitus heikkeni viime vuoteen verrattuna. Helsingin Sanomat. 28.09.2016.

4 The 2016 IMD World Competitiveness Scoreboard. IMD. Geneve. 2016. IMD World Competitiveness Scoreboard за соответствующие годы.

5 The Global Competitiveness Report 2016–2017. WEF. Geneve. 2016. Р. 27, 176–178.

6 Strategia Suomelle. Valtioneuvoston kanslian julkaisusarja. 5/2015.

7 Finland — Review of progress on policy measures relevant for the correction of Macroeconomic Imbalances. European Commission Directorate General Economic and Financial Affairs. Brussels. November. 2016.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
25.04.2025

Федор Войтоловский выступил с основным докладом на первом пленарном заседании научно-экспертного совета Совбеза РФ под руководством Сергея Шойгу.

подробнее...

24.04.2025

В журнале «Стратегии Развития» (Спецвыпуск, 2025), посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, опубликована статья Александра Крылова – «Фронтовые дороги братьев Желниных».

подробнее...

Вышли из печати