used image: French Senate // Internet
© Преображенская А.А., 28.09.2023
24 сентября состоялись частичные выборы в верхнюю палату французского парламента – Сенат. Было обновлено 170 сенаторских мандатов из 348[1]. Сенат обеспечивает представительство территориальных органов власти и избирается косвенным голосованием на шесть лет. Частичные выборы, в которых принимают участие в общей сложности 162 тыс. членов региональных и департаментских советов и делегатов муниципальных советов, а также депутаты и сенаторы, происходят раз в три года. Медленное и постепенное обновление Сената приводит к тому, что в нем с опозданием отражаются изменения в раскладе политических сил на уровне территорий, что делает верхнюю палату парламента выразителем стабильности и преемственности. Если нынешнее Национальное собрание является ареной баталий пропрезидентских сил с правопопулистским Национальным объединением (НО) и союзом левых, в котором преобладают депутаты крайне левой «Непокоренной Франции», то Сенат представляет политический расклад «вчерашнего дня». В нем доминируют представители партий центристских и правоцентристских группировок – «Республиканцев», прочно укорененных на местах и составляющих обширный корпус депутатов местного уровня.
Выборы в Сенат показательны для оценки политической ситуации в стране, поскольку в настоящее время происходит переосмысление роли верхней палаты парламента в политической жизни. Прохождение законодательных инициатив лишь отчасти зависит от голосования в Сенате. Так, закон считается принятым, если за него проголосовало большинство в обеих палатах. Сенат может отклонить законопроект лишь один раз, но, если Национальное собрание вторично голосует за него, закон вступает в силу. Поэтому именно в нижней палате решается судьба законов страны. В отличие от Национального собрания, Сенат не может вынести вотум недоверия правительству. Однако верхняя палата имеет возможность, принимая соответствующие поправки, играть на противоречиях групп в Национальном собрании, осложнять и затягивать рассмотрение законопроекта. Во время первой пятилетки правления Макрона именно Сенат стал основным противовесом многим планам главы государства: в частности, позиция сенаторов заблокировала президентские планы по реформе политических институтов.
С июня 2022 г. пропрезидентские силы лишились абсолютного большинства голосов в Национальном собрании. В противостоянии с правыми и левыми популистами сторонникам Макрона невозможно обойтись без поддержки депутатов правоцентристской партии «Республиканцев». Однако многие депутаты «Республиканцев» были избраны в ходе острой конкурентной борьбы с кандидатами пропрезидентских сил, и ввиду того, что в 2027 г. Макрон уже не сможет баллотироваться на пост главы государства, правоцентристы не упускают случая продемонстрировать свою оппозиционность правительственному курсу. Премьер Элизабет Борн вынуждена часто использовать статью 49.3 Конституции, позволяющую принимать законопроекты без голосования путем постановки вопроса о доверии кабинету. Особо драматичная ситуация развернулась весной с принятием пенсионной реформы, когда часть группы «Республиканцев» поддержала вотум недоверия, и для отставки кабинета не хватило всего 9 голосов.
Исполнительная власть вынуждена искать политическую опору в Сенате. Все чаще законопроекты направляются для рассмотрения сначала в Сенат, а не в Национальное собрание. Представители правых в верхней палате парламента в значительно большей степени «совместимы с Макроном», нежели их коллеги из Национального собрания. Во время обсуждения в Сенате в законопроект вносятся поправки, которые делают его приемлемым для депутатов правой ориентации. Не случайно именно с рассмотрения в Сенате в ноябре начнет свой парламентский путь вызывающий бурные дискуссии законопроект о регулировании иммиграции. Немаловажен и тот факт, что дискуссии в Сенате идут в конструктивном русле, в то время как обсуждения в Национальном собрании под влиянием группы крайне левых депутатов зачастую превращаются в политический балаган. На политическом имидже Сената в глазах широкой общественности позитивно сказалась и деятельность сенатских комиссий по расследованию ряда громких политических скандалов.
Результаты выборов свидетельствуют о том, что правое большинство, хотя и потеряло несколько мандатов из-за появления «диссидентских» правых кандидатур, но не поколебалось. Несколько дополнительных мест выиграли и левые партии – выступившие единым блоком социалисты, коммунисты и экологисты. Примечательно, что левые обошлись без союза с крайне левыми из «Непокоренной Франции». Последние показывали слабые результаты на выборах в местные органы власти, располагали малым числом выборщиков, поэтому блокирование с ними не имело для левых особого смысла. «Непокоренные» повсеместно выставили свои кандидатуры, успеха не достигли, но из-за конкуренции списков левого толка, по крайней мере, одного мандата своих бывших союзников лишили. Политическая тактика крайне левых – яростное сопротивление практически всем предложениям правительства и раздувание политических скандалов при любой возможности – привела к дискредитации этой организации в глазах многих выборщиков. Похоже, что стратегический союз левых под эгидой партии Меланшона приходит к концу.
Весьма ощутимо сдало свои позиции пропрезиденсткое движение, которое так и не смогло закрепиться на местном уровне и создать там свою электоральную базу. Это неудивительно, так как в своей политической практике глава государства старался свести к минимуму консультации с территориальными органами власти. Сторонники Макрона потеряли пять из двенадцати обновляемых мандатов. В то же время наблюдается прогресс центристского движения «Горизонты», которое возглавляет премьер-министр в 2017–2020 гг. Эдуард Филипп. Бывший глава кабинета министров старается усилить свой политический авторитет на местах и упрочить контакты с представителями местных органов власти. Сделать это ему гораздо проще, чем Макрону, ибо в отличие от президента, никогда не занимавшего выборные посты, Филипп многие годы является мэром г. Гавра. Результаты выборов свидетельствуют о том, что Филиппу за два года существования «Горизонтов» удалось многое из того, чего не смог достичь Макрон за шесть лет. Хотя движение Филиппа остается миноритарным, оно получило пять новых мест в Сенате.
Впервые с 2017 г. в Сенат прошли три представителя Национального объединения (НО). Характерно, что успех НО наблюдается в департаментах Нор, Па-де-Кале и Сена и Марна, в которых можно наблюдать деградацию городского пространства, его экономической, социальной и культурной инфраструктуры, а именно эти процессы являются питательной средой для роста авторитета правых популистов. Можно также отметить, что кандидаты НО набрали от 10% до 14% голосов даже в тех департаментах, где партия не обладала таким количеством выборщиков. Это означает, что за него голосовали отнюдь не только партийные кадры этой организации, но и симпатизирующие, принадлежащие к другим политическим течениям.
Таким образом, Сенат остается островком стабильности среди бурных волн французской политической жизни. На итогах выборов сказалась слабая популярность пропрезидентских сил, потерпевших неудачу в создании электоральной базы на местном уровне. Однако исполнительная власть по-прежнему имеет в верхней палате парламента абсолютное большинство «совместимых с Макроном» сенаторов – центристов и правоцентристов. При всей инерционности формирования Сената результаты выборов показали, что процесс постепенного расширения влияния и признания правых популистов как элемента «новой нормальности», характеризующей не только современную политическую жизнь Франции, но и политическую реальность большинства стран Запада, набирает обороты. Кроме того, успех «Горизонтов» подпитывает политические амбиции Э. Филиппа, который является одним из наиболее вероятных кандидатов на пост президента страны в 2027 г.
Примечания:
[1] Élections sénatoriales 2023: les résultats du dimanche 24 septembre / Le Figaro 24.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/politique/elections-senatoriales-2023-suivez-les-resultats-en-direct-dimanche-24-septembre-20230924 (дата обращения 28.09.2023)
Нет комментариев