used images: Rishi Sunak, annual conservative party conference // youtube
© Подколзина И.А., 09.10.2023
В начале октября в Манчестере прошла ежегодная конференция Консервативной и юнионистской партии Соединенного Королевства. Надежды на то, что за год до всеобщих выборов тори продемонстрируют единство и командный дух, не оправдались.
Интересен тот факт, что традиционная последовательность проведения конференций ведущих британских партий в этом году была нарушена. Обычно сезон партийных конференций открывали либерал-демократы, продолжали лейбористы, а закрывали консерваторы. По мнению бывшего главного редактора The Telegraph Чарльза Мура, который занимается политической журналистикой с 1979 г., такой порядок воспринимался как отражение растущего политического влияния партийi. В текущем году последнее слово осталось за лейбористами, и Мур усматривает в этом обстоятельстве признак слабости ториii.
Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о резком падении популярности консервативной партии. Около трети тех избирателей, которые поддержали тори на предыдущих выборах, намерены в следующем году голосовать за другие партии. По всей видимости, наиболее ожесточенная борьба на выборах развернется за округа так называемой красной стены (Red Wall) на севере Англии: традиционно лейбористские округа, которые в 2019 г. перешли к консерваторам.
Приближение выборов диктует особое внимание к наиболее острым темам, раскалывающим британское общество: переход к углеродной нейтральности, сокращение налогов, ограничение иммиграции, реформа системы здравоохранения. Эти темы вызвали активные дискуссии накануне и в ходе конференции правящей партии. Примечательно, что лидер партии Риши Сунак в своем выступлении сделал акцент на иных проблемах, которые едва ли входят в десятку наиболее болезненных.
Проблема перехода к углеродной нейтральности
Что касается перехода к климатической нейтральности, то стремление удерживать лидирующие позиции в мире и влиять на глобальную повестку привело к форсированной декарбонизации страны, а это, в свою очередь, негативно повлияло на энергетическую безопасность, экономический рост и уровень жизни британцев. Создание зон с низким и сверхнизким уровнем выбросов, ограничение скорости на дорогах общего пользования в отдельных частях страны до 20 миль в час, реализация идеи 15-минутных городов, ускоренный отказ от газовых бойлеров и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – эти и подобные меры начали все более явно ощущаться населением и вызывать крайнее неприятие со стороны в первую очередь консервативного электората. Растущие счета за газ и электроэнергию, в том числе из-за государственного субсидирования неэффективных проектов в области возобновляемой энергетики, стали тяжелым обременением для многих домохозяйств.
Накануне конференции премьер-министр заявил о переносе запрета на продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2030 на 2035 г. Кроме того, на более поздний срок был сдвинут запрет на установку газовых бойлеров. Эти меры не оказывают заметного влияния на темпы перехода к углеродной нейтральности, но позволяют демонстрировать понимание правящей партией потребностей своего электората. Критика этих действий со стороны оппозиции, влиятельного Комитета по изменению климата и отдельных заинтересованных компаний только усилила образ партии, идущей навстречу избирателям. Этот образ был четко прорисован в выступлениях на конференции министров транспорта и энергетики Марка Харпера и Клэр Кутиньоiii. Противостояние «столичному пузырю» и мнению о том, что владение автомобилем является «аморальным»; утверждение, что углеродная нейтральность не может навязываться простым людям привилегированной элитой; заявление об «аморальности» политики, лишающей население средств, в то время, как в других странах растут выбросы парниковых газов; признание, что для климатических активистов углеродная нейтральность становится своего рода религией, – подобная риторика со стороны официальных лиц еще недавно казалась немыслимой.
Налоговое бремя против экономического роста
Крупнейшие разногласия внутри партии тори связаны с проблемой сокращения налогов и стимулирования экономического роста. Год назад эта тема занимала центральное место в дискуссиях кандидатов на пост лидера консервативной партии, и за прошедшее время ее актуальность не снизилась.
Правительственный подход, отстаиваемый премьер-министром Сунаком и канцлером казначейства Джереми Хантом, опирается на фискальную дисциплину и не предполагает сокращения налогов до тех пор, пока не снизится уровень государственного долга, а инфляция не вернется к целевому уровню. На текущий момент снижение инфляции является приоритетной задачей для Сунака и Ханта, и они готовы примириться с рецессией в случае, если это позволит удержать рост цен.
По расчетам Института фискальных исследований, деятельность парламента текущего созыва будет ознаменована крупнейшим с конца 1940-х годов повышением налогового бремени – с 33% ВВП в 2019 г. до 37% в 2024 г.iv. Проблема в том, что государственные расходы растут быстрее экономики, и для балансирования бюджета требуется увеличение налогов и/или заимствований, тогда как государственный долг по размерам уже сравнялся с ВВП. Ситуация осложняется удорожанием заимствований в условиях роста процентных ставок. При сохранении текущих тенденций к концу десятилетия расходы на обслуживание госдолга составят более 100 млрд ф.ст. – сумму, превышающую государственные расходы на образование.
В коротком 15-минутном выступлении на конференции Хант заявил о намерении сократить численность государственных служащих до предпандемийного уровня, т.е. с 457 тыс. до 394 тыс. человек, или на 15%, что позволит сохранять бюджету 1 млрд ф.ст. в годv. Он отметил, что предпочел бы иметь меньший штат сотрудников, занимающихся вопросами расового и гендерного разнообразия и инклюзией и продвигающих прогрессистские (woke) ценности в стенах Уайтхолла. Кроме того, канцлер казначейства намекнул на то, что в ближайшее время снижения налогов ожидать не стоит, а любые освободившиеся средства будут использованы для сокращения размера госдолга.
Правительственному подходу противостоит довольно влиятельная группа консерваторов-заднескамеечников – The Conservative Growth Group, – созданная в январе 2023 г. из сторонников бывшего премьер-министра Лиз Трасс. В группу входит около 60 депутатов, которые поддерживают низкий уровень налогообложения, дерегулирование экономики и стимулирование роста. Показательно, что организованное этой группой неофициальное мероприятие, на котором выступала Трасс и которое посетил Найджел Фарадж, бывший лидер Партии независимости Соединенного Королевства и Партии брекзит, проходило в переполненном зале и вызвало гораздо больший интерес среди участников конференции, чем выступления официальных спикеровvivii. Слоган этого мероприятия – Make Britain Grow Again – ассоциируется, по всей видимости намеренно, с предвыборным лозунгом Дональда Трампа, и может указывать на желание восстановить традиционные связи британских консерваторов с республиканцами США.
Проблема ограничения нелегальной миграции
Еще одной острой темой является иммиграция как легальная, так и нелегальная, уровень которой постоянно растет, и этот рост грозит социальными потрясениями. С 2010 г., т.е. за время нахождения консерваторов у власти, численность населения увеличилась на несколько миллионов, преимущественно за счет иммигрантов. Такая ситуация создает давление на государственный бюджет, системы госслужбы, здравоохранения и образования.
В своем выступлении на конференции министр внутренних дел Суэлла Браверман, родители которой приехали в Британию в 1960-х годах, характеризуя текущий приток мигрантов, сказала буквально следующее: «Ветер перемен, который перенес моих родителей через весь мир в XX в., был небольшим порывом в сравнении с надвигающимся ураганом». При этом министр заявила о провале политики мультикультурализмаviii. Дискутируя с министром внутренних дел, действующий премьер-министр, также выросший в иммигрантской семье, счел это утверждение чрезмерным и описал Британию как наиболее успешное мультиэтническое (но не мультикультурное) общество в мире.
Приток тысяч нелегальных мигрантов, переплывающих Ла-Манш на лодках в поисках убежища, поднимает вопрос о том, сколько человек страна еще может принять без заметных негативных последствий для себя. Среди тех, кто голосовал в 2016 г. за выход из ЕС, большинство рассчитывало на снижение численности иммигрантов, а не на смену страны их происхождения. Разработанный министерством внутренних дел план по перемещению нелегальных мигрантов в Руанду сталкивается с мощным противодействием внутри страны (негативно этот план воспринимает часть однопартийцев, оппозиция, монархия и церковь) и не реализуется по причине неполного соответствия международным правовым нормам. Браверман при поддержке премьер-министра активно продвигает идею о том, что выход Соединенного Королевства из Европейской конвенции по правам человека позволит решить проблему нелегальной миграции. Более того, в ходе визита в Вашингтон в конце сентября она спровоцировала скандал вопросом о том, соответствует ли современным условиям принятая в 1951 г. Конвенция ООН о статусе беженцев. Идею о выходе из ЕКПЧ поддерживает правое крыло партии, но ее категорически не приемлет парламентская группа консерваторов «Одной нации» (One Nation), объединяющей около 100 депутатов.
Политика партии и правительства
Выступление лидера партии в последний день конференции строилось на идее «изменений». «Тремя грандиозными решениями, которые должны изменить вектор развития страны», действующий премьер-министр назвал: 1) постепенный запрет на продажу сигарет; 2) замену системы выпускных экзаменов A-levels и T-levels на новую единую систему аттестации школьников (Advanced British Standard); 3) отказ от строительства высокоскоростной железнодорожной ветки между Бирмингемом и Манчестеромix.
Запрет на продажу сигарет предполагается реализовать по новозеландской схеме: если сейчас разрешается продажа сигарет лицам, достигшим 18 лет, то с 2027 г. этот возраст будет ежегодно повышаться на 1 год, и те, кому в настоящее время 14 лет и меньше, никогда не смогут на законных основаниях покупать сигареты. Целью данной меры, по утверждению Сунака, является улучшение здоровья нации и снижение давления на государственную службу здравоохранения. Предложение встретило неоднозначную реакцию, и его прохождение в парламенте может вызвать очередной раскол в консервативной фракции. Принимая во внимание неуклонное снижение доли курильщиков в обществе, смысл этого предложения не является очевидным. Противники, преимущественно из правого крыла парламентской фракции, назвали его «абсурдным» и «неконсервативным», тогда как лейбористы, ранее предлагавшие аналогичные меры, дали понять, что законопроект поддержат.
Переход к новой экзаменационной системе, который произойдет в течение десятилетия и затронет в лучшем случае тех, кто сейчас идет в начальную школу, не вызвал ни заметного интереса, ни ярких споров. С учетом того, что полномочия в сфере здравоохранения и образования децентрализованы, реализация этих мер в Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии останется на усмотрение соответствующих органов власти.
Наиболее ожидаемым и в то же время наиболее дискутируемым стало заявление об отказе от строительства второй ветки – от Бирмингема до Манчестера – высокоскоростной железной дороги High Speed 2 (HS2). Слухи об этом циркулировали с начала конференции, однако официальных подтверждений не поступало, и интрига сохранялась до последнего дня.
Идея строительства высокоскоростной железной дороги, которая должна была связать северную и южную части страны и в некоторой степени сгладить проблему региональных дисбалансов, принадлежала лейбористскому правительству Гордона Брауна. За четырнадцать лет расчетная стоимость строительства выросла с 20 млрд до 100 млрд ф.ст., и в случае завершения проект мог стать самым дорогим в мире. Согласно Britain Remade, стоимость строительства первой ветки HS2 – от Лондона до Бирмингема – составила около 400 млн ф.ст. за милю, что почти в 10 раз выше стоимости аналогичного проекта во Францииx.
По словам Сунака, экономический смысл строительства второй ветки HS2 после пандемии снизился, а отмена строительства не означает отказа от проведения политики регионального выравнивания. Оставшиеся 36 млрд ф.ст. будут использованы для развития инфраструктурных проектов и создания транспортной сети Network North, которая свяжет между собой небольшие города на севере Англии.
Реакция на заявление оказалась противоречивой. Часть консерваторов поддержала перевод бюджетных средств в совершенствование транспортной инфраструктуры, хотя и выразила опасения, что Network North может повторить судьбу HS2. Лейбористы, с одной стороны, не поддержали это решение явно, с другой – обещали не пересматривать его в случае прихода к власти. Бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон назвал решение ошибочным, а крупнейший британский профсоюз GMB заявил о его разрушительном влиянии на строительную индустрию и необходимости сокращения сотен рабочих мест. Некоторые заднескамеечники, представляющие округа северной Англии (Red Wall), предупредили, что избиратели, проголосовавшие за них в 2019 г., воспримут это как предательство их интересов.
Планы по запрету продажи сигарет, реформе школьной системы аттестации и отмене строительства ветки HS2 Сунак представил в качестве «радикальной» повестки, нацеленной на победу в следующих выборах, чем вызвал недоумение у рядовых членов партии. Заявив о том, что в стране 30 лет существовала политическая система, которая стимулировала принятие легких, а не правильных решений, он вольно или невольно раскритиковал не только «новых лейбористов», но и четырех своих предшественников-однопартийцев. Тридцатилетний период стал отсылкой к Маргарет Тэтчер, которая ушла в отставку в 1990 г., но до настоящего времени среди большинства консерваторов считается выдающимся реформатором. Между тем официальный слоган конференции – Delivering Long-Term Decisions for a Brighter Future – отражает в большей степени желание, нежели возможности правящей партии.
Примечания:
i Moore Ch. Foolish conference swap hands Labour the last word. The Telegraph. 3 October 2023. Available at: https://www.telegraph.co.uk/news/2023/10/03/foolish-conference-swap-hands-labour-the-last-word/
ii Конференция либерал-демократов проходила с 23 по 26 сентября в Борнмуте, консерваторов – с 1 по 4 октября в Манчестере; конференция лейбористов пройдет с 8 по 11 октября в Ливерпуле.
iii Conservative Party Conference 2023: Day two - Claire Coutinho, Mark Harper. Available at: https://www.youtube.com/live/7B00NHePtSE?si=Tp1fyFOWRkGj-dHu
iv C. Emmerson and P, Johnson and B, Zaranko. (2023). This will be the biggest tax-raising parliament on record [Comment] Institute for Fiscal Studies. Available at: https://ifs.org.uk/articles/will-be-biggest-tax-raising-parliament-record
v Conservative Party Conference: Watch Jeremy Hunt's keynote speech from Manchester. Available at: https://www.youtube.com/live/NdQGssgifMY?si=DGF490l4bQ9diYrn
vi Nigel Farage backs Liz Truss as she calls for dramatic tax cuts. Available at: https://youtu.be/JR4Kbhm6Udw?si=0FGKZTbmGw9Y5pXf
vii Liz Truss delivers speech at 'Great British Growth' rally. Available at: https://www.youtube.com/live/Ic-WhkHNMSw?si=iUQ6nuUbzEYqhsJW
viii Suella Braverman speaks at Tory party conference. Available at: https://www.youtube.com/live/Jt26ANGmzH0?si=efxlaMfCKIO7b37r
ix Rishi Sunak closes annual Conservative Party conference. Available at: https://www.youtube.com/live/WBwJ63dWhEA?si=2C9AlvDGpx7jnhOl
x Hopkinson B. Building Transport in Britain doesn’t have to be this Hard. Britain Remade. 25 August 2023. Available at: https://www.britainremade.co.uk/building_transport_in_britain_doesn_t_have_to_be_this_hard
Нет комментариев