Итоги климатического саммита COP27

2412

used images: 27th session of the Conference of the Parties (COP27) at Sharm EL Sheikh // youtube @UNClimateChange

© Рогожина Н.Г., 29.11.2022

Прошло 30 лет с момента принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в соответствии с которой проводятся ежегодные встречи ее участников. Некоторые из них носили знаковый характер и завершались подписанием важных соглашений, как например, Киотского соглашения в 1997 г. и Парижского соглашения в 2015 г. Другие же – проходной характер. К таковым можно было бы отнести и прошедший с 6 по 20 ноября в Египте саммит СОР27 (Conference of the Parties – Конференция сторон с порядковым номером 27), если бы не одно обстоятельство, полностью изменившее ход дискуссий. Одной из главных обсуждаемых тем оказалась проблема компенсации развивающимся странам со стороны развитых стран за причиненный им ущерб в результате изменения климата. Вопрос этот далеко не новый и был впервые поднят еще на саммите по Окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и с тех пор всплывал неоднократно. Суть его заключается в том, что, по мнению развивающихся стран, развитые страны, которые несут основную историческую ответственность за выбросы парниковых газов, приведшие к глобальному потеплению, находятся в моральном долгу перед развивающимися странами, пострадавшими от изменения климата, несмотря на их незначительный вклад в обострение этого процесса. Поэтому долгом и обязанностью развитых стран является оказание им помощи в проведении климатической политики.

Раньше акцент ставился на оказание развивающимся странам финансовой и технической помощи для сокращения выбросов парниковых газов (таково главное условие выполнения взятых на себя обязательств). Однако на этот раз в центре внимания оказался вопрос о компенсации за ущерб, причиняемый стихийными бедствиями в результате изменения климата и о выделении средств на проведение программ адаптации к меняющейся окружающей среде.

Еще в 2009 г. на конференции CОР15 в Копенгагене развитые страны взяли на себя обязательство ежегодно выделять развивающимся странам к 2020 г. 100 млрд долл. на осуществление программ по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к последствиям экстремальной погоды. Однако эта цель до сих пор не была достигнута. Например США, которые должны были предоставлять 40 млрд долл., в 2020 г. выделили всего 7,6 млрд долл., Австралия и Канада – только треть финансирования, а Великобритания – три четверти.

Поскольку по имеющимся оценкам от 66% до 80% финансирования, выделяемого развитыми странами, направляется на сокращение выбросов парниковых газов, то развивающимися странами и был поднят вопрос о раздельном возмещении ущерба от стихийных бедствий, вызванных изменением климата. Египту, принимающей стране, и Пакистану, возглавляющему группу из 77 развивающихся стран плюс Китай (группа сформирована еще в процессе подготовки Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.), впервые удалось включить этот вопрос в официальную повестку дня конференции.

В отчете Oxfam за июль говорится, что к 2030 г. развивающиеся страны могут понести потери, связанные с потеплением климата, в размере 580 млрд долл. в год. К 2050 г. эта сумма может вырасти до 1,7 трлн долл. По данным ООН, число стихийных бедствий, таких как наводнения и аномальная жара, вызванных изменением климата, увеличилось в пять раз за последние 50 лет, в результате чего погибло более двух миллионов человек и общий ущерб составил 3,64 трлн долл. По оценкам Всемирной метеорологической организации, 91% всех смертей от стихийных бедствий пришлось на развивающиеся страны.

В недавнем отчете ООН говорится, что международное финансирование в настоящее время удовлетворяет менее 10% потребностей в адаптации к изменению климата, и этот разрыв увеличивается. В прошлом году богатые страны пообещали к 2025 г. выделять 40 млрд долл. в год, чтобы помочь более бедным странам с мерами по адаптации к климату. Но, по оценкам доклада Организации Объединенных Наций, это менее одной пятой того, что нужно развивающимся странам.

Неудивительно поэтому, что развивающиеся страны, уязвимые к последствиям изменения климата и не обладающие необходимыми средствами для их преодоления, остро поставили вопрос о создании специального механизма компенсации ущерба и потерь. Ущерб и потери относятся к разрушительному воздействию экстремальных погодных условий на физическую и социальную инфраструктуру бедных стран, а также к финансированию, необходимому для проведения спасательных работ и восстановления после стихийных бедствий, связанных с изменением климата.

Логика требований развивающихся стран исходит из их понимания экологической справедливости, долга и ответственности. По мнению Набил Мунира, пакистанского дипломата и главного переговорщика от блока развивающихся стран G77 плюс Китай, «потери и ущерб – это не благотворительность, это климатическая справедливость».

Однако данное требование развивающихся стран вызвало сопротивление развитых, опасавшихся того, что на них будет возложена слишком большая юридическая ответственность, угрожающая многочисленными исками со стороны пострадавших от изменения климата стран. Поэтому они настаивали на использовании существующих механизмов климатической помощи, поступающей через уже сложившиеся институты.

Двухнедельные переговоры зашли в тупик и грозили провалом конференции, пока накануне ее официального завершения Европейский Союз не согласился на создание специального фонда компенсации ущерба и потерь. ЕС настаивал на том, что любая помощь должна быть в первую очередь направлена на поддержку наиболее уязвимых стран, и эта помощь может включать широкий спектр вариантов, таких как новые страховые программы в дополнение к прямым выплатам. Эта европейская инициатива, которая исключала признание за развитыми странами юридической ответственности за ущерб, связанный с климатом, была поддержана США, Великобританией, Австралией и Новой Зеландией.

Но точка в этом вопросе не была поставлена. Возник вопрос, должны ли некоторые из ведущих экономик мира, относящихся к категории развивающихся стран и освобожденных от обязательств по оказанию климатической помощи бедным странам, участвовать в финансировании механизма потерь и ущерба. Франс Тиммерманс, вице-президент Европейской комиссии, сказал: «Мы должны учитывать экономическое положение стран в 2022 году, а не в 1992 году». В итоге Соединенные Штаты и Европейский союз закрепили в соглашении формулировку, которая может расширить базу доноров, включив в нее крупные развивающиеся экономики, прежде всего Китай, являющийся крупнейшим эмиттером парниковых газов. Новые изменения вероятно вызовут конфликты в будущем, поскольку Китай яростно сопротивляется тому, чтобы его рассматривали как развитую страну в глобальных переговорах по климату. Глава китайской делегации Се Чжэньхуа заявил, что Китай готов предоставить средства и другую помощь развивающимся странам, но не согласился с идеей внесения средств в общий фонд.

Соглашение о выплатах за потери и ущерб, вызванные глобальным потеплением, стало прорывом в решении одного из самых спорных вопросов на переговорах ООН по климату. Однако потребуется время, чтобы воплотить его в жизнь. Сегодня же речь идет о создании комитета с участием представителей 24 стран, которые будут в течение следующего года работать над тем, чтобы точно определить, какую форму должен принять фонд, какие страны и финансовые учреждения должны внести свой вклад в него и куда должны пойти деньги. Многие другие детали еще предстоит уточнить.

Сосредоточившись на проблеме компенсации за потери и ущерб, вызванные изменением климата, участники конференции сделали гораздо меньше для решения проблемы сокращения выбросов парниковых газов, которые являются основной причиной климатического кризиса, сохранив те договоренности, которые были достигнуты на прошлогодней конференции в Глазго.

Предложение Индии и более 80 других стран о «поэтапном отказе» от всех видов ископаемого топлива, не только угля (соглашение об этом было достигнуто в Глазго), но также нефти и газа, было заблокировано крупными производителями нефти, такими как Канада и Саудовская Аравия, а также Китаем.

А между тем, хотя участники конференции подтвердили свое намерение ограничить рост глобального потепления на 1,5°С сверх доиндустриального уровня (за этим порогом риск климатических катастроф значительно возрастает), тем не менее нынешняя политика национальных государств может привести к тому, что в этом веке мир потеплеет на 2,1–2,9°С по сравнению с доиндустриальным уровнем. Текущие обязательства стран приведут к увеличению выбросов на 10,6% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2010 г. Анализ 2021 г. показал, что прогнозируемые выбросы будут продолжать расти и после 2030 г. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, для удержания повышения температуры на 1,5°С выше доиндустриального уровня к 2030 г. мир должен вдвое сократить выбросы, что потребует срочного повсеместного снижения использования ископаемого топлива.

Проблемы сохраняются, а их решения требует тщательной проработки и сближения интересов развитых и развивающихся стран.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
27.02.2024

На сайте Российского совета по международным делам опубликована статья Ивана Щедрова «В борьбе за «тяжелый люкс»: как туристическая отрасль стала предметом спора в индийско-мальдивских отношениях».

подробнее...

26.02.2024

В Мумбаи состоялась экспертная встреча сотрудников ИМЭМО РАН, Мумбайского университета и индийского аналитического центра Observer Research Foundation. В ходе дискуссии обсуждался фактор Китая в российско-индийских отношениях, логистические пути на Ближнем Востоке, в Южной и Центральной Азии, а также роль России в регионе Индийского океана.

подробнее...

Вышли из печати