© 16.11.2015, Дмитриев С.С.
Аппаратом Белого дома опубликован радикально переработанный вариант “Стратегии американских инноваций” (далее Стратегия – С.Д.). В указанном документе утверждается, что “американская инновационная экономика является предметом зависти всего мира”, но при этом США далеко не полностью используют свой научный и технический потенциал. Для сохранения и удержания лидерства в сфере инноваций потребуется сместить акценты на:
- ускоренное развитие инновационных отраслей обрабатывающей промышленности и “чистой” энергетики (инвестирование в “индустрию будущего”);
- формирование “лучшей в мире” инфраструктуры инноваций;
- обеспечение равных возможностей для выходцев из всех слоев населения, включая бывших иммигрантов, иметь доступ к ресурсам инновационной экономики;
- поощрение рыночно ориентированных исследований в частном секторе.
Намеченные меры укладываются в общую концепцию провозглашенной администрацией Обамы политики “реиндустриализации”, цель которой, по выражению американского президента, сделать Америку “центром притяжения для рабочих рук и обрабатывающей промышленности”, “повернуть вспять волну аутсорсинга и привлечь новые рабочие места на наши берега”. Слоганами “реиндустриализации” являются: “строй там, где продаешь” и “то, что изобретено в Соединенных Штатах, должно быть произведено в Соединенных Штатах”.
Это непростая задача, учитывая, что до самых последних лет по отношению к США чаще применялся термин “деиндустриализация”. Доля США в выпуске продукции обрабатывающей промышленности в мире сократилась за 1990-2013 гг. с 23,3% до 17,2%, тогда как Китая, напротив, выросла с 2,6% до 23,2%. “Нация инноваторов” постепенно сдавала позиции в производстве многих видов наукоемкой промышленной продукции. В Германии, например, на средне- и высокотехнологичные отрасли приходится в настоящее время 58% выпуска продукции обрабатывающей промышленности, тогда как в США только 42%.
Администрация Обамы убеждена, что инновации в обрабатывающей промышленности являются важнейшими драйверами долгосрочного экономического роста. “Возрождение” этой отрасли должно не только способствовать устранению сложившихся негативных перекосов в сфере международного обмена продукцией инновационных отраслей обрабатывающей промышленности, но и эффективно противодействовать существующим вызовам в сфере национальной безопасности.
Сейчас степень обеспеченности США собственным производством по вычислительной технике и другой электронике составляет всего 23%, автомобилям – 43%, продукции электротехнического машиностроения – 38%. Доля этой страны в мировом производстве промышленных роботов равняется 14%, тогда как Китая – 20%. На США приходится 17% всех патентов на технологии роботизации, тогда как на Японию – 24%, Германию – 22%. Китай, к слову, является крупнейшим поставщиком в США не только бытовых компьютеров и другой электроники, но и ряда стратегически важных узлов и компонентов для предприятий американского оборонного комплекса.
По утверждению Обамы, предприятия XXI века “будут полагаться на американские научные достижения и технологии, исследования и разработки”. Лидерство США по размеру совокупных затрат на НИОКР имеется в виду сохранить и упрочить. В 2013 г. США затратили на НИОКР 456 млрд. долл., при этом в отраслях, ориентированных на высокие технологии, их расходы на НИОКР более чем в 2 раза превышают совокупные расходы стран ЕС на эти цели. При этом предполагается сконцентрировать основные усилия на прорывных направлениях научно-технического прогресса. Уже сейчас на этот сектор (ряд отраслей обрабатывающей промышленности, энергетики и сферы услуг – advanced industries) приходится свыше 17% ВВП, 90% расходов на НИОКР в частном секторе, 85% всех выданных в стране патентов, 60% экспорта и 80% инженерных кадров.
Перед американской нацией поставлены амбициозные задачи: увеличить долю ежегодных расходов на НИОКР в ВВП с 2,72% в настоящее время, до 3%; обеспечить технологический прорыв в космосе - “не только посещать космическое пространство, но и пребывать в нем”; совершить переход к низкоуглеродной экономике; к концу текущего десятилетия сделать солнечную энергию столь же дешевой, как уголь; завоевать “новые рубежи” в компьютеризации; спроектировать “интеллектуальные” города и т.д.
Основные надежды администрация Обамы возлагает на наблюдаемый в последние годы рост международной конкурентоспособности США. За истекший с 2008 г. период издержки производства в обрабатывающей промышленности США сократились на 5%, в основном вследствие понижения внутренних цен на природный газ, нефтепродукты и электроэнергию, и что особенно важно, существенно сократился разрыв по этому показателю с Китаем.
Другая составляющая успеха – постоянный приток в США квалифицированной рабочей силы, в основном из стран Азии и Европы. Не случайно в документах Конгресса США специально отмечено, что “иммигранты вносят огромный вклад в продвижение инноваций в США”. На бывших иммигрантов приходится четверть образованных в последние годы компаний в инженерных отраслях, 20% иммигрантов имеют инженерные специальности. Примерно 30% нобелевских лауреатов в США – бывшие иммигранты.
Важно также, что инновационная активность в обрабатывающей промышленности США опирается преимущественно на результаты НИОКР, проводимые в отечественных лабораториях, тогда как у Китая она на 50% зависит от импорта технологий. США сейчас особенно сильны в сферах био-, нано-, и «облачных» технологий, скоростного интернета и “интернета вещей”, кибербезопасности, искусственного интеллекта, программного обеспечения, 3-D печати, по системам глобального позиционирования, технологиям для аэрокосмической и нефтегазовой отрасли, “чистой” энергетики, беспилотным и гибридным автомобилям, композитам, высокоточной медицине, роботизации, автоматизированному проектированию, интернет-банкингу. При этом, однако, некоторые страны Европы и Азии по ряду направлений трансформируют изобретения в готовый продукт более эффективно, чем “родина Интернета”, в то числе и по товарам, запатентованным американцами, – от полупроводниковых приборов и ноутбуков до плоских дисплеев и литий-ионных аккумуляторов.
Привлечь инвестиции в инновационные отрасли обрабатывающей промышленности, побудить американские компании производить инновационную продукцию в своей стране, закупать отечественные сырье и материалы, вкладывать средства в обучение и переподготовку персонала преследуют президентские инициативы “Выбери США” и “Сделано в Америке”. Их реализация должна переориентировать крупные корпорации на выбор отечественных предприятий, в том числе малых и средних, в качестве поставщиков материалов, узлов и компонентов.
Президентом США поставлена задача довести число федеральных исследовательских институтов в рамках Национальной сети для инноваций в обрабатывающей промышленности за предстоящие два года с 9 до 15 и через 10 лет - до 45. Их задача - разрабатывать прорывные технологии и материалы, имеющие перспективы для практического внедрения (3D принтеры, композиты, полупроводники, особо прочные жаростойкие волокна и т.д.). Одобрена национальная стратегическая компьютерная инициатива, призванная восстановить лидерство США в части разработки суперкомпьютеров, способных обрабатывать колоссальные массивы информации (big data). Затраты на эту программу, по оценке министерства энергетики, могут составить 3 млрд. долл. Подписан первый контракт с компаниями Cray и Intel на разработку и монтаж к 2025 г. суперкомпьютера, параметры которого в разы превысят показатели сегодняшних китайских лидеров. В рамках Национальной инициативы по беспроводным коммуникациям предстоит обеспечить 98% населения США услугами скоростного интернета.
Обама также неоднократно заявлял о своем намерении реформировать налоговую систему в расчете на то, чтобы сделать экономически невыгодным для частных компаний вывод предприятий за границу. В то же время поощряется ришоринг - возвращение ранее откочевавших за пределы США предприятий. Усилиями предпринимателей развернуто лоббистское движение “Инициатива за ришоринг”, регулярно публикуются списки “инвестиционных героев” – компаний, заявивших о своем намерении инвестировать в США. По данным опросов, 54% управляющих американских компаний изучают возможность ришоринга, 45% рядовых американцев утверждают, что они намеренно выбирают отечественные товары и 64% из них заявляют о своей готовности переплачивать за товары, произведенные в США.
За 2010 - 2014 гг. были зарегистрированы 694 случая ришоринга. В результате, только в 2014 г. были возвращены 60 тыс. рабочих мест. Наиболее законопослушными оказались при этом крупные ТНК. Компании Ford, General Motors, General Electric, Boeing, Caterpillar, Apple и другие объявили о своих планах переместить из Китая и Мексики часть своих мощностей по производству автомобилей, двигателей, экскаваторов, лифтов, компьютеров, бытовой техники и ряда других товаров. Розничная сеть Walmart намерена закупить в течение десяти лет для своих магазинов американские товары на сумму 250 млрд. долл. Компании Tesla и Panasonic реализуют в штате Невада проект “гигафабрики”, рассчитанной на замещение импорта литий-ионных аккумуляторов. Европейский концерн Airbus объявил о своем намерении построить в США сборочное предприятие с инвестициями порядка 600 млн. долл.
Тем не менее, практика последних лет убеждает, что лишь примерно пятая часть “заявлений о намерениях” претворяется в жизнь. Потенциал для ришоринга оценивается в 1 млн. рабочих мест, но это лишь четвертая часть того, что США потеряли в результате вывода предприятий за границу. Масштабы утечки рабочих мест за последнее время действительно резко снизились – до 30 - 50 тыс. в 2014 г. против 150 тыс. в 2003 г., но при этом остаются значительными. Вопреки указаниям администрации Белого дома, многие предприниматели продолжают активно инвестировать в открытие новых производств за рубежом, причем не только в пределах Североамериканской зоны свободной торговли, но и в азиатских странах. К примеру, калифорнийская компания Applied Materials построила крупнейшее в мире негосударственное предприятие по производству фотовольтаики в Китае, а не в США, как она анонсировала ранее. Причина в том, что планируя ришоринг, американские компании исходят не столько из чувства патриотизма, сколько из трезвой оценки “совокупных затрат, связанные с собственностью” (total cost of ownership).
Имеются также опасения, что формирование Транс-Тихоокеанского партнерства может возродить среди американских корпораций временно утерянный ими интерес к офшорингу. Известно, что после образования в 1994 г. Североамериканской зоны свободной торговли в США закрылись 65 тыс. предприятий, а некоторые иностранные компании предпочли воздержаться от реализации ранее заявленных инвестиционных намерений.
Тем не менее, достигнутый на сегодняшний день эффект от проведения в жизнь промышленной политики в целом расценивается как умеренно позитивный. За 2010-2015 гг. в обрабатывающих отраслях созданы 900 тыс. новых рабочих мест, ускоренными темпами растут инвестиции в машины, оборудование и интеллектуальную собственность. Наиболее заметный прирост выпуска продукции достигнут в автомобилестроении, химической промышленности, производстве ЭВМ и электроники.
И хотя обещания Обамы “возродить, перестроить, спасти и реинвестировать” (4 Re – recover, rebuild, rescue and reinvest) американскую обрабатывающую промышленность не всегда претворяются в жизнь достаточно эффективно и последовательно, имеющиеся данные убеждают, что США действительно последовательно проводят курс на “реиндустриализацию” и своеобразное “импортозамещение”. Страна намерена не только восстановить то, что она потеряла в результате кризиса и “деиндустриализации”, но и заложить солидный фундамент для будущего поступательного развития на новой технологической основе.
Нет комментариев