used image: Kim Jong Un on 8th Congress of the Workers' Party of Korea // youtube
© Давыдов О.В., 11.01.2021
Итогов этого мероприятия, о подготовке к которому было объявлено еще летом прошлого года, политики из соседствующих с КНДР стран, а также международные наблюдатели ожидали с нетерпением. Проведение крупных форумов правящей партии в Северной Корее – события достаточно неординарные. Последний, до прихода к власти нынешнего лидера, шестой съезд ТПК состоялся еще в 1980 году, после чего в публичной партийной жизни наступил длительный перерыв. Достаточно сказать, что прежний руководитель, Ким Чен Ир, фактически отодвинул партию на второй план в системе государственного управления, провозгласив политику «сонгун» (приоритета армии), в условиях которой руководству вооруженных сил передавались обширные полномочия в этой сфере.
Ким Чен Ын вернулся к практике опоры на партийную бюрократию, восстановил подзабывшуюся традицию проведения пленумов и съездов, которые как представительные политические мероприятия призваны были демонстрировать народную поддержку решений, принимаемых руководством страны, и нести ответственность за их выполнение.
Именно с такой предопределённостью был проведен первый за 36 лет 7-й съезд ТПК, состоявшийся в мае 2016 года, который в Пхеньяне тогда неофициально называли «съездом победителей». Ким Чен Ын предстал на нём как лидер нации, которая, несмотря на малые размеры страны, скромные ресурсы и противодействие со стороны влиятельных соседей, смогла провести испытания «водородной бомбы», осуществить запуск искусственного спутника Земли, а также целой серии баллистических ракет военного назначения. Пожалуй, это поставило северокорейского руководителя вровень с другими мировыми лидерами, заставило противников КНДР опасаться её окрепшего оборонного потенциала. Тогда Ким Чен Ын заявил, что укрепление национальной военной мощи, несмотря на колоссальные финансовые и иные издержки от её создания, позволит сформировать благоприятное внешнее окружение и впоследствии направить все силы на ускоренное решение задач социально-экономического развития страны. Этим целям был подчинен и принятый на съезде амбициозный план «социалистического строительства» на последующий пятилетний период – вплоть до конца 2020 года.
Однако с претворением в жизнь этих указаний с самого начала так и не заладилось. Вместо перевода экономики на мирные рельсы и её постепенного подъема страна столкнулась с комплексным негативным воздействием целого ряда факторов. Это последствия обширных международных санкций, введенных Советом Безопасности ООН в ответ на развитие ракетно-ядерных программ, рост международной изоляции страны, сокращение внешнеэкономических связей на фоне полного закрытия границ страны из-за пандемии COVID-19, а также усугубление кризиса в сельском хозяйстве вследствие деградации агротехники и череды природных катаклизмов.
В первый же день работы 8-го съезда Ким Чен Ын, который обратился к делегатам со вступительным словом, был вынужден признать, что прошедший период был «наихудшим за всё последнее время». По его словам, возникшие сложные обстоятельства, а также допущенные «многочисленные ошибки и недостатки» привели к тому, что выполнение пятилетнего плана развития страны было провалено практически по всем основным пунктам.
Впрочем, серьёзный разговор о причинах катастрофического положения дел и путях вывода страны из кризиса, похоже, так и не состоялся. В ходе дискуссии на форуме мимоходом говорили о том, что в условиях «сложной внутренней и внешней обстановки» в деле экономического строительства действительно были допущены серьёзные недочёты. Вместе с тем, эти «отклонения», как подчеркивалось, не оказали существенного влияния на генеральную линию. Они имели место в процессе дальнейшего развития страны и продвижения дела социализма, поэтому ситуация будет исправлена «благодаря мудрости и усилиям партии». Также отмечалось, что в стране и в самой партии наблюдаются определённые пораженческие настроения и дух упадничества, однако с ними ведется и будет вестись решительная и беспощадная борьба.
В своем 9-ти часовом выступлении Ким Чен Ын много и пространно говорил о разных вещах, однако места для серьёзного анализа сложившейся ситуации и теоретических новаций в нём так и не нашлось. Все прозвучавшие тезисы были выдержаны в русле привычных пропагандистских клише. КНДР, по его словам, продолжит курс на самостоятельное развитие через опору на собственные силы, добиваясь идейно-политического единства в стране и искоренения «чуждых антисоциалистических веяний». Работу с «массами» нужно проводить, возрождая и культивируя «дух и методы антияпонской партизанской борьбы» под руководством Ким Ир Сена времён Второй мировой войны.
Решения съезда могут стать большим разочарованием для тех, кто ожидал от Пхеньяна конструктивных шагов по пути ядерного разоружения и наведения мостов с его зарубежными оппонентами.
В качестве главного достижения всего прошедшего периода выделено создание «ядерных вооруженных сил» и межконтинентальных баллистических ракет, что якобы способствовало превращению КНДР в «могучую державу». Соответственно, поставлена задача дальнейшего укрепления ядерного статуса страны и неуклонного совершенствования и наращивания ядерных вооружений и средств доставки, что только и является «надёжной гарантией обеспечения благополучия народа».
В решениях съезда отмечалось, что в стране ведётся разработка новых систем вооружений: ядерного тактического, а также гиперзвукового оружия, атомных подводных лодок, сверхточных баллистических ракет дальнего радиуса действия, крылатых ракет, БРПЛ, разведывательных спутников. Всё это якобы способствует превращению северокорейской армии в одну из самых мощных армий в мире. Конечно, проверить достоверность этих заявлений в настоящее время сложно, однако сомнения подогреваются тем, что сообщения о небывалых военных успехах делаются руководителем, который только что расписался в неспособности решить самые ординарные задачи экономического развития страны.
Позиции по международным вопросам представлены в том же агрессивно-наступательном ключе. Ближайшее окружение остаётся неблагоприятным, и КНДР более любой другой страны сталкивается с внешними угрозами. Тем не менее, республика, как подчёркивалось, успешно отвергала все покушения на её суверенитет и не пошла ни на какие уступки врагам, несмотря на усиливающееся давление с их стороны. В этой связи важной задачей остаётся линия на продолжение противоборства с США, которые остаются главным недругом КНДР, «вне зависимости от того, кто в данный момент возглавляет американскую администрацию».
В отношениях с Республикой Корея тоже всё непросто. Согласно прозвучавшим на форуме оценкам, в последний период эти отношения оказались отброшены далеко назад и фактически вернулись в состояние конфронтации. Вина за это естественно была возложена на официальный Сеул, который добивался укрепления своих вооружённых сил и сотрудничал с Вашингтоном на этом поприще. (Видимо, в Пхеньяне исходят из того, что правом заниматься масштабным военным строительством на полуострове располагает только КНДР). Поэтому было указано, что возможность восстановления диалога и межкорейской кооперации будет целиком и полностью зависеть от практических действий Южной Кореи. Пхеньян же в одностороннем порядке добрую волю проявлять пока не собирается.
На общем мрачноватом внешнеполитическом горизонте более мажорными красками рисовались отношения с КНР и Россией, в которых выделялись тенденции к укреплению дружбы и сотрудничества, а с Пекином – даже к развитию стратегического взаимодействия.
Одним из наиболее важных практических решений съезда стало принятие нового пятилетнего плана экономического развития. На фоне впечатляющей и детально изложенной программы развития стратегических наступательных вооружений данный план выглядит довольно невнятным и расплывчатым. Достаточно сказать, что в опубликованных материалах не было приведено практически ни одного натурального показателя, которые должны быть достигнуты. Остается непонятным и то, в какой мере в нём учтены ошибки предыдущего периода, и в чём состоят гарантии того, что новый план в отличие от предыдущего будет реализован на практике.
В последние дни своей работы съезд принял решение о внесении изменений в устав ТПК. Отныне высшие партийные форумы, которые ранее проводились нерегулярно, будут созываться раз в пять лет. Ким Чен Ын, который до этого был председателем Трудовой партии Кореи, теперь избран ее генеральным секретарём.
По итогам состоявшегося мероприятия без ответа остается главный вопрос: для чего вообще в условиях пандемии и острого системного кризиса нужно было проведение многодневного и многолюдного форума, который по сути не был отмечен какими-либо знаковыми решениями. Тем не менее, если суммировать события этих дней, то основной месседж Ким Чен Ына членам партии прочитывается следующим образом – не ждите перемен, никаких существенных корректировок курса не будет. Иными словами, несмотря на трудности и провалы в экономической политике, система и впредь будет работать в мобилизационном режиме, заточенном на закрытость от внешнего мира, милитаризм, администрирование и приоритет идеологических догматов во внутренних делах. Проблемой, однако, является то, каким образом режим собирается в дальнейшем обеспечивать лояльность элиты в условиях неясности перспектив развития страны, неуклонного сокращения размеров «государственного пирога» и падения вследствие этого доходов и благ, на которые может рассчитывать значительная часть северокорейской бюрократии.
Нет комментариев